Приложение МААМ

Семинар-тренинг «Профилактика эмоционального выгорания для педагогов»

Светлана Кудашова
Семинар-тренинг «Профилактика эмоционального выгорания для педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Кудашова Светлана Викторовна, педагог-психолог высшей категории, специалист МУДО «Центр «Позитив» город Энгельс Саратовской области

Количество участников: 10- 15 человек.

Цель семинара : профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

• знакомство с понятием «эмоциональное выгорание» и его характеристиками

• анализ причин данного явления

• самоанализ проявления признаков выгорания

• актуализация ресурсов группы, профилактирующих «эмоциональное выгорание»

Публикация «Семинар-тренинг „Профилактика эмоционального выгорания для педагогов“» размещена в разделах

• снижение уровня психоэмоционального напряжения и получение психологической поддержки.

Продолжительность семинара : 1,5 часа.

Содержание

1.«Знакомство по кругу»

Каждый участник прикрепляет бейджик со своим именем и представляется, называя имя отчество, предмет, который преподает и свой стаж работы в профессии. (Начинается знакомство с представления ведущего). Ведущий называет тему встречи, её цели и задачи

2. «Ассоциации»

Инструкция: Необходимо назвать ассоциации к слову «выгорание» по кругу.

Ведущий обобщает сказанное, даёт определение понятия «эмоциональное выгорание» и характеризует крайние точки его проявления от слишком сильных заострённых реакций до функционирования в экономном энергосберегающем режиме.

Информационная часть: В 1974году Френденбергер предложил термин «сгорание», описывая разочарование и крайнюю усталость у работников психиатрических учреждений. «Синдром сгорания»- сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. И он характерен для помогающих профессий и профессий формата : человек-человек

Чтобы погрузиться в тему и выявить насколько актуальна тема профилактики выгорания именно в нашей педагогической группе предлагаем сделать следующее упражнение:

3. «Голосование ногами»

( В зависимости от ответа на утверждение: «да», «нет», или «особое мнение» участники занимают определённое место в зале. После чего каждая группа объясняет свою позицию)

Выгорание педагога зависит от стажа его работы в профессии

• Не все учителя подвержены «выгоранию»

• В «эмоциональном выгорании» виноват сам человек

Ведущий обобщает, комментирует и резюмирует высказывания групп.

4. «Ох, как я устал (а)

(Данную фразу участники проговаривают по очереди с разной интонацией)

После чего желающие могут ответить на вопросы:

Ваши чувства во время упражнения?

Получилось ли немного снизить напряжение во время выполнения упражнения?

Как правило, когда человек многократно рассказывает о неприятном событии, называя свои чувства в этой ситуации, то эмоциональное напряжение снижается.

5. Тест–самозамер на наличие «выгорания»

Каждый участник на выбор: либо на листе-опроснике отмечает свои симптомы, либо считает их количество про себя.

(Опросник Maslach и Jackson (1986. См в приложении)

Если количество признаков, которые Вы наблюдаете у себя, составляет 8 – 10 и более по всем группам или 5 и более в одной, можно говорить наличии синдрома эмоционального выгорания.

Предлагаем взять опросник с собой и отслеживать частоту проявлений по всем четырем пунктам в течение трех недель. Если наблюдается тенденция к повторению и увеличению количества и частоты признаков синдрома «сгорания», можно с уверенностью сделать вывод о наличии синдрома «сгорания».

6. «Мозговой штурм» (Инвентаризация внешних и внутренних ресурсов) по созданию банка способов профилактики «выгорания» и для снижения нервно-психического напряжения. Можно записывать не в один, а в три столбика: что можно делать для души, для тела и для разума.

7. Поприветствуем тех, кто умеет:

• вышивать

• играть на муз. инструменте

• танцевать

• играть в шахматы

• печь пирожки

• плавать

кто любит:

• домашних животных

• ходить в гости

• встречать гостей

• поспать

• почитать

(Дающие утвердительный ответ встают, все хлопают в ладоши).

Ведущая заостряет внимание на значимости принятия и поддержки коллег и социума в целом для эмоционального равновесия.

8. Мои приоритеты.

Предлагаем педагогам распределить по степени значимости следующий перечень: дети, работа, муж (жена, я, друзья и родственники.

После выполнения упражнения предлагаем оптимальный перечень:

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники.

Затем участникам предлагается подумать об этом, так как приоритеты тоже влияют и на психическое здоровье и на творческую активность и на умение разумно распределять свои ресурсы…

9. Что помогает Вам справляться с трудностями?

Мой ресурс или Моя стратегия преодоления трудностей. То, что помогает выйти из стресса, преодолевать препятствия и хандру…

(Для этого «вслепую» каждый вытягивает одну Метафорическую Карту.

Можно взять колоду «Зонтики», «Диксид» и т. д.)

После чего участники по кругу поясняют то, как они поняли посыл «знающего поля». В случае затруднения желающие могут помогать.

10. Небольшая релаксация на фоне видео «Музыка цветов».

Любуемся цветами под музыку 2 мин.

11. Итоговый шерринг.

Мысли, чувства, впечатления от занятия.

Приложение

Опросник Maslach и Jackson (1986.)

Признаки наличия «синдрома эмоционального сгорания» :

1. Изменения в поведении:

• Стремление сменить профессию,

• Сопротивление выходу на работу и опоздания,

• Откладывание консультативных встреч с родителями учащихся,

• Увеличение числа «неудачных» консультаций и занятий,

• Раздражительность и агрессивность во время урока,

• Стремление навязывать собственные установки и ценности,

• Механическое выслушивание и применение психолого-педагогических техник без эмоционального участия,

• Желание побыстрее завершить урок или консультацию,

• Перенос отрицательных эмоций на окружающих, в том числе коллег и учеников,

• Утрачивание творческого подхода к решению проблем,

• Снижение количества личных достижений при возрастающем количестве работы,

• Усталость от общения, избегание коллег, друзей, родственников, стремление уединиться,

• Увеличение потребления веществ, влияющих на настроение, включая кофеин и никотин.

• Утрачивание способности удовлетворять свои потребности в развлечениях.

2. Изменения в чувствах:

• Постоянная физическая и психическая усталость,

• Постоянное ощущение неудачи, вины и самообвинения,

• Часто переживаемый и трудно сдерживаемый гнев,

• Повышенная раздражительность, ощущение, что придираются,

• Чувство обиды или горечи,

• Ощущение малой значимости решаемых проблем,

• Чувство бессилия, беспомощности и несостоятельности, равнодушия,

• Боязнь предстоящих мероприятий,

• Утрата чувства юмора или «черный юмор».

Изменение в мышлении:

• Упорные мысли о том, чтобы оставить работу,

• Ригидное мышление, сопротивляемость изменениям,

• Усиление подозрительности и недоверчивости,

• Циничное, порицающее отношение к людям «за глаза»,

• Менталитет жертвы,

• Озабоченность собственными потребностями и личным выживанием.

• Деперсонализация и сомнения в собственной ценности.

3. Изменение в здоровье:

• Нарушенный сон,

• Частые незначительные долго длящиеся недуги,

• Повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям,

• Повышенная утомляемость,

• Неспособность к концентрации внимания,

• Усталость и истощение на протяжении всего дня.

Если количество признаков, которые Вы наблюдаете у себя, составляет 8 – 10 и более по всем группам или 5 и более в одной, можно говорить наличии синдрома эмоционального сгорания. Предлагаем отслеживать частоту проявлений по всем четырем пунктам в течение трех недель. Если наблюдается тенденция к повторению и увеличению количества и частоты признаков синдрома «сгорания», можно сделать вывод о наличии синдрома «сгорания».В случае необходимости Вы можете обратиться за психологической помощью к специалисту.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-тренинг «Профилактика эмоционального выгорания для педагогов»
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 18:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-тренинг «Профилактика эмоционального выгорания для педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кудашова (УИ 1646421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД