Папки-передвижки

Программа дополнительного образования с детьми с РАС в рамках кружковой работы «Развивашки»

Марина Степанова
Программа дополнительного образования с детьми с РАС в рамках кружковой работы «Развивашки»

Программа дополнительного образования с детьми с РАС в рамках кружковой работы

1. Пояснительная записка.

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

Публикация «Программа дополнительного образования с детьми с РАС в рамках кружковой работы „Развивашки“» размещена в разделах

Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью, которого является ранний детский аутизм. Ранний детский аутизм (РДА) характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Термин аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма, которые уже были детально описаны выше. Это - время сложившейся картины проявлений синдрома. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными течениями или экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Данная образовательная программа для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) это образовательно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание воспитательно-образовательной работы, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Программа включает в себя вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Образовательная программа для детей с РАС АОУ детский сад «Звездочка № 6» разработана в соответствии с :

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) (далее - ФГОС);

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с:

- Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2015г.

- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М. :Просвещение, 2010.

Фамилия, имя ребнка и дата рождения (список детей)

1.2. Цель и задачи Программы.

Образовательная Программа ДО для детей с РАС создана с целью социализации, обучения и воспитания детей дошкольного возраста, страдающих расстройством аутистического спектра. Задачами деятельности ДОУ, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, в группе общеразвивающей направленности, которую посещают дети, являются:

- оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям, страдающим РАС, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении основной образовательной Программы;

- осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям с РАС;

- проектирование образовательных ситуаций развития ребенка с ОВЗ и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности;

–охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

–обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

–создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

–объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

–формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

–формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

–обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Образовательная программа ДО для детей с расстройством аутистического спектра содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации прав ребенка с ОВЗ дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Образовательная программа ДО направлена на :

- компенсацию дефицита, возникшего вследствие специфики развития детей;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- создание условий сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, разностороннего развития детей с учтом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- формирование полноценного базиса для обучения в школе,

- создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа позволяет :

- предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;

- обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;

- гармонично развивать воспитанников с ОВЗ, обеспечивая возможность их успешной социализации и социальной адаптации на следующей ступени начального общего образования;

- предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и быть активным участником вместе с ребенком и педагогами осваивать данную образовательную программу.

Задачи реализации Программы :

- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- обеспечивать преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, способностей и творческого потенциала каждого ребнка как субъекта образовательных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечивать преемственность обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формировать предпосылки учебной деятельности;

- обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможность формирования образовательных программ различной направленности с учтом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

1.3. Основные принципы Программы :

В основу данной образовательной программы воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра положены следующие принципы:

-Принцип системного, целостного и динамического изучения ребнка: опора на зону ближайшего развития с учтом актуального уровня развития ребнка.

- Принцип коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса.

- Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесс.

- Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.

- Принцип интеграции образовательных областей.

-Принципы интеграции усилий педагога.

- Принцип универсализма: привлечение ребнка к разнообразным видам деятельности.

- Принцип оптимализма: организация деятельности педагога и ребнка строится на основе изучения, прогнозирования, поддержки развития ребнка в заданных условиях среды обитания. Конечная цель педагога – развитие потребности ребнка в саморазвитии.

-Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учтом всех факторов (состояние здоровья ребнка, оказывающее влияние на его работоспособность, интересов, потребностей, уровня развития ребнка, сложности задачи).

- -Принцип преемственности между двумя ступенями образования : учт запросов следующего звена образовательного процесса – начальной школы.

1.4. Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

В особой помощи нуждаются дети с аутизмом (от греч. autos — сам, имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения. Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Эти нарушения являются последствиями расстройства у детей эмоционально-волевой сферы. Для них свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Причиной аутизма являются органические нарушения центральной нервной системы, обусловленные генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной женщины. Диагностика аутизма базируется на выделении в большей или меньшей степени основных специфических признаков:

• равнодушия, отчужденности (ребенок проявляет полное безразличие к своим сверстникам);

• пассивности (ребенок стремится к уединению, не проявляет никакой инициативы, а если проявляет активность, то странную, так как ведет односторонний разговор, не выслушивая ответы);

• эхолалии (бессмысленного повторения фраз, слов);

• стереотипных действий (повторяющихся, навязчивых движений).

У этих детей наблюдаются нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична, оторвана от реальности, различные страхи, боязнь телесного и зрительного контактов. Четыре основные категории детей с аутизмом (по классификации О. С. Никольской) :

К первой категории относятся дети с отрешенностью от внешней среды. Для них характерны наиболее тяжелые нарушения: они не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения, у них, как правило, не наблюдается стереотипных действий. Они требуют внимания родителей, полностью беспомощны, почти не владеют навыками самообслуживания. В условиях интенсивного психолого-педагогического сопровождения эти дети смогут ориентироваться в домашней обстановке, элементарно себя обслуживать.

Дети второй категории отвергают внешнюю среду. Они более контактны по сравнению с детьми первой категории. Но страх у них сильнее, чем у других категорий детей с аутизмом. Аффекты, протест вызывают изменения в поведении даже в привычной среде. Считают, что дети уходят от неприятных переживаний посредством аутостимуляции. Это могут быть повторяющиеся движения (перебежки, бег по кругу, сенсорные действия (подергивание уха, закручивание ленточек, нюханье флакончика, речевые стереотипии (повторение фраз, стихов, припевов). Можно предположить, что эти действия вызывают у детей приятные эмоции, они заглушают неприятные впечатления от ближайшего окружения. Некоторые дети болезненно привязаны к матери, не переносят ее отсутствия. В контакты вступают неохотно. Отвечают односложно или молчат. При своевременно организованном психолого-педагогическом

сопровождении дети этой группы могут быть подготовлены к обучению по программе общеобразовательной или вспомогательной школы.

В третью категорию выделяют детей с замещением внешней среды. Их поведение ближе к психопатоподобному. Возможны немотивированные вспышки агрессии. Дети эмоционально обеднены, но у них более развернутая речь, чем у детей 1-й и 2-й категории, они несколько лучше адаптированы в быту. При своевременном и правильно организованном психологопедагогическом сопровождении они могут учиться в общеобразовательной школе.

Четвртая категория. У этих детей менее выражены аутистические признаки. Они усваивают поведенческие штампы. Их настроение зависит от эмоциональных реакций окружающих людей. Такие дети остро реагируют на резкие замечания, пугливы в контактах, пассивны, сверхосторожны, но любят природу, животных, поэзию. Нередко обнаруживают одаренность в какой-то области. Они, как правило, могут обучаться в общеобразовательной школе.

Категории детей с аутизмом отличаются большим разнообразием. Выделяют наиболее часто проявляющиеся нарушения:

• стремление к изоляции,

• странности в поведении,

• манерность.

Дети с РАС требуют взаимодействия медиков и педагогов. Только комплексный целостный подход может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что такие дети нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке. Специализированная помощь нужна на протяжении всей их жизни, они нуждаются в лечении и обучении одновременно.

1.5. Планируемые результаты реализации Программы.

Эффективность психолого-педагогического воздействия зависит от ряда факторов, среди которых: степень тяжести осложнений в развитии ребенка; период начала, четкость поставленных коррекционных задач; особенности организации коррекционно-развивающего процесса; профессиональный и личностный опыт специалистов.

Психолого-педагогическая помощь предоставляется достаточно интенсивно на протяжении длительного времени. Кроме того, положительная динамика развития ребенка напрямую зависит от установления эффективного взаимодействия педагогов с его семьей, понимание близкими, особенностей каждого этапа развития ребенка, активного и последовательного приобщения их к коррекционно-развивающему и обучающему процессам.

Определенное время ребенок с расстройствами аутистического спектра, и его семья нуждаются в систематической психолого-педагогической поддержке, направленной на:

- индивидуальную подготовку ребенка к обучению, формирование адекватного поведения;

- дозированное введение в ситуацию обучения в группе детей;

- установление продуктивного контакта с ребенком;

- поддержание комфортной обстановки в месте нахождения ребенка;

- достижения упорядоченности жизнедеятельности ребенка в целом;

- учет специфики усвоения информации у детей с аутизмом по организации и представлении учебного материала;

- четкую организацию образовательной среды, поиск и использование в социальном развитии ребенка имеющихся у него способностей;

- помощь в развитии социально-бытовых навыков;

- помощь в развитии адекватных отношений ребенка со сверстниками;

- помощь в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения и тому подобное.

Реализация адаптированной основной образовательной программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для нее).

ЧАСТИЧНО к семи годам в соответствии с ФГОС ДО:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую

картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу ограниченности здоровья, различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Формы организации образовательного процесса :

График организации образовательного процесса.

Сроки Содержание работы

1 5– 30 сентября Заполнение документации родителями (анкеты, договоры). Создание нормативно-правовой базы деятельности (программы, планы, приказы)

1 октября – 1 мая Подгрупповые занятия с детьми, промежуточная мониторинговая диагностика психического развития детей (январь). Повторение изученных тем, закрепление приобретённых навыков, заполнение документации.

15 мая – 31 мая Итоговая мониторинговая диагностика речевого развития детей, заполнение документации. Проведение родительского собрания по итогам кружковой деятельности.

Учителем логопедом проводятся подгрупповые занятия в первую половину дня.

Публикации по теме:

Аннотация к программе дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию Девиз программы: Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг. Мы чудо сотворить сумеем сами Вот этими умелыми.

Перспективный план кружковой работы «В мире сказок» с детьми подготовительной к школе группы в рамках темы самообразования Перспективный план кружковой работы «В мире сказок» с детьми подготовительной к школе группы в рамках темы самообразования «Духовно-нравственное.

Программа дополнительного образования для кружковой работы «Хочу все знать» Содержание: 1. Пояснительная записка…. 3 2. Нормативные основы дополнительного образования…. 5 3. Цель программы….6.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию Актуальность Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа дополнительного образования «Пластинография» Программа дополнительного образования ГКСУ СО АО «Детский дом «Солнечный» «Пластинография» Программа рассчитана для детей в возрасте 0т.

Программа дополнительного образования «Робототехника» Учебно-тематический план " Робототехника". № Тема Количество часов Теория Практика 1. Знакомство с конструктором LegoWedo 1час 0.5часа 0.5.

Программа дополнительного образования «Учимся читать» для работы с детьми дошкольного возраста 6–7 лет Содержание 1. Пояснительная записка…3 2. Учебно-тематический план ….7 3. Содержание программы…10.

Программа дополнительного образования в детском саду «Арт-терапия в работе с детьми» Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования с детьми с РАС в рамках кружковой работы «Развивашки»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 22:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД