МААМ-картинки

Программа «Мир открытий» в средней группе

Светлана Косицына
Программа «Мир открытий» в средней группе

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий». Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой,образовательной программы ДОУ - в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ср. гр. восп. продолжает работу по развитию сам. игровой деятельности детей. Стимулирует и вовремя удовлетворяет познавательные запросы ребенка, что приводит к резкому скачку количества сюжетов и тем, связанных с более широким кругом представлений (знаний) детей об окружающем. Сюжетно-ролевые игры. В СР играх воспитатель побуждает детей действовать в соответствии с определенной ролью. Ролевое поведение детей усложняется, они начинают строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги. Расширение круга информации познавательного характера приводит к тому, что тематика детских игр включает уже не только бытовой опыт, но и сведения, полученные на различных занятиях, через просмотр телепередач и чтение художественной литературы. Влияет не только привнесение ребенком своих знаний в игру, но и взаимодействие детей, в процессе которого они обмениваются своими игровыми идеями. Важным фактором развития и поддержки игры является деятельность воспитателя и родителей по привлечению детей к самостоятельному созданию и изменению предметной среды самодеятельной игры, что позволяет каждому ребенку в полной мере реализовать свою инициативу и личный опыт. В СР игре восп. развивает речевые, игровые, творческие и коммуникативные умения ребенка. Методы и приемы педагогической поддержки и развития сюжетной игры предполагают: участие восп. в игре; осуществление общей оценки игры каждого ребенка и составление на этой основе планов по индивидуальной работе с некоторыми детьми; обучение детей новым игровым действиям; поощрение и поддержку самостоятельных действий ребенка по словесной инструкции; организацию наблюдений за бытовыми действиями взрослых; иллюстрирование сюжета игры; чтение худ. текстов с последующим их игровым воспроизведением. Игры-экспериментирования. В этих играх ребенок удовлетворяет потребности в активном освоении окружающего мира и общении со сверстниками. Наиболее доступными для детей средней группы являются игры с игрушками, побуждающими к экспериментированию; игры с природным материалом; социальные ИЭ с взрослыми и с другими детьми. ИЭ с природным материалом разнообразны, интересны для детей всех возрастов, но требуют особого внимания со стороны взрослых, задача которых состоит в том, чтобы создавать условия для одних игр и предостерегать от других, таящих опасность. Наиболее подходящими для детского экспериментирования являются песок, глина, вода, снег и лед. Педагог в данных играх закрепляет знания детей о свойствах песка, развивает умение детей сооружать из песка несложные постройки, украшать их бросовым и природным материалом, способствует включению построек в общий сюжет. Восп. организует следующие игры с песком, снегом, льдом. Рекомендуется организация следующих игр: с зеркалом; со светом; со стеклами и др. Лучшая форма контроля – это участие педагога в детской игре, наблюдение за игрой, предложение новых «экспериментальных идей», своевременные и точные ответы на детские вопросы по ходу игры.

Публикация «Программа „Мир открытий“ в средней группе» размещена в разделах

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

Необходимо научить детей устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку взрослого, в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать правильный ответ. Важные умения – научить ребенка слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, при этом проявлять доброжелательность в общении. Необходимо обращать внимание на характер общения ребенка с педагогом и другими детьми, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета. При этом надо обучать и невербальным средствам общения, использовать их с учетом коммуникативной ситуации, а также пользоваться словами речевого этикета в соответствии с ситуацией.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

В ср. гр. НОД осуществляется преимущественно в форме образовательных ситуаций. Основой задачей их конструирования является организация систематизации и осмысления знаний и опыта, полученных детьми в процессе различных видов деятельности. Поскольку главными факторами формирования навыков безопасного поведения в 4-5 лет являются ознакомление детей с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности и отработка выполнения правил в разных ситуациях, основной объем программных задач решается в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах. Во время утреннего приема детей в образовательную организацию проводятся беседы, способствующие формированию представлений о правилах безопасности в помещении. При выполнении трудовых поручений, гигиенических процедур, в ходе двигательной и игровой деятельности педагог знакомит детей с соответствующими правилами безопасного поведения, осуществления действий. В ходе утренней и вечерней прогулок организуются наблюдения, направленные на ознакомление с моделями безопасного поведения.

Результатами наблюдений становятся обогащение представлений детей о безопасных способах осуществления различных видов деятельности, накопление социального, коммуникативного, исследовательского опыта. Проведение подвижных игр предваряется проговариванием правил безопасного осуществления данного вида двигательной деятельности, знакомством с правилами безопасного поведения на игровой площадке. В ходе прогулок организуется отработка выполнения различных правил, на элементарном уровне формируется умение сопоставлять свои действия с правилами. В ходе организации трудовой деятельности на прогулке осуществляется знакомство с безопасными способами переноса и использования инвентаря, выполнения трудовых операций. Организуется ознакомление с правилами поведения безопасного для себя и окружающей природы. Перед завтраком, обедом, полдником, ужином, перед дневным сном и после ужина организуется ознакомление с произведениями художественной литературы, просмотр мультипликационных и видеофильмов, работа в творческих мастерских, проведение игр-инсценировок и драматизаций по сказкам и рассказам. Это позволяет значительно обогатить представления и впечатления дошкольников, которые в дальнейшем при помощи педагога будут перенесены и использованы в реальных условиях. Организуя самостоятельную деятельность детей, педагог наблюдает за тем, какие действия дети выполняют правильно, какие правила они освоили. С развитием игровой деятельности все большее значение для осмысления приобретенного опыта, знаний приобретают СР игры. Очень важно оборудовать уголки для игр с учетом уровня развития детей. Как и ранее, важнейшую роль в формировании основ культуры безопасности играет семья. Дети 4-5 лет еще не умеют анализировать ситуации, оценивать поведение других людей. Тактика обучения воспитанников ср. гр. связана с двумя их возрастными особенностями: дети охотно выполняют правила, но не всегда могут оценить соответствие своих действий правилам. Организуется знакомство с элементарными правилами безопасного поведения в лесу, у реки, на морском побережье. При этом акцент делается не на изучение потенциальных опасностей, связанных с данными природными сообществами, а на сохранение контакта с взрослыми, строгое соблюдения требования совместного с ними осуществления действий. Педагог знакомит детей с правилами поведения при встрече с домашними и бездомными животными. Поскольку детям 4-5 лет бывает трудно научиться отличать потенциально опасных животных. Педагог знакомит детей с правилами поведения в природе, делая акцент не на запреты, а на понимание детьми этих правил. Составляет с детьми природоохранные знаки. Безопасность на улице. Основная работа по ознакомлению детей с устройством улицы, с моделями безопасного поведения у дороги, в транспорте, при переходе дорог осуществляется родителями. Главным методом обучения является демонстрация в повседневной жизни значимыми взрослыми моделей безопасного поведения. Обогащение представлений и их применение организуется педагогом в ходе бесед, сюжетно-ролевых игр «Водители», «ДПС», «Семья», предварительной работы к ним, в ходе дидактических игр, конструирования, рисования, чтения произведений художественной литературы, наблюдений, экскурсий, просмотра мультфильмов, телепередач. Безопасность в общении. Основным источником информации о правилах поведения при контакте с незнакомыми людьми для детей 4-5 лет также являются родители. Наблюдение за их действиями позволяет ребенку сформировать первичные представления о том, какое поведение недопустимо со стороны взрослых, что позволено и что запрещено делать детям, познакомиться со сводом элементарных правил культурного и безопасного поведения. Педагог знакомит детей с правилами взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, учит проявлять эмпатию, откликаться на проявление дружеских чувств, сдерживать негативные эмоции, избегать конфликтных ситуаций. Безопасность в помещении. В ср. гр. активно формируются навыки безопасного использования предметов быта. Большое значение для обогащения их практического опыта имеет выполнение дошкольниками трудовых поручений дома и в дошкольной образовательной организации. Успешное освоение детьми содержания данного раздела во многом определяется согласованностью позиций и усилий педагогов и родителей. Педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в помещении. С учетом возрастных особенностей, акцент делается не на ознакомление с последствиями нарушения правил, а на формирование тактики избегания опасных ситуаций. Происходит знакомство с работой экстренных служб. Организуется знакомство с правилами поведения в общественных местах. Основной упор делается на необходимость сохранения контакта с взрослыми.

ЗНАКОМСТВО С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Восп. организует экскурсии по детскому саду, наблюдает с детьми за работой взрослых. Учит уважительно относиться к результатам их труда. В рамках общей темы образовательной работы рассказывает детям о людях разных профессий, читает произведения художественной литературы, в которых описывается труд этих людей. Предлагает сравнить, что делать легко и что – трудно. Рассказывает, как производят хлеб, другие продукты питания, одежду, обувь, посуду, автомобили и т. п., обращая внимание на цепочки взаимосвязанных занятий взрослых. Поясняет, что изготовление некоторых вещей происходит быстро, а других – медленно, объясняет, почему это так.

РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Воспитатель приучает детей самостоятельно умываться, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, пользоваться носовым платком, прикрывать рот во время кашля и чихания, пользоваться расческой.

Дети самостоятельно учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности, застегивают пуговицы, зашнуровывают обувь, аккуратно убирают одежду на место, замечают неполадки в своей одежде и обращаются к взрослому для их исправления. Во время приема пищи правильно пользуются столовой и чайной ложками, учатся пользоваться вилкой, салфеткой, полоскать рот после еды; относить хлебницы и салфетки на раздаточный стол. Дети постепенно приучаются застилать свою постель после дневного сна.

ПРИОБЩЕНИЕ К ТРУДУ.

Хозяйственно-бытовой труд. Педагог продолжает учить детей поддерживать порядок в группе и выполнять отдельные поручения взрослого: убирать игрушки на место, раскладывать ложки и вилки к обеду, ставить хлебницы, салфетки, уносить посуду с обеденного стола; раздавать художественные и дидактические материалы, расставлять стулья и пр. По мере освоения детьми алгоритма трудового действия педагог учит выполнять обязанности дежурного по столовой, воспитывает желание трудиться не только для себя, но и для других. Приобщает детей к оформлению группы и участка детского сада перед праздником. Напоминает детям о значении самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в жизни самого ребенка. и в его общении с другими людьми. Труд в природе. Педагог создает условия и пробуждает у детей желание ухаживать за комнатными растениями и растениями на территории детского сада. Дети участвуют в посильной разнообразной трудовой деятельности в уголке природы, в группе, на участке детского сада и огороде. Воспитатель показывает детям, как взрослые заботятся о растениях уголка природы, огорода, клумбы; дети и взрослые делают простые кормушки из бросового материала, скворечники, подкармливают птиц зимой. Педагог поручает детям убирать за собой мусор, расставлять на место оборудование и материал после проведения опытов, подкармливать зимующих птиц, подметать дорожки в теплое время года, а зимой – помогать взрослым расчищать их от снега. Дети участвуют в изготовлении простых приборов для исследований : дождемера, снегомера и т. п.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира о планете Земля как общем доме людей,об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Содействовать развитию мышления на основе систематизации и расширения представлений детей об окружающем мире.

• Знакомить с временами года и их последовательностью, закреплять представления о частях суток, учить замечать и объяснять происходящие в природе сезонные и суточные изменения.

• Формировать первые представления о целостности природы и о связи человека с природой; о самых простых природных взаимосвязях.

Помогать устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе: между явлениями природы; между состоянием объектов природы и окружающей среды.

• Обогащать представления детей о предметах посуды, мебели, одежды и др. Расширять представления о ближайшем окружении ребенка, о разных видах транспорта; знакомить с разнообразием зданий, особенностями жизни людей в городе и деревне, некоторыми достопримечательностями родного города или села.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

• Развивать интерес детей к природным и рукотворным объектам, поддерживать исследовательскую деятельность ребенка; поощрять детскую инициативу, самостоятельные «открытия» свойств предметов окружающего мира.

• Учить выстраивать последовательности, классифицировать по разным признакам объекты рукотворного мира, живой и неживой природы.

• Подводить к употреблению обобщающих понятий.

• Учить узнавать и называть простейшие материалы, из которых сделаны предметы в окружении.

• Содействовать проявлению и развитию личности ребенка-дошкольника в процессе разнообразной познавательно-исследовательской деятельности. Формирование элементарных математических представлений Сравнение предметов и групп предметов

• Продолжать развивать умения выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку; выделять части группы; находить «лишние» элементы; выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме.

• Совершенствовать умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов поровну, каких больше.

Количество и счет

• Развивать умение считать в пределах 8 в прямом порядке; закреплять умение при пересчете согласовывать существительное с числительным в роде и падеже и относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

• Формировать опыт сравнения рядом стоящих чисел в пределах 8, опираясь на наглядность.

• Закреплять умение отсчитывать предметы из большего количества по названному числу.

• Формировать первичные представления о числовом ряде и порядковом счете. Величины • Развивать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине непосредственно, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке и выражать в речи соотношение между ними.

Геометрические формы

Формировать представления о плоских геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, и объемных фигурах: кубе, цилиндре, конусе, призме, пирамиде; развивать умение находить в окружающей обстановке предметы данной формы. Пространственно-временные представления

• Развивать умение устанавливать пространственно-временные отношения; совершенствовать умение двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе.

• Формировать первичные представления о плане-карте, учить ориентироваться по элементарному плану.

• Уточнять представления детей о частях суток, совершенствовать умение устанавливать их последовательность.

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря ; развитие связной,грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитание звуковой культуры речи

• Формировать и закреплять правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких

• Уточнить термин «звук», познакомить с понятием «слово».

• Учить называть слова с определенным звуком, называть первый звук в слове.

• Развивать речевой слух, способность повышать и понижать громкость голоса, замедлять и ускорять темп речи.

• Развивать интонационную выразительность, учить говорить с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

• Формировать четкую дикцию

Словарная работа

Продолжать работу по активизации словаря детей: названий предметов, их качеств, свойств, действий

• Уточнять обобщающие понятия

• Учить подбирать определения к заданным словам; развивать умение понимать смысл загадок.

• Проводить работу по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения; развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово.

• Формировать умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, например: дети – ребята, доктор – врач; чистый – грязный, холодный – горячий.

• Знакомить с многозначными словами Формирование грамматического строя речи

• Продолжать учить образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных.

• Развивать умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание слов.

• Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении

• Упражнять в правильном понимании и употреблении предлогов с пространственным значением

• Учить соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа.

• Упражнять в образовании названий предметов посуды

• Обучать способам отыменного образования глаголов

• Поощрять характерное для детей словотворчество, подсказывать образец слова.

• Побуждать употреблять в речи простейшее виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

• Вводить ситуацию «письменной речи».

Развитие связной речи

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, передавать диалоги персонажей.

• Учить пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных.

• Развивать умение составлять небольшие рассказы по картине, описывать игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения.

• Подводить к составлению рассказов из личного опыта.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства. мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопережевания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Художественная литература и фольклор

• Поддерживать интерес ребенка к книге, стремление к постоянному общению с ней. • Развивать умение эмоционально воспринимать содержание произведений, сопереживать героям.

• Формировать умение различать на слух и понимать произведения разных жанров

• Учить вслушиваться в ритм, чувствовать рифму, мелодику и красоту поэтического текста. Художественно-продуктивная деятельность

• Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение; обогащать детей художественными впечатлениями; знакомить с произведениями разных видов народного и декоративно-прикладного искусства; формировать первое представление о дизайне; знакомить с «языком искусства» на доступном уровне.

• Расширять тематику детских работ с учетом индивидуальных интересов и способностей детей, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты

• Содействовать осмыслению взаимосвязи между объектами как темы для изображения; самостоятельному поиску замыслов и сюжетов; выбору способов и средств их воплощения в разных видах изобразительной и художественно конструктивной деятельности.

• Расширять художественный опыт детей; содействовать развитию «умной моторики» и дальнейшему освоению базовой техники рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами

• Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; стимулировать интерес к выражению своих

представлений и эмоций в художественной форме; создавать оптимальные условия для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве. Музыка

• Воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на музыку в активной творческой музыкальной деятельности.

• Развивать первоначальные навыки слухового контроля исполнения

• Содействовать развитию метро-ритмического чувства как базовой музыкальной способности.

• Поддерживать желание и умение использовать различные атрибуты, украшающие различные виды музицирования.

Конструирование

• Обогащать представления детей об архитектуре, знакомить со строительством как искусством создания различных построек для жизни, работы и отдыха человека.

• Расширять опыт создания конструкций из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, мягких модулей, безопасных предметов мебели.

• Учить различать и называть детали строительного материала; использовать детали с учетом их конструктивных свойств

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «День научных открытий»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «День научных открытий» Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «День научных открытий»Цель:формирование целостного восприятия окружающего.

«Кукла из салфетки». Конспект образовательной ситуации по конструированию в средней группе на основе программы «Мир открытий» Тема: «Кукла из салфетки» Цель: Создать условия для выполнения детьми куклы из салфетки. Задачи: • Приобщать детей к традициям и ценностям.

Фотоотчет «Лаборатория открытий: наблюдения за насекомыми»Фотоотчет «Лаборатория открытий: наблюдения за насекомыми» b]Задачи:[/b] формировать у детей представление о насекомых, учить различать, сравнивать, правильно их называть; закреплять представления.

МAAM. ru — сайт открытий и возможностей!МAAM. ru — сайт открытий и возможностей! Маам. ru – сайт открытий и возможностей! Уважаемые коллеги и гости моей странички - представляю вашему вниманию размышления о своих открытиях.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В мире открытий» Образовательная область: «Познавательное развитие» Возрастная группа: старшая группа Тема: «В мире открытий» Основные цели: Формировать.

План-программа по экологическому воспитанию в средней группе Сентябрь: «Во лесу ли, в огороде» Цели и задачи: Познакомить детей с названием овощей, фруктов, местом их выращивания; учить описывать,.

Программа ДО кружка по ФЭМП в средней группе Утверждаю: Заведующий МДОУ «ДС №19» ___Т. А. Шевцова Пр. №132 «02» сентября 2019г. Программа ДО кружка: «Занимательный.

Программа кружка «Азбука вежливости» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» Принято на заседании «Утверждаю» Педагогического совета. Заведующий.

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ (Тмнр 1 ступень) «Дорогою открытий и добра» Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ (ТМНР 1 ступень) «Дорогою открытий и добра» Воспитатель ГПД №5 Баглаева. А. А.

Терренкур — тропа удивительных открытий в детском садуТерренкур — тропа удивительных открытий в детском саду Терренкур- тропа удивительных открытий. ЦЕЛЬЮ нашего терренкура, является: сохранение и укрепление здоровья детей, увеличение двигательной.

Автор публикации:
Программа «Мир открытий» в средней группе
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 18:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД