Светлана Кудашова
Семинар-тренинг «Профилактика эмоционального выгорания для педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Кудашова Светлана Викторовна, педагог-психолог высшей категории, специалист МУДО «Центр «Позитив» город Энгельс Саратовской области
Количество участников: 10- 15 человек.
Цель семинара : профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
• знакомство с понятием «эмоциональное выгорание» и его характеристиками
• анализ причин данного явления
• самоанализ проявления признаков выгорания
• актуализация ресурсов группы, профилактирующих «эмоциональное выгорание»
Публикация «Семинар-тренинг „Профилактика эмоционального выгорания для педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
• снижение уровня психоэмоционального напряжения и получение психологической поддержки.
Продолжительность семинара : 1,5 часа.
Содержание
1.«Знакомство по кругу»
Каждый участник прикрепляет бейджик со своим именем и представляется, называя имя отчество, предмет, который преподает и свой стаж работы в профессии. (Начинается знакомство с представления ведущего). Ведущий называет тему встречи, её цели и задачи
2. «Ассоциации»
Инструкция: Необходимо назвать ассоциации к слову «выгорание» по кругу.
Ведущий обобщает сказанное, даёт определение понятия «эмоциональное выгорание» и характеризует крайние точки его проявления от слишком сильных заострённых реакций до функционирования в экономном энергосберегающем режиме.
Информационная часть: В 1974году Френденбергер предложил термин «сгорание», описывая разочарование и крайнюю усталость у работников психиатрических учреждений. «Синдром сгорания»- сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. И он характерен для помогающих профессий и профессий формата : человек-человек
Чтобы погрузиться в тему и выявить насколько актуальна тема профилактики выгорания именно в нашей педагогической группе предлагаем сделать следующее упражнение:
3. «Голосование ногами»
( В зависимости от ответа на утверждение: «да», «нет», или «особое мнение» участники занимают определённое место в зале. После чего каждая группа объясняет свою позицию)
• Выгорание педагога зависит от стажа его работы в профессии
• Не все учителя подвержены «выгоранию»
• В «эмоциональном выгорании» виноват сам человек
Ведущий обобщает, комментирует и резюмирует высказывания групп.
4. «Ох, как я устал (а) !»
(Данную фразу участники проговаривают по очереди с разной интонацией)
После чего желающие могут ответить на вопросы:
Ваши чувства во время упражнения?
Получилось ли немного снизить напряжение во время выполнения упражнения?
Как правило, когда человек многократно рассказывает о неприятном событии, называя свои чувства в этой ситуации, то эмоциональное напряжение снижается.
5. Тест–самозамер на наличие «выгорания»
Каждый участник на выбор: либо на листе-опроснике отмечает свои симптомы, либо считает их количество про себя.
(Опросник Maslach и Jackson (1986. См в приложении)
Если количество признаков, которые Вы наблюдаете у себя, составляет 8 – 10 и более по всем группам или 5 и более в одной, можно говорить наличии синдрома эмоционального выгорания.
Предлагаем взять опросник с собой и отслеживать частоту проявлений по всем четырем пунктам в течение трех недель. Если наблюдается тенденция к повторению и увеличению количества и частоты признаков синдрома «сгорания», можно с уверенностью сделать вывод о наличии синдрома «сгорания».
6. «Мозговой штурм» (Инвентаризация внешних и внутренних ресурсов) по созданию банка способов профилактики «выгорания» и для снижения нервно-психического напряжения. Можно записывать не в один, а в три столбика: что можно делать для души, для тела и для разума.
7. Поприветствуем тех, кто умеет:
• вышивать
• играть на муз. инструменте
• танцевать
• играть в шахматы
• печь пирожки
• плавать
кто любит:
• домашних животных
• ходить в гости
• встречать гостей
• поспать
• почитать
(Дающие утвердительный ответ встают, все хлопают в ладоши).
Ведущая заостряет внимание на значимости принятия и поддержки коллег и социума в целом для эмоционального равновесия.
8. Мои приоритеты.
Предлагаем педагогам распределить по степени значимости следующий перечень: дети, работа, муж (жена, я, друзья и родственники.
После выполнения упражнения предлагаем оптимальный перечень:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники.
Затем участникам предлагается подумать об этом, так как приоритеты тоже влияют и на психическое здоровье и на творческую активность и на умение разумно распределять свои ресурсы…
9. Что помогает Вам справляться с трудностями?
Мой ресурс или Моя стратегия преодоления трудностей. То, что помогает выйти из стресса, преодолевать препятствия и хандру…
(Для этого «вслепую» каждый вытягивает одну Метафорическую Карту.
Можно взять колоду «Зонтики», «Диксид» и т. д.)
После чего участники по кругу поясняют то, как они поняли посыл «знающего поля». В случае затруднения желающие могут помогать.
10. Небольшая релаксация на фоне видео «Музыка цветов».
Любуемся цветами под музыку 2 мин.
11. Итоговый шерринг.
Мысли, чувства, впечатления от занятия.
Приложение
Опросник Maslach и Jackson (1986.)
Признаки наличия «синдрома эмоционального сгорания» :
1. Изменения в поведении:
• Стремление сменить профессию,
• Сопротивление выходу на работу и опоздания,
• Откладывание консультативных встреч с родителями учащихся,
• Увеличение числа «неудачных» консультаций и занятий,
• Раздражительность и агрессивность во время урока,
• Стремление навязывать собственные установки и ценности,
• Механическое выслушивание и применение психолого-педагогических техник без эмоционального участия,
• Желание побыстрее завершить урок или консультацию,
• Перенос отрицательных эмоций на окружающих, в том числе коллег и учеников,
• Утрачивание творческого подхода к решению проблем,
• Снижение количества личных достижений при возрастающем количестве работы,
• Усталость от общения, избегание коллег, друзей, родственников, стремление уединиться,
• Увеличение потребления веществ, влияющих на настроение, включая кофеин и никотин.
• Утрачивание способности удовлетворять свои потребности в развлечениях.
2. Изменения в чувствах:
• Постоянная физическая и психическая усталость,
• Постоянное ощущение неудачи, вины и самообвинения,
• Часто переживаемый и трудно сдерживаемый гнев,
• Повышенная раздражительность, ощущение, что придираются,
• Чувство обиды или горечи,
• Ощущение малой значимости решаемых проблем,
• Чувство бессилия, беспомощности и несостоятельности, равнодушия,
• Боязнь предстоящих мероприятий,
• Утрата чувства юмора или «черный юмор».
• Изменение в мышлении:
• Упорные мысли о том, чтобы оставить работу,
• Ригидное мышление, сопротивляемость изменениям,
• Усиление подозрительности и недоверчивости,
• Циничное, порицающее отношение к людям «за глаза»,
• Менталитет жертвы,
• Озабоченность собственными потребностями и личным выживанием.
• Деперсонализация и сомнения в собственной ценности.
3. Изменение в здоровье:
• Нарушенный сон,
• Частые незначительные долго длящиеся недуги,
• Повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям,
• Повышенная утомляемость,
• Неспособность к концентрации внимания,
• Усталость и истощение на протяжении всего дня.
Если количество признаков, которые Вы наблюдаете у себя, составляет 8 – 10 и более по всем группам или 5 и более в одной, можно говорить наличии синдрома эмоционального сгорания. Предлагаем отслеживать частоту проявлений по всем четырем пунктам в течение трех недель. Если наблюдается тенденция к повторению и увеличению количества и частоты признаков синдрома «сгорания», можно сделать вывод о наличии синдрома «сгорания».В случае необходимости Вы можете обратиться за психологической помощью к специалисту.