Богданова Анна
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по лего-конструированию «Винтики и Шпунтики»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Мы живем в эпоху модернизации и компьютеризации общества, в котором современные дети уже в дошкольном возрасте отдают предпочтение не мягким и дидактическим игрушкам, а всевозможным гаджетам, роботам и трансформерам. Однако, на протяжении многих лет востребованным среди детей игровым материалом является конструктор LEGO. Конструкторы LEGO представляют собой многофункциональный, разнообразнейший материал для детского творчества. Его разработчики постоянно следят за изменяющимися запросами детской аудитории и создают конструкторы, отвечающие их потребностям и интересам.
Публикация «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по лего-конструированию „Винтики и Шпунтики“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Процесс обучения с применением конструкторов LEGO помогает расширить мировосприятие ребенка, развить в нем творческие способности и умение мыслить, формировать важные компоненты деятельности (умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, сравнивать результат с целью и вносить изменения в процесс деятельности для точного соответствия полученного результата замыслу, совершенствовать речевые навыки и способы продуктивной совместной деятельности.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего-конструирование открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, способствует повышению самооценки дошкольника через осознание «я умею, я могу», что имеет большое значение в становлении личности ребенка.
Актуальность программы значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие);
• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Цели и задачи
Цель: создание оптимальных условий для развития познавательной и творческой деятельности воспитанников посредством лего-конструирования.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представления детей о форме предметов и их частей, цвете, пространственном расположении, относительной величине; представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов;
- Активизировать мыслительные процессы дошкольников;
- Формировать предпосылки учебной деятельности.
- Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.
Развивающие:
- Развивать интерес к моделированию и конструированию;
- Стимулировать развитие воображения и фантазии;
- Формировать творческую инициативу и самостоятельность ребенка;
- Совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
- Тренировать умение работать сосредоточенно, концентрироваться на задаче.
Воспитательные:
- Формировать коммуникативные навыки при работе в паре, группе;
- Содействовать развитию умения договариваться;
- Воспитывать желание оказывать помощь товарищам.
Принципы и подходы
Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Основные дидактические принципы программы:
- доступность,
- наглядность,
- последовательность,
- систематичность обучения и воспитания,
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
- поддержки детской инициативы и творчества.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Формы реализацииФормы работы с детьми: подгрупповая, индивидуальная (при разработке проектов). В рамках реализации Программы предусматривается участие детей в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах-выставках по лего-конструированию.
Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников:
• Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
• Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами».
• Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
• Организация родительских собраний по вопросу развития творческих способностей в конструктивно-модельной и игровой деятельности.
• Открытые занятия.
• Выставки: «Парад Победы», «Цветы для мамы», «Любимая детская площадка».
• Памятки: «Развиваемся в игре», «В семейном кругу», «Конструируем вместе», «Мой первый робот».
Сроки и этапы
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 5-6 лет.
Первый месяц обучения дети закрепляют навыки работы с кон-структором LEGO DUPLO: знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, создают постройку по показу, образцу. Затем постепенно добавляются новые формы работы - это конструирование по образцу, схеме, инструкции с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам.
Планируемые результаты освоения программы
1. Воспитанник слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
2. Любит и по собственной инициативе конструирует из LEGO-конструктора. Проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе конструирования, имеет творческие увлечения.
3. Обладает развитым воображением, которое реализуется в конструктивной деятельности.
4. Создает постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные композиции.
5. Демонстрирует высокую техническую грамотность. Владеет умениями моделирования и макетирования простых предметов.
6. Проявляет творческую активность и самостоятельность. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
7. Охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.