Иванникова Елена
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радужка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Пояснительная записка…. 2
Сроки реализации программы …. 4
Ожидаемые результаты…. 5
Содержание ….6
Объем дополнительной образовательной части программы….…10
Календарно-тематический план, дети 4-5 лет….….13
Календарно-тематический план, дети 6-7лет…. …. 16
Учебно-методическое обеспечение программы….18
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения
программы… 19
Список используемой литературы…. …. 20
Пояснительная записка
Актуальность.
Публикация «Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования „Радужка“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности, первозданности и каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать. Расширять свой кругозор, видеть красоту, развивать свои эстетические потребности, формировать художественные способности – является одним из не мало важных элементов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Актуальность программы «Радужка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Данная программа создана в соответствии с требованиями ФГОС и выражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения традиционной и нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Цель: заинтересовать детей дошкольного возраста изобразительным искусством.
Задачи программы :
а)образовательные :
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
- использования нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности воспитанников. Учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
- овладение воспитанниками, элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества,
б) развивающие:
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного.
- развивать мелкую моторику рук.
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
в) воспитательные:
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе помогут задания, содержащие в программе.
- воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
В ходе реализации программы «Радужка» дети знакомятся со следующими техниками рисования :
• «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
• монотипия;
• рисование свечой;
• рисование по мокрой бумаге;
• рисование путем разбрызгивания краски;
• оттиски штампов различных видов;
• «точечный рисунок»;
• батик (узелковая техника);
• граттаж;
• кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
• рисование жесткой кистью (тычок);
• рисование на полиэтиленовой пленке.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей 5-8 лет, продолжительность обучающей программы 2 года. Занятия проходят два раза в неделю, в год-72 часа.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 8 лет.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут.
Занятия с детьми по программе «Радужка» начинаются с 1 октября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: подгрупповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Реализация дополнительной образовательной программы «Радужка» предполагает следующие ожидаемые результаты:
- дети научатся приемам работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки)
-дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
-сформируется художественный вкус и чувство гармонии, навыки самостоятельности.
Формы диагностики уровня освоения программы :
• проведение диагностики в начале, и в конце года.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются : участие в художественно- эстетических конкурсах, тематических выставках на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.
Педагогические условия для реализации программы :
• создание художественно-развивающей среды в детском саду (изо-кружок);
- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ.
Формы работы:
• беседы
• консультации
• мастер – классы
• семинар-практикум
• анкетирование
• творческие и сезонные выставки
• участие в конкурсах.
Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.
Методы и приемы обучения:
• словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
• наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
• практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Пластилинография».
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.
Способ получения изображения : ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.
Раздел 2. «Монотипия».
Цель: закреплять знания детей о симметрии и асимметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.
Раздел 3. «Ниткография».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения : ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 4. «Монотипия пейзажная».
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения : ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Раздел 5. «Кляксография обычная».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения : ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Раздел 6. «Акварель и акварельные мелки».
Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения : ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Раздел 7. «Восковые мелки и акварель».
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения : ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Раздел 8. «Кляксография с трубочкой».
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения : ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 9. «Набрызг».
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Раздел 10. «Рисование по мокрому листу».
Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.
Способ получения изображения : хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка, как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.
Раздел 11. «Оттиск пробкой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения : ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
Раздел 12. «Скатывание бумаги».
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения : ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
13. «Оттиск печатками из ластика».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.
Способ получения изображения : ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Раздел 14. «Оттиск смятой бумагой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Раздел 15. «Рисование тычком».
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон. Раздел 16. «Рисование ладошкой».
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
Раздел 17. «Рисование пальчиками».
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.
Раздел 18. «Рисование простыми предметами».
Средство выразительности: пятно, линия, растяжка линии.
Материалы : гуашь, акварель, пластиковые вилки, втулки, губки, кисти,вода.
Способ получения изображения : ребенок опускает материалы в гуашь, акварель. Исходным предметом (вилки, губки, втулки, отпечатываем, растягиваем,получая пятно, линию, штамп.
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Учебно-методический комплекс.
1). Учебные и методические пособия:
• научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
• 2). Материалы из опыта работы:
• образцы;
• схемы;
• шаблоны, трафареты;
• альбомы, фотографии лучших работ;
• перспективные тематические планы; - конспекты занятий; - фонотека.
2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
• цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
• пластилин, стеки;
• простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;
• кисти трех размеров, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;
3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения
программы
Мониторинг уровня развития художественных способностей у детей (диагностика) проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.
Задача
Критерий
Показатель
Метод
Обучить детей основам техники работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля,
ластик, нитки);
Уровень освоения техник работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
Степень освоения техник работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля,
ластик, нитки);
Наблюдение, конкурс, тестирование
Обучить детей различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
Уровень освоения знаний о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических фигурах.
Степень освоения знаний о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических фигурах.
Тестирование, беседа
Развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики рук.
Степень развитости мелкой моторики рук.
Наблюдение
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Уровень развития творчества и фантазии, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления и любознательности.
Степень развития творчества и фантазии, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления и любознательности.
Выставки, конкурс
Сформировать художественный вкус и чувство гармонии
Уровень сформированности художественного вкуса и чувства гармонии.
Степень сформированности художественного вкуса и чувства гармонии.
Наблюдение, выставки, конкурс
Сформировать навыки
самостоятельности
Уровень сформированности навыков самостоятельности
Степень сформированности навыков самостоятельности
Наблюдение
Литература
1. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Антонова Т. В., Алиева Т. И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2011.
3. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М. : ТЦ Сфера, 1999.
5. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М. : Лист, 1999.
6. Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1983.
7. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗО-студии. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2008.
8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М. : «Карапуз-дидактика», 2007.
9. Конощук С. И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей. - М: Обруч, СПб. : Образовательные проекты, 2011.
10Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
11. Кихтева Е. Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.