Папки-передвижки

Программа кружка «Экспериментирование в старшей группе»

Наталья Романенко
Программа кружка «Экспериментирование в старшей группе»

1. Пояснительная записка

1.1. Введение

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

Публикация «Программа кружка „Экспериментирование в старшей группе“» размещена в разделах

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский.

Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод и в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Психолог Поддьяков Н. Н. в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

1.2. Законодательно-нормативное обеспечение программы.

Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа кружка :

- Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области «Плотниковская школа №111».;

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 115

1.3. Актуальность программы

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит основная задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. На сегодняшний день в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира на период дошкольного детства – экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребенка также как и игровая.

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру, ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

В старшем дошкольном возрасте, дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мышление, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. В связи с этим, экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду мною разработана программа кружка «Экспериментирование» для детей старшего дошкольного возраста.

1.4. Цель

Целью данной программы является развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта экспериментально – исследовательской деятельности.

1.5. Задачи

1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и экспериментов.

5. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

1.6. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет.

Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. Его особенной восприимчивостью к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития. Тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

1.7. Продолжительность реализации программы

Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

2. Содержание работы

2.1. Организация занятий кружка.

Основное требование в работе кружка – это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса.

2.2. Требования к содержанию обучения в системе опытно-экспериментальной деятельности :

1. Новые представления должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание.

2. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей: они должны воспринимать эти представления как максимально допустимые, сочетающиеся с представлениями о мире. Воспитанники должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.

3. Новые понятия и представления должны быть плодотворными: иначе говоря, чтобы дошкольники отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые идеи должны быть полезнее старых.

Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по семи взаимосвязанным направлениям:

- живая природа;

- неживая природа;

- физические явления;

- рукотворный мир.

Программа реализуется на занятиях кружка

«Юный экспериментатор». Занятия проводятся один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами (по 6-8 детей, с учетом уровня познавательных интересов детей.

Ожидаемый результат:

- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,

- сформируется уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,

- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.

3. Формы организации НОД

Формы работы:

- занятия,

- проведение опытов,

- игры-эксперименты

Методические приемы обучения:

- информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы и ответы;

- игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, игры малой подвижности;

- наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для экспериментальной работы;

- практический: выполнение практических действий детьми.

Принципы обучения:

- доступность (использование доступного материала детям)

- наглядность (использование наглядных пособий для обучения)

- последовательность изложение материала идет последовательно)

- систематичность (в определенной последовательности, системе)

- индивидуальность (осуществляется индивидуальный подход к детям).

4. Этапы реализации деятельности кружка

4.1. Разработка планирования экспериментальной деятельности с детьми.

Разработка и составление перспективного плана основано на использовании методических рекомендаций Костюченко М. П, Камалова Н. Р. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории».

4.2. Создание условий для детского экспериментирования

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Основное оборудование центра экспериментирования :

• приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскопы);

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

• природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.);

• утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);

• технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.);

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.);

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

• медицинские материалы (пипетки, колбы. деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.);

• прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).

Материалы для организации экспериментов :

• камни, морская и речная галька;

• разнообразие морские и речные раковины;

• образцы песка, глины, почвы;

• цветные прозрачные кусочки пластика;

• семена разных растений;

• кусочки коры разных деревьев;

• деревянные дощечки, бруски, кубики;

• магниты разного размера;

• разные виды картона и бумаги;

• разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.

5. Формы проведения итогов реализации рабочей программы :

- Организация выставок детских работ, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей.

- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете, на родительском собрании.

- Оформление развивающей среды в группе.

- Презентация детской проектной деятельности родителям (сотрудникам, детям);

Список используемой литературы

• Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной - 2-е изд., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2010. -192 с. (Ребенок в мире поиска).

• Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России, 2007.

• Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» Под ред. О. В. Дыбиной -ООО «ТЦ Сфера», 2010.-124с.

• Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2011.-333

• Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников: - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.-64 с.

• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2007.-64 с.

• Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? (Текст)/ А. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.) – СПб. : Реноме, 2012.- С. 51-54

• Костюченко М. П, Камалова Н. Р. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории».

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка «Веселая математика» в средней группе Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевой раздел Программы Содержание Программы ориентировано.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Экспериментирование в старшей группе»
Опубликовано: 15 октября 2022 в 06:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД