Папки-передвижки

Профориентация — что это такое и с чем ее едят

Бахарев Данила
Профориентация — что это такое и с чем ее едят

Выбор профессии является очень сложной проблемой. Ведь сегодня количество профессий измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным исследований, выпускники могут назвать в среднем лишь 20 – 30 профессий, по этой причине выбор профессии зачастую носит стихийный характер.

Публикация «Профориентация — что это такое и с чем ее едят» размещена в разделах

Вместе с тем верный выбор профессии очень важен, поскольку влияет как на будущее самого человека, так и на общество, ведь люди, которые правильно сделали свой выбор и работают с удовольствием в той или иной сфере деятельности, показывают высокую производительность труда, что является очень важным стратегическим ресурсом для общества и государства в целом.

Поэтому сегодня возрастает роль профориентационной работы. Современная профориентационная деятельность, в большинстве своем заключается в проведении диагностики и последующей интерпретации полученных данных. На основании интерпретации данных исследования, психологом выносится заключение о подходящих направлениях деятельности (профессиональных сферах).

Таким образом, подросток, пройдя диагностику получает не только «сухие» результаты, но и определенные рекомендации, объясняющие в какой сфере профессиональной деятельности ему будет лучше всего работать, где он сможет максимально раскрыть все свои таланты.

Актуальность подобной формы работы сложно переоценить. Прежде всего, об этом свидетельствует высокий спрос на профориентационную диагностику, в которой заинтересованы, как сами будущие профессионалы, так и их родители.

Профориентационная диагностика представляет собой быстрый способ классификации личностных качеств ребенка, особенностей его нервной системы, профессиональных предпочтений, интересов, увлечений, стремлений и желаний, что дает возможность выявить некоторую среду в качестве наиболее комфортной для профессиональной деятельности исследуемого.

Профессиональная ориентация включает в себя комплекс научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей их личности и социально-экономической ситуации на рынке профессий, на оказание помощи подросткам в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Выбор школьниками профессии сегодня становится огромной проблемой для большого числа учащихся, когда наступает пора определиться с выбором учебного заведения и будущей профессии. Основная проблема заключается в том, что не все подростки четко осознают свои профессиональные планы.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Поэтому школьники обращаются в фирму, которая занимается профориентационной диагностикой, желая получить готовое решение, в какую отрасль деятельности им лучше податься. Подростки, равно как и их родители, профориентационный процесс воспринимают в качестве обычных ответов на вопросы, после которых специалист выдаст специальное «предписание» с будущим местом работы, то есть предоставит им готовое решение, сделает за них выбор. Дети боятся брать на себя ответственность, поэтому стремятся ее переложить на кого-нибудь, например, на профориентатора. И в этом кроется огромная проблема.

К сожалению, большинство людей ошибочно воспринимают профориентационную деятельность в целом и заключение профориентатора в частности, считая его непосредственным руководством к действию.

В действительности же, диагностика предоставляет собой некоторый результат, существующий именно на данный момент времени. Он отражает интересы (увлечения, которые есть у подростка именно в данный момент, указывает также на личностные особенности респондента, дает представление о предрасположенностях и способностях.

Поэтому в качестве рекомендаций подросток получит перечень от 10 до 20 и более специальностей и направлений, по которым он сможет в дальнейшем обучаться и, даже трудиться.

Отсюда получается, что молодые люди, прошедшие диагностику, на выходе оказываются с тем же, с чем пришли изначально. Дальнейшая профориентационная работа позволяет сузить полученный перечень специальностей до 1-3 направлений. При этом, практически в 100% случаев направления, предоставленные диагностом, совпадают с представлениями самого испытуемого. Однако четко регламентировать специальности, в которых подросток оптимально реализует себя не удастся. Разброс остается непреодолимым.

Часто у родителей и подростков, проходящих профориентацию, складывается определенный миф: они убеждены, что в результате диагностики получат быстрый, а главное однозначный ответ на вопрос, куда ребенку нужно пойти учиться и работать.

Наличие этого и подобных мифов, отсутсвие понимания сути и содержания профориентационной работы, приводит к разочарованию в деятельности профориентологов и профориентации в целом ведь ожидания оказались не оправданы.

Поэтому одной из задач специалистов по профориентации является развенчание мифов и проведение полноценной работы, направленной на формирование осознанного выбора у подростков будущей профессии и направления работы (дальнейшей учебы).

Что будет включать в себя профориентационная работа и как она будет проходить зависит, как правило, от запросов родителей и самих учащихся, а также от степени сформированности их профессиональных интересов и позиции, понимания факторов и процессов, влияющих на выбор, от степени самосознания.

Как правило, выбор профессии человеком обусловлен множеством факторов, таких как: собственные интересы, склонности, желания и возможности, место проживания, профессиональное самоопределение.

Изучение трудовой мотивации подростка позволяет спрогнозировать его профессиональное становление и карьерный рост. Важное значение имеет также осведомленность человека о реалиях трудовой деятельности выбранной профессии, критериях профпригодности и оплаты труда

Профориентация позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости.

Профориентационная деятельность направлена, прежде всего, на выявление и формирование интересов, склонностей, способностей, помощь в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям.

Составной частью профориентационной деятельности является профессиональная консультация. Она проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общей и специальной подготовки, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии и противопоказаний, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.

Психологическая профессиональная консультация проводится в виде беседы клиента либо группового тренинга с психологом.

Профессиональная консультация представляет собой метод психологической помощи людям в выборе профессии, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество, и ее индивидуальными качествами.

Профориентационная работа проводится с использованием следующих методов: построение профессиограмм, которые представляют собой краткие описания профессий, беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам, открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов, различные опросники профессиональной мотивации, опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, построение системы различных вариантов действий подростка для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора и др.

Поскольку последствия общения с профориентатором имеют большую личностную значимость для подростка профориентационная работа строится на следующих принципах:

ответственности (консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций);

компетентности;

добровольности (ребенок участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом без объяснения причин, конфиденциальности);

активности (консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой он обратился к профконсультанту);

позитивности эффекта (профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации, он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность);

лояльности (профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении).

Выбор профессии – это один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества.

Выбор профессии – это, по существу, выбор жизненного пути, и даже выбор дальнейшей судьбы. Поскольку работа – это главное содержание человеческой жизни. От этой области в большой степени зависят удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой, его счастье.

Удачный выбор профессии – это моральная удовлетворенность, высокая самооценка, высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная «отдача». Поэтому профориентационная работа значима не только для школьников и их родителей, но и для социума в целом. Ведь она помогает подростку разобраться в себе, узнать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценить собственные физические и умственные возможности для дальнейшего профессионального самоопределения.

Об этом еще много можно разговаривать, нажмите на кнопку, получить консультацию, у Вас будет реальный результат.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Дидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 летДидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 лет Дидактическая игра по экологии для дошкольников. «Что такое хорошо и что такое плохо» (возраст детей 6-7 лет) Выполнила: воспитатель, МОУ.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Что такое хорошо и что такое плохо» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Что такое хорошо и что такое плохо» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! В ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" прошло досуговое мероприятие с.

Фотоотчёт об интеллектуальной викторине «Что такое хорошо, что такое плохо» в подготовительной группеФотоотчёт об интеллектуальной викторине «Что такое хорошо, что такое плохо» в подготовительной группе 18 января в подготовительной группе провела с детьми интеллектуальную викторину «Что такое хорошо, что такое плохо». Приняло участие 20.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры с фонариком на липучках «Что едят наши зубки?»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры с фонариком на липучках «Что едят наши зубки?» Уважаемые коллеги и просто друзья! Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Что едет наши зубки?» С каждым годом увеличивается.

Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо»Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группеЗанятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группе Цель: формирование положительного отношения к себе и близким. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профориентация — что это такое и с чем ее едят
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 14:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД