Папки-передвижки

Проектная работа «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Балиахметова Юлия
Проектная работа «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Проект по развитию речи в старшей группе

«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность. Педагоги от родителей часто слышат такие слова - «У нас стихи не запоминаются! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Публикация «Проектная работа „Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память - это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей :

- высказывания короткие;

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- отличаются непоследовательностью;

- содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно - образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью мнемотаблиц.

Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Развивающие задачи : развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.

Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.

Тип проекта : групповой

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2022 - май 2023 года)

Вид проекта : творческий, исследовательский, практико - ориентированный

Методы проекта : беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; метод «крокирования» (составление схем, чертежей, набросков, зарисовок, развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный - сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;

2 этап - исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, мастер - класс для родителей, консультации для родителей по теме проекта; выступление на педагогическом совете в ДОУ, мастер - класс для педагогов ДОУ.

3 этап - заключительный - итоговый (презентация проекта).

Методическая работа

Формы работы Сроки Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы :

сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники.

Распланировать работу с детьми на новый учебный год сентябрь-октябрь 2022 г.

сентябрь-октябрь 2022 г. Список использованной литературы

Перспективный план работы с детьми по данной теме

Подготовить консультации для родителей по данной теме сентябрь - ноябрь 2022 г. Консультации

Создание картотеки мнемотаблиц сентябрь-декабрь 2022 г. Наличие картотеки с мнемотаблицами

Подготовка и проведение консультации для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи дошкольников"

декабрь 2022 г. Конспект консультации

Подготовить презентацию по теме проекта май 2022 г. Презентация по теме проекта

Перспективный план работы педагога по проекту

на 2022 - 2023 учебный год

Перспективный план работы с детьми по проекту на 2022 - 2023 уч. г.

Сроки выполнения Формы работы с детьми

Сентябрь - Знакомство детей с символами мнемотаблиц (приложение 1)

- Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу (приложение 2)

- Заучивание стихотворения про насекомых с использованием мнемотаблицы (приложение 3)

- Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» с опорой на мнемотаблицу (приложение 4)

Октябрь - Знакомство детей с мнемодорожками (загадки) (приложение 5)

- Заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке» с использованием мнемотаблицы (приложение 6)

- Работа с мнемотаблицами по стихотворению "Маша нашему малышке" (приложение 7)

- Рассказывание сказки по мнемотаблицам "Теремок" (приложение 8)

Ноябрь - Заучивание стихотворения Б. Полякова «Синички» с использованием мнемотаблицы (приложение 9)

- Составление рассказа на тему «Домашнее животное» с использованием мнемотаблицы (приложение 10)

- Составление описательного рассказа о предметах посуды (приложение 11)

- Пересказ сказки "Два жадных медвежонка" с использованием мнемотаблицы (приложение 12)

Декабрь - Заучивание стихотворения «Дед Мороз» с использованием мнемотаблицы (приложение 13)

- Работа с мнемодорожками "Знакомство с временем года зима" (приложение 14)

- Составление загадок с помощью мнемотехники (приложение 15)

- Заучивание стихотворения Р. Кудаева "Вот пришла зима" (приложение 16)

Январь - Составление описательного рассказа на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу (приложение 17)

- Рассказывание по теме тему «Моя любимая игрушка» с опорой на мнемотаблицу (приложение 18)

- Заучивание стихотворения «Сосулька» с использованием мнемотаблицы (приложение 19)

- Заучивание стихотворения "Белка - шалунишка" (приложение 20)

Февраль - Работа с мнемоквадратами "Пословицы и поговорки" (приложение 21)

- Заучивание стихотворения И. Гуриной «Весёлый снеговик» с использованием мнемотаблицы (приложение 22)

- Работа с мнемодорожками "Перелетные птицы" (приложение 23)

- Пересказ сказки "Рукавичка" (приложение 24)

Март - Составление описательного рассказа на тему «Весна» с опорой на мнемотаблицу (приложение 25)

- Заучивание стихотворения «Сорвала я в поле цветик голубой…» с использованием мнемотаблицы (приложение 26)

- Пересказ "Кто важнее всех на улице?" (приложение 27)

- Мини - викторина "Назови название сказки" с опорой на мнемотаблицу" (приложение 28)

Апрель - Заучивание стихотворения «Космонавт» с использованием мнемотаблицы (приложение 29)

- Расскажи сказку по мнемотаблице (приложение 30)

- Пересказ "Как булочка сметану караулила" (приложение 31)

Май Заучивание стихотворения «День Победы – светлый праздник» с использованием мнемотаблицы

Перспективный план работы с родителями по проекту на 2022 - 2023 уч. г.

Формы работы Сроки выполнения

Консультация «Знакомство с мнемотехникой Октябрь 2022

Консультация для родителей "Применение мнемотехники в связной речи дошкольников" Октябрь 2022

Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» ноябрь 2022

Консультация «Учим ребёнка пересказывать» Декабрь 2022

Речевые игры по дороге в детский сад Январь 2022

Декабрь 2022

Консультация «Как учить стихи с ребёнком»

Декабрь 2022

Январь 2023

Оформление выставки детско - родительских работ, презентация проекта Май 2023

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для :

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при заучивании стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. В своей работе мы совместно с детьми создаём мнемотаблицы для заучивания стихотворений и составления описательных рассказов. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель совместно с детьми в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или стихотворению.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы ребёнок не отвлекался на яркость символических изображений. Совместно с детьми мы составляли мнемотаблицы по блокам «Осень» и «Зима».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Для этого нами был разработан перспективный план, согласно которому мы с ребятами ежемесячно разучивали новое стихотворение (тематика стихотворений совпадала с комплексно-тематическим планированием). Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей :

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов : внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

В ходе своей работы мы тесно взаимодействовали с родителями, нами был проведён мастер-класс на тему «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста», во время которого мы познакомили родителей с понятием «мнемотехника» и рассказали, для чего и как мы её используем в совместной работе с детьми; рассказали об основных этапах работы по запоминанию стихотворений и составлению описательных рассказов. Предложили родителям поупражняться в самостоятельном составлении мнемотаблиц к стихотворениям и дали рекомендации по заучиванию текстов, используя данный метод. Также нами были разработаны и составлены консультации для родителей по данной теме, все консультации выставлялись в приёмной.

В январе нами был проведён мастер-класс на педагогическом совете на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», во время которого мы познакомили своих коллег с данным приёмом, предложили им поупражняться в составлении мнемотаблиц для заучивания стихотворений. Предложили использовать данный опыт в своей дальнейшей педагогической работе.

В перспективе мы планируем продолжать работу по данной теме : совместно с детьми и родителями составлять мнемотаблицы к стихотворениям и рассказам, чтобы использовать их на занятиях и мастер-классах, а также подготовить презентацию с фотографиями для обмена опытом с коллегами по работе.

Ожидаемые результаты:

- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;

- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;

- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;

- обогащение словарного запаса;

- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;

- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Список литературы:

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16

3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С. 59-62.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 20:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД