Лучший педагог года

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Почемучки-исследователи» (старшая группа)

Светлана Лазарева
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Почемучки-исследователи» (старшая группа)

Программа

дополнительного образования по познавательному развитию

«Почемучки-исследователи»

старшая группа

на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:

Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Публикация «Программа дополнительного образования по познавательному развитию „Почемучки-исследователи“ (старшая группа)» размещена в разделах

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Направленность дополнительной образовательной программы :

по содержанию: научно-техническая;

по функциональному предназначению: кружковая;

по форме организации: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (а также игры-путешествия, игры-соревнования);

по времени реализации: годичная.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Актуальность проблемы:

На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности детей, что способствует развитию формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Цель программы :

Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие :

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Основные принципы, заложенные в основу программы :

- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих и исследовательских способностей детей);

- научности (научные сведения);

- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- поэтапности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- динамичности (от самого простого к сложному);

- сравнений (разнообразие вариантов заданной темы);

- выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности:

эвристические беседы, дискуссии;

наблюдения за объектом;

просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;

постановка и решение вопросов проблемного характера;

моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);

проведение опытов и экспериментов;

фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

использование художественного слова;

дидактические игры;

ситуация выбора.

Примерная структура детского экспериментирования:

Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

Предлагает различные варианты ее решения.

Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.

Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

Применяет выводы к новым данным.

Делает обобщения.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Роль педагога во время проведения занятия – экспериментирования:

Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.

Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.

Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:

Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Методы и приемы:

Приё мы организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приё мы активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций.

Приё мы обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.

Форма занятий: занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность ООД 25 минут (среда или четверг) с 15.30 по 16.00. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика.

Цикл занятий предназначен для детей 5 - 6 лет для всех детей группы. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация.

Содержание программы

№ п/п Тема Содержание Кол-во

занятий

Сентябрь 1 Диагностика Выявить уровень развития детей.

1

2 Вводное занятие.

подвести детей к пониманию причин разнообразия окружающего мира (теория) 1

3 Вводное занятие.

подвести детей к пониманию причин разнообразия окружающего мира (практика) 1

4 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). (теория) 1

Всего 4 занятия

№ п/п Тема Содержание Кол-во

занятий

Октябрь 1 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). 1

2 Почему все звучит? подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. 1

3 Песочная страна выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. 1

4 Песочная страна выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. 1

5 Воздух повсюду. Воздух работает. Вертящаяся змейка обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) 1

Всего 5 занятий

Ноябрь 1 Опыты с водой. выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). 1

2 Вода принимает форму. обнаружить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. 1

3 Подушка из пены развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). 1

4 Что растворяется в воде? показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. 1

Всего 4 занятия

Декабрь 1 Опыты с водой. Капиллярные явления. показать, как вода может двигаться внутри растений. «Из стакана в стакан» 1

2 Замерзшая вода выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. 1

3 Тающий лед определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 1

4 Тающий лед определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 1

Всего 4 занятия

Январь 1 Выращивание кристаллов. показать, как выращивать кристаллы из поваренной соли, сахара 1

2 Снежные цветы показать процесс образования снежинок. 1

3 Волшебные магниты.

знакомство со свойствами магнита: притягивать и отталкивать металлические предметы, знакомство с компасом. 1

Всего 3 занятия

Февраль 1 Фокусы с магнитами. выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 1

2 Электризация тел. (Опыты с расческами, шарами, танцующая фольга) рассказать о том, что все предметы имеют заряды и что они могут взаимодействовать между собой. 1

3 Все увидим, все узнаем познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. 1

4 Что отражается в зеркале? познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. 1

Всего 4 занятия

Март 1 Свет повсюду. показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). 1

2 Свет и тень. познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. 1

3 Солнечное и лунное затмение. познакомить с образованием тени от небесных тел. 1

4 Солнечные зайчики. понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 1

Всего 4 занятия

Апрель 1 Юный физик. Постановка экспериментов 1

2 Юный физик Постановка экспериментов 1

3 Юный физик. Постановка экспериментов 1

4 Юный физик Постановка экспериментов 1

Всего 4 занятия

Май 1 Эксперименты на кухне

(Научи яйцо плавать) учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки 1

2 Эксперименты на кухне

(Секретное письмо) учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки 1

3 Эксперименты на кухне

(Куда исчез запах) учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки 1

4 Обобщающее занятие 1

Всего 4 занятия

Всего 36 занятий

Планируемые результаты:

Предметные.

Теория:

Развитие познавательных способностей детей :

Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.

Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.

Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.

Практика:

У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.

Метапредметные.

Познавательные :

Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.

Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.

Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.

Коммуникативные:

Формируются коммуникативные навыки,

Умение слушать,

Воспринимать информацию,

Эффективно общаться и сотрудничать с детьми в коллективе.

Регулятивные:

Умение организовывать свое рабочее место,

Умение ставить цели,

Планировать свою деятельность.

Личностные:

Трудолюбие, бережливость и аккуратность,

Доброжелательное отношение к окружающим.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Почемучки-исследователи» (старшая группа)
Опубликовано: 22 мая 2021 в 10:03
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД