Валентина Курмыгина
Проектная работа по экологии «Зимующие птицы» для воспитанников младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1 Актуальность проекта
2 Описание проекта
3 План работы
4 Заключение
5 Список литературы
Приложения
Введение
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно острая проблема современности. Трудовая
деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу,
которая воздействует на биосферу и нарушает ход её естественной эволюции. Выход из экологи-ческого кризиса отмечают учёные, техническими средствами невозможен. Экологическое образо-
Публикация «Проектная работа по экологии „Зимующие птицы“ для воспитанников младшей группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
вание выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного
влияния на окружающую среду и фактором формирования зкологической культуры личности, как
регулятора отношений в системе "человек-окружающая среда".
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об
образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы зкологического
образования населения.
Началом формирования зкологической направленности личности по праву можно считать дошколь-
ное детство, т. к в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей
действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а потом
и на всю жизнь, остаются в памяти человека.
Воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть
целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими
людьми, с природой, с самим собой, как частью природы.
Актуальность пректа
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую
остроту и актуальность.
Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирова-
ние начал экономической культуры.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней,
научить беречь окружающий мир. Особое внимание мы решили уделить птицам.
Птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость.
В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, а потребность в
ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому
многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями,
должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их
повадках и образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.
Описание проекта
Участники проекта :
-воспитанники младшей группы
-родители воспитанников
-воспитатель группы
-музыкальный руководитель
Тип проекта : краткосрочный
Вид проекта : информационно-творческий
Сроки реализации проекта :
Декабрь-февраль (2016-2017 учебный год)
Образовательные области:
- "Познавательное развитие"
- "Художественно-эстетическое"
- "Социально-коммуникативное"
- "Речевое развитие"
- "Физическое развитие"
Цель проекта :
-формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного
отношения к ним.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей элементарные представления о зимующих птицах, их строении,способах
передвижения, разнообразия, узнать как можно больше о зимующих птицах ближайшего окружения
почему так называются, как защищаются от врагов, зачем нужны в природе, выяснить почему
нужно заботиться о них зимой, и что мешает их жизни в зимнее время года, о значении зимую-
щих птиц в природе и жизни человека;
2. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птицах.
3. Пополнить развивающую среду группы материалом и оборудованием по теме проекта.
4. Воспитывать желание помочь птицам в трудное для них время.
5. Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения
отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Активизировать способности детей.
Работа воспитателя
- подбор литературы о зимующих птицах, иллюстраций и поделок
- пополнение развивающей среды
(дидактические игры, слайды, видеофильмы)
- открытые мероприятия для родителей
(законных представителей воспитанников)
- изготовление папок-передвижек, консультаций для родителей
(законных представителей воспитанников)
Индивидуальные беседы.
Методы и приё мы:
1. Наблюдения
2. Беседа
3. Анкетирование
4. Сбор информации
5. Работа с литературой
6. Обработка собранной информации
7. Творческая работа
Основные направления реализации проекта :
1. Ознакомления воспитанников с видами зимующих птиц. Эмоциональное воспитание воспитанников
умение видеть; любоваться и восхищаться красотой птиц.
2. Обучение умению выделять особенности каждого вида зимующих птиц, находить сходство и
различия птиц, формировать умение создавать птиц в любой форме
(рисовании, лепке, конструирование).
Формы реализации проекта
Работа с воспитанниками;
1. Организованная образовательная деятельность.
2. Наблюдение в природе.
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание иллюстрационных материалов.
5. Участие в игровой деятельности.
6. Самостоятельная деятельность.
7. Проведение ситуационных бесед.
8. Продуктивная деятельность.
9. Заучивание стихов, песен.
10. Организация совместно с родителями мини-музея "снегиря".
Работа с родителями
(законными представителями воспитанников)
* Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (сказки, стихи, загадки)
по данной тематике.
* Оформление папки-передвижке " Зимующие птицы нашего края ".
* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей " Мои наблюдения
в лесу за птицами ".
* Оформление стенда для родителей "Птицы наши друзья".
* Консультация для родителей "Как и для чего можно сделать кормушки для птиц".
* Выставка совместно с родителями "Мы любим птиц".
* Создания мини-музея снегиря.
Принципы реализации проекта :
Принципы личностно-ориентированного общения.
Личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и
взаимопонимания; в процессе общения, педагог выступает как активный соучастник активной
деятельности; партнёрства; соучастие и взаимодействие-приоритетные формы общения педагога
с детьми.
Принцип наглядности-широкое представление соответствующему изучаемому материалу наглядности.
Принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот
принцип формирует желание выполнять предлагаемые виды заданий.
Принцип культуросообразительности -воспитание должно основываться на общечеловеческих
ценностях культуры.
Принцип деятельностного подхода-любые знания приобретаются ребёнком во время
активной деятельности.
Этапы реализации проекта :
Первый этап- подготовительный
Определение уровня знаний о зимующих птицах, анкетирование родителей по теме:
"Зимующие птицы" определение темы проекта, задач, подбор необходимой литературы.
Составление перспективного плана проекта.
Второй этап- основной
Второй этап-непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа,
по трё м направлениям:
* Работа педагога с воспитанниками.
* Работа воспитанников и родителей.
* Работа педагога и родителей.
В результате проекта дети узнают о птицах, зимующих в нашем городе, поймут, что птицам
зимой необходима помощь человека. Эта работа принесёт ребятам большую радость и
удовольствие. У детей появятся добрые чувства, желание прийти на помощь птицам.
Третий этап- заключительный
*Анализ и подведение итогов;
*Викторина "Кто больше знает о птицах"
*Создание мини-музея снегиря детьми и их родителей;
*Оформление презентации проекта
*Организация и участие родителей в выставке "Лучшая кормушка для птиц".
Планы работы по педагогическому проекту
Формы работы :
Беседы"Что ты знаешь о птицах";
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;
Прослушивание аудиозаписи голос птиц;
Отгадывание загадок про зимующих птиц;
ООД Познавательное развитие"Зимующих птиц";
ООД Аппликация "Птица";
ООД Развитие речи "В гости к зимующим птицам";
Д/ игры: "Птички на кормушке" "Четвёртый лишний";
Чтение художественной литературы В. Звягина-"Воробей";
Н/ игры: "Зимующие птицы" "Собери картинку".
Лото "Птицы";
Пальчиковая игра: "Десять птичек стайка".
Оформление ширмы для родителей "Зимующие птицы";
Наблюдения за птицами на прогулке.
Задачи:
1. Развивать интерес у детей к жизни птиц;
2. Познакомить с загадками и тайнами живой природы;
3. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц;
4. Воспитывать заботливое отношение к птицам;
5. Учить лепить птиц;
6. Расширять словарь детей за счёт существительных (снегирь,ворона,сорока,дятел,синица)
Заключение
В результате проведённой работы, дети получили много новой информации о птицах, которые
зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания
в зимний период. Узнали, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя.
Вместе с родителями изготовили кормушки.
Узнали каких видов бывают кормушки.
Укрепились детско-родительские отношения.
Но главный результат проекта- это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут
перезимовать, если мы не будем им помогать.
Дети стали более добрыми и отзывчивыми.
По небу весело скользя
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая
"Спасибо вам, великое!".
Приложения
1. Перспективное планирование проекта :
"Трудно птицам зимовать. надо птицам помогать"
2. Беседы:
*Зачем помогать птицам зимой?
*Что мы знаем о зимующих птицах?
3. Презентация
*Картинки с изображение птиц.
4. Прогулка
5. Дидактические игры:
*"Назовите птицу"
*"Кто где живёт?"
*"Кто как кричит?"
6. Подвижные игры
*"Воробушки и кот" "Вороны"
7. Настольная игра "Разрезанные картинки"
8. Чтение художественной литературы: З. Звягиной "Воробей".
9. Консультации для родителей "Чем подкармливать птиц".
Диагностика
критерии сформированности знаний о зимующих птицах :
*знания названия зимующих птиц
*знания о классификации птиц
*знания об особенностях внешнего вида зимующих птиц
Определение уровня знаний, характерных особенностей представителей зимующих птиц.
Проводиться индивидуально с каждым ребёнком.
Цель: определить уровень знаний, характерных особенностей представителей зим-щих птиц.
Оборудование: картины зимующих и пернатых птиц, фигурки птиц.
Вопросы:
1. Как называется птица?
2. Что можно рассказать о ней?
3. Твоё отношение к ним?
Протокол обследования знаний
Высокий уровень (3 балла)
Ребёнок без особого труда называет зимующих птиц. Знает характерные признаки. Проявляет
интерес и выражает своё отношение к птицам.
Средний уровень (2 балла)
Ребёнок иногда допускает неточности в ответах. Проявляет интерес и выражает своё
отношение к птицам.
Уровень ниже среднего (1 балл)
Ребёнок часто допускает ошибки при названии птиц. На поставленные вопросы отвечать
затрудняется, а если отвечает, то в основном неверно.
По результатам диагностики, на начало проекта высокий уровень показали 4 ребёнка(14%)
средний 9 детей(57%)-низкий 5 детей(29%).
Литература
1. Артемьева Л. В. Окружающий мир в дидактических играх.
2. Ильчук Н. П. Хрестоматия для дошкольников 2-4 лет.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе.
4. Доронова Т. Н. Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке,аппликации в игре
(младшая разновозрастная группа) :Для воспитателей детского сада-М :Просвещение 1992г.
5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений-2001г.
6. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов
дошкольных учреждений и родителей М. 2011 год.