Папки-передвижки

Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию

Тамара Грузинова
Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию

Актуальность

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Публикация «Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию» размещена в разделах

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

Подготовительная к школе группа - завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

ЛЕГО-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.

Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью ЛЕГО-конструкторов. Кроме того, актуальность ЛЕГО-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:

• являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие);

• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

• формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.

На сегодняшний день, ЛЕГО-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности.

Дополнительная образовательная программа по «ЛЕГО - конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Дополнительная образовательная программа «ЛЕГО - конструирование» содержит перспективное планирование занятий для детей старшей и подготовительной групп.

Теоритической базой программы являются методические пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М. : ТЦ «Сфера», 2017 г.

Цель программы : Познакомить детей с основами конструирования, научить правильно, читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования.

Задачи:

• определять, различать и называть детали конструктора;

• конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по схеме;

• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

• умение работать в паре, коллективно;

• уметь рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;

• способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда;

• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

• самостоятельная и творческая реализация собственных замыслов.

Принципы ЛЕГО-конструирования

Основные принципы по ЛЕГО-конструированию :

• от простого к сложному;

• учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

• активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

• результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Срок усвоения дополнительной образовательной программы по «ЛЕГО - конструированию» 2 года. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей с 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Объем программы рассчитан на 36 недель, с нагрузкой - 2 раза в месяц, 18 занятий в год. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей от 5до 6лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30.

Структура программы. Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется конструкторская деятельность. Последующий год усложняется по содержанию, по объёму знаний, задачам и способам реализации.

1.2. Планируемые результаты освоения программы «ЛЕГО - конструирование»

К шести годам:

слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в

конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению

работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым;

любит и по собственной инициативе конструирует из ЛЕГО-

конструктора;

создает постройки, сооружения, транспорт по заданной теме,

условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные

композиции;

проявляет творческую активность и самостоятельность. Может

самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению,

осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели;

умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения

коллективных творческих работ.

К семи годам:

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в конструктивной деятельности;

проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе ЛЕГО-конструирования, имеет творческие увлечения;

демонстрирует высокую техническую грамотность;

владеют умениями моделирования и макетирования простых предметов;

охотно и плодотворно сотрудничают с другими детьми в процессе

коллективных работ.

II. Содержательный раздел

2.1. Реализация содержания дополнительной программы «ЛЕГО - конструирование»

Содержание дополнительной образовательной программы ЛЕГО-конструирование реализуется в непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности детей и воспитателя, самостоятельной деятельности детей.

Основная форма проведения занятий - игра-практикум.

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть: цель, которой - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть: собственно конструирование. Цель основной части занятия - развитие способностей к наглядному моделированию, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться.

Заключительная часть. Целью заключительной части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. Обыгрывание построек, выставка работ.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, мелкие игрушки.

На занятиях используются четыре основных вида конструирования: по образцу, по условиям и замыслу, по схемам и чертежам.

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.

Формы организации образовательного процесса : групповой, по подгруппам, индивидуальный.

Для обучения детей конструированию используются разнообразные методы и приемы :

Наглядный: рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный: обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

Практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный: краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный: постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование).

Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.

В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей :

познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их на ощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения;

речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя;

художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений;

физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.

Публикации по теме:

Аннотация к программе дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию Девиз программы: Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг. Мы чудо сотворить сумеем сами Вот этими умелыми.

Программа дополнительного образования для кружковой работы «Хочу все знать» Содержание: 1. Пояснительная записка…. 3 2. Нормативные основы дополнительного образования…. 5 3. Цель программы….6.

Программа дополнительного образования по аппликации для детей 3–7 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лучик» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации:.

Программа дополнительного образования «Музыкальный эрудит» Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. (Д. Шостакович) «Музыкальный эрудит» Цели и задачи: Цели: 1. Раскрыть духовный.

Программа дополнительного образования «Наша вселенная» Программа для кружка для детей 4 -7 лет Адаптированная программа дополнительного образования. Естественно-научное направление. «Наша Вселенная».

Программа дополнительного образования по конструированию и ручному труду «Творческая мастерская» Программа дополнительного образования по конструированию и ручному труду «Творческая мастерская» группы №2 Мингареевой И. Г. Возраст.

Программа дополнительного образования «Робототехника» Учебно-тематический план " Робототехника". № Тема Количество часов Теория Практика 1. Знакомство с конструктором LegoWedo 1час 0.5часа 0.5.

Программа дополнительного образования «Учимся читать» для работы с детьми дошкольного возраста 6–7 лет Содержание 1. Пояснительная записка…3 2. Учебно-тематический план ….7 3. Содержание программы…10.

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» Программа дополнительного образования детей по рисованию «Веселая кисточка» Составитель: воспитатель Носова Ольга Витальевна Возраст обучающихся:.

Программа кружка дополнительного образования Сделай сам! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР- детский сад №16 «Росинка» г. Гусиноозерск Программа кружка дополнительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию
Опубликовано: 23 сентября 2019 в 22:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД