Папки-передвижки

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Мир вокруг нас»

Елена Холод
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Мир вокруг нас»

Пояснительная записка

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологичеcкое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни.

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода.

Публикация «Программа дополнительного образования по познавательному развитию „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться система знаний о природе, об окружающем мире.

Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут, как и я и т. д.)

Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве обитания.

На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.

У дошкольников должно сложится обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания.

О лесе, парке, водоеме, болоте и т. д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания.

В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о

цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие.

Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.

У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.

В основу программы дополнительного образования легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог». Которая предполагает формирование у детей осознанного отношения к природным явлениям и объектам, окружающих их, с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Осознанное отношение к природе проявляется в том, что дети уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.

Цель: прививать основы экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи:

Образовательные

• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т. е. представления о взаимосвязях в системе «Человек – природа» и в самой природе;

• осознание детьми знаний о том, что растения и животные это живые организмы; о наличии в природе живых тел, об их взаимосвязи;

• зависимость строения организма от условий среды обитания, на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения.

• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы.

• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие

• развитие системы умений и навыков и стратегий взаимодействия с природой;

• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• формирование навыков рационального природоиспользования;

• развитие навыков здорового образа жизни, охрана и укрепление здоровья детей.

Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:

1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у дошкольников понимание единства окружающего мира;

2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению дошкольников в практическую деятельность;

5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Планируемые результаты:

• Ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам, аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира;

• Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.

• Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.

• Склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут. Они обладают элементарными представлениями из области живой природы. Они способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.

Программа состоит из блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Первый блок рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.) которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.

Три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, взаимодействию человека с природой. Человек - как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в данной программе проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Основные формы и методы работы:

• Экскурсия

• Наблюдение

• Беседа

• Исследовательская деятельность

• Экспериментальная деятельность

• Проектная деятельность

• Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

• Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Предметно-развивающая среда:

«Маленький ученый»

• Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

• Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

• Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

• Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

• Детские халаты, фартуки;

• Схемы для проведения опытов;

• Журнал для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

• Календарь природы, модель календаря природы

• Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

• Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)

• Воронки

• Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

• Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

• Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)

• Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

«Огород на подоконнике»

• Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

• Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

Детям предложены различные материалы:

• Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти)

• Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

• Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Список литературы

1. Николаева С. Н. «Юный эколог»

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург Детство-Пресс 2010г.

3. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.

4. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г

5. Натарова В. И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.

6. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.

7. Уланова Л. А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С. -Петербург, 2008 г.

8. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – 666 с.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 2 марта 2020 в 10:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД