Папки-передвижки

Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ

Светлана Минибаева
Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ

I. Целевой раздел Программы.

1.1. Пояснительная записка.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в МДОУ № 1 на основе примерной программы по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ (под редакцией Т. А. Боборовой). 2013 год, Детство-Пресс.

Актуальность программы.

Публикация «Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ» размещена в разделах

Большинство родителей полны энтузиазма и мотивированы на обучение, воспитание и развитие малышей, но вместе с тем не имеют представления об особенностях психического развития детей, приемах и методах их развития, обучения и воспитания. Организация при ДОУ группы кратковременного пребывания по адаптации детей к детскому саду позволяет восполнить этот пробел. Специалисты в лице воспитателя и педагога – психолога предоставят семье квалифицированные консультации по вопросам развития, обучения, воспитания детей раннего возраста, дадут рекомендации о способах формирования элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, путях социализации ребенка, для того чтобы облегчить малышу безболезненный процесс адаптации, сохранить физическое и психическое здоровье, обеспечит своевременное развитие. Родители получат уникальную возможность осваивать полученные знания на практике под чутким руководством специалистов.

1.1.1. Цели и задачи Программы.

Цели и задачи обязательной части Программы.

Основная цель программы – своевременная адаптация детей к ДОУ, сохранить психическое и физическое здоровье ребенка, взаимодействие с семьёй.

Задачи программы :

1. Обеспечение социализации ребенка в условиях коллектива сверстников.

2. Обеспечение индивидуального подхода к воспитанникам.

3. Создание положительного эмоционально комфортного климата пребывания ребенка в ДОУ.

4. Развитие психических процессов.

5. Развитие движений, крупной и мелкой моторики.

6. Развитие слухового восприятия, создание положительного эмоционального фона от встреч с музыкой.

7. Формирование элементарных навыков самообслуживания.

8. Формирование процесса общения детей с посторонними взрослыми (педагогами, сверстниками.

9. Педагогическое просвещение родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, обучения, воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.

10. Обучение родителей практическим приёмам развития, обучения и воспитания малышей.

11. Обеспечение легкой степени адаптации при непосредственном поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Для выполнения поставленных задач в программе предусмотрены следующие виды деятельности.

• Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами – орудиями, строительным материалом.

Развитие активной и пассивной речи через ознакомление детей с окружающим.

Развитие детского восприятия через подвижные и музыкальные игры.

• Показ и обыгрывание сказок, детских стихов, сюжетов из реальной жизни с использованием кукольного театра, мягких игрушек и т. д.

Реализация адаптационной программы предполагает использование следующих средств.

• Просветительская деятельность.

• Мониторинг развития ребенка, педагогической компетентности семьи.

• Создание среды развития ребенка.

• Игровые занятия с детьми при участии родителей.

Предполагаемые результаты реализации адаптационной программы :

1. Безболезненная адаптация к условиям ДОУ.

2. Формирование осознанного отношения родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

3. Сохранение и укрепление физического и психического развития детей.

4. При непосредственном переходе детей адаптационной группы в группу раннего возраста ДОУ тяжелой степени адаптации не фиксируется, наблюдается легкая степень адаптивности в течении двух недель посещения детского сада.

5. Заболеваемость детей, посещавших группу адаптации, ниже заболеваемости сверстников, поступивших в ДОУ непосредственно из дома.

6. Повышение уровня педагогической компетентности семьи по вопросам детского развития, воспитания, обучения. Родители, получившие возможность изучить жизнь детского сада изнутри, являющиеся непосредственными участниками педагогического процесса, характеризуются высокой общественной активностью и становятся настоящими помощниками педагогов в деле воспитания, обучения и развития детей.

7. У детей, прошедших постепенную своевременную адаптацию, в дальнейшем отмечается высокая познавательная активность. Уровень освоения задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования выше, чем у сверстников, поступивших в ДОУ из дома.

I. Содержательный раздел Программы.

1.1. Содержание психолого-педагогической работы.

2.1.1. Обязательная часть.

.Содержание психолого-педагогической работы в адаптационной группе.

Содержание обязательной части Программы соответствует содержанию примерной программы по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ (под редакцией Т. А. Боборовой). 2013 год, Детство-Пресс. *

Структура занятий адаптационной группы.

1. Социализация (приветствие детей новых героев, приветствие ласковое, приветствие шутливое и т. д.).

2. Развитие мелкой моторики и сенсорики (пирамидки, шнуровки, грибные полянки, мозаика (крупная, вкладыши (дикие и домашние животные, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и др., предметные картинки, разрезные картинки).

3. Познавательно – речевой.

4. Продуктивная деятельность (конструирование, лепка, аппликация, рисование).

5. Развитие движения/музыкальное развитие.

6. Социализация (прощание).

Структура образовательного процесса.

Педагогический процесс включает следующие направления.

1. Организация учебно – игровой деятельности с детьми и их родителями 2 раза в неделю по подгруппам: 1-я подгруппа – вторник – четверг с 9.00 до 10.00, 2-я подгруппа – вторник – четверг с 10.30 до 11.30.

2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросам семей).

3. Организация досугов (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, «Здравствуй детский сад!», дни рождения).

Деление на подгруппы осуществляется по возрастному принципу : 1-я подгруппа – дети в возрасте от 1 года до 1,5 лет, 2-я подгруппа – дети в возрасте от 1,5 до 2-х лет. Период работы группы: с октября по май.

Инструкция

по приёму детей в ДОУ во время адаптации.

1. Принимать нового ребенка в часы бодрствования по режиму данного ребенка.

2. Не отпускать родителей, если ребенок сильно плачет, отказывается есть, спать.

3. Укороченный день назначается детям всех возрастов. Время пребывания ребенка в группе увеличивается постепенно в зависимости от поведения ребенка.

4. В первые дни кормить и укладывать спать ребенка так, как он привык дома (ненасильно).

5. Новый режим вводить, постепенно сдвигая его по сравнению с домашним на 15-20 минут.

6. Нового ребенка необходимо тепло одевать, следить за тем, чтобы он не переохлаждался, чтобы руки и ноги всегда были теплыми.

7. Разговаривать с ребенком ласково, предупреждать отрицательные эмоции, не давать ребенку много плакать.

8. Первые дни организовывать деятельность ребенка в стороне от других детей до тех пор, пока он сам не проявит интереса и желания играть с другими детьми.

9. В период адаптации стараться «держать» нового ребенка поближе к себе, обращаться к нему чаще, чтобы успокоить и направить его деятельность.

10. Все занятия с новым ребенком проводить индивидуально. В групповые занятия вовлекать его постепенно.

11. Поведение нового ребенка отмечать в листах адаптации. О трудной форме адаптации информировать врача и педагога-психолога.

Требования к созданию психологического микроклимата и эмоцианального фона в группе.

«Окружающий мир полон красок и звуков, этот мир около нас и в нас самих! Как помочь ребенку почувствовать и осмыслить происходящее, как помочь ему не потеряться и не раствориться в мире событий и людей? Какие «образы» будут помогать ему в самые трудные минуты, и как выразить переполняющие малыша чувства? Как научиться читать не по книге, а по мимике, жестам? Как правильно понять состояние друга и близких людей? Как обратиться к сверстнику и взрослому, какие найти слова и жесты? Как помириться с мамой и лучшим приятелем, чтобы стало ясно и легко на душе? Как во время игры играть так, чтобы не ссориться? Как обратиться к взрослому, чтобы ему непременно захотелось с тобой поговорить?

1. Минимальное количество ограничений и запретов, кроме обязательных: не бить кого-либо; не ломать;

2. Предоставление, по возможности, максимальной свободы действий;

3. Обеспечение эмоциональной поддержки ребенка. Выполнение этого требования является условием, при котором у ребенка формируется чувство «безопасности»;

4. Создание и представление возможности «выплеска» – то есть таких условий, которые способствуют тонической сбалансированности эмоций;

5. Обеспечение только необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого контроля и прямого дидактизма;

6. Отсутствие жесткого оценочного фиксирования деятельности ребенка;

7. Демонстрация положительного эмоционально выраженного отношения к детям;

8. Постоянное внимание по всем аффективным проявлениям ребенка;

9. Превалирование приоритета в системе общения: «ребенок – ребенок» и использование лишь по мере необходимости системы общения «ребенок – взрослый». Это требование обусловлено тем, что потребность в самовыражении и в самоутверждении особенно ярко проявляется в совместной деятельности сверстников, где их одобрение как и осуждение более эмоционально значимы для ребенка. Сверстник имеет близкие: интересы, общие переживания, одинаковый уровень возможностей.

ОБЩЕНИЯ свойственен детям в возрасте 1-2 года. Если ребенку 3-х лет свойственен уровень эмоционального общения, то это значит, что ребенок запаздывает в развитии.

Ребенок на данном уровне постоянно плачет, вспоминает маму, он полностью домашний. Мама является эмоциональным раздражителем. Такого ребенка на первое время пребывания в ДОУ нельзя оставлять без мамы. С мамой пришел, с мамой ушел. Время пребывания в ДОУ – 20 минут. В последующие дни разрешается ребенку вместе с мамой находиться в группе несколько часов.

Рекомендуется для мамы:

• Нужно приучать ребенка к другим близким взрослым;

«сюсюканья» с таким ребенком быть не должно;

• не надо ни за что хвалить, не надо ни за что ругать.

УРОВЕНЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ свойственен детям в возрасте 2-3-4 годам жизни. Дома дети с таким уровнем общения, остаются не только с мамой, но и с другими взрослыми. В ДОУ они немного поплачут и успокаиваются; сядут на стульчик и будут ждать маму, реагируя на каждый шорох. Наконец появляется мама и у ребенка начинается истерика, которая выражает все его чувства. Дома ребенок дает обратную реакцию: если в саду он сидел на стульчике, как «мышка», то дома он становится перевозбужденным (кричит, бегает, дерется с домашними).

Ребенок в саду не должен сидеть на стуле один, воспитатель обязательно ненавязчиво должен выводить ребенка из такого состояния. На этот случай можно включить музыку, завлечь заводной игрушкой. Ребенок удивился и на несколько минут забыл о своем страхе, одиночестве. Вся работа воспитателя с такими детьми должна проводиться для того, чтобы ребенок как можно меньше плакал и не чувствовал себя одиноким.

УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ свойственен детям в возрасте 2-3-4-5 лет. Обычно на таком уровне находятся дети из многодетной семьи, где рядом много посторонних, много общения. Когда мама ребенка уходит, он не плачет, а спокойно занимается исследовательской деятельностью. В первые дни нельзя такому ребенку делать серьезные замечания. Иначе получится, что ребенок 2,3,4 дня ходит в детский сад с желанием, а на 5-й день - бурная реакция «Не пойду в детский сад».

Реализация программных задач осуществляется следующими специалистами.

1. Педагог-психолог

Обеспечивает формирование индивидуального пакета документов на каждого ребенка: общих сведений о семье (социальный срез, уровень педагогической компетентности, стиль семейного воспитания, анкетирование, медицинских показателей (анамнез, адаптационный лист.

Организует консультации для родителей по следующим вопросам:

- особенности развития детей раннего возраста;

- режим как основа жизнедеятельности ребенка;

- особенности эмоционального развития детей раннего возраста;

- критерии готовности ребенка к поступлению в ДОУ.

2. Воспитатель

• Обеспечивает непосредственное выполнение программных задач, организуя взаимодействие с детьми.

• Ведет просветительскую работу с семьей по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста.

4. Музыкальный руководитель

• Организует работу по музыкальному воспитанию детей.

• Обеспечивает развитие детского восприятия, двигательной сферы.

Развивает эмоциональную сферу детей, создавая положительный эмоциональный фон.

• Организовывает музыкальные праздники.

В своей деятельности педагоги используют следующие формы работы:

• Организация учебно-игровой деятельности с детьми при непосредственном участии родителей;

• Индивидуальная работа с детьми под руководством педагога-психолога, воспитателя;

• Свободная деятельность ребенка при опосредованном участии педагогов и родителей;

• Консультирование;

• Тренинги взаимодействия родителей с детьми;

• Мониторинг.

Консультация для родителей.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: более строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много интересного, новый стиль общения, новые взрослые люди - воспитатели.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ еды, частые болезни, психическая регрессия (потеря некоторых навыков (например, ребенок раньше просился на горшок - а теперь вдруг перестал, возврат к соске, сосанию пальца и т. д.).

Адаптация - процесс привыкания к новым условиям жизни - подразделяется на три стадии:

1. Острая фаза - ребенок может терять в весе, чаще болеть, происходит нарушение сна, снижение аппетита, регресс в речевом развитии. Длится в среднем один месяц.

2. Подострая фаза - темп развития, особенно психического, все еще замедлен, но поведение более адекватно. Длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации - убыстрение темпа развития, преодоление задержек в развитии.

Острая фаза по степени подразделяется на:

- легкую адаптацию - поведение нормализуется в течение 10 - 15 дней, ребенок соответственно прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет.

- Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психологического стресса.

- Тяжелая адаптация - длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и моральное истощение организма.

Мы в состоянии помочь ребенку в этот период. Воспитатели нашего детского сада организуют специальные игры, используют специальные приемы в этот период (рассматривание альбомов «Моя семья», игры с водой и песком, релаксацию, гибкий режим дня и т. д., но без помощи родителей порой обойтись трудно. А бывает так, что родители сами тревожатся больше ребенка и передают свою тревогу детям.

Поэтому вот несколько советов:

- Заранее познакомьтесь с режимом детского сада и максимально приблизьте к нему домашний режим.

- Легче переносят адаптацию дети общительные, поэтому учите своего ребенка общаться со взрослыми и сверстниками: посещайте с ними детские площадки, играйте в песочницах с другими детьми. Понаблюдайте, каков ваш ребенок в общении: стеснителен, конфликтен, агрессивен.

- Познакомьтесь заранее с воспитателями групп, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

- Перед посещением детского сада вы можете водить детей на прогулку, лучше на вечернюю, когда ваш ребенок увидит радостные встречи других детей с родителями.

- Первые несколько дней ребенка лучше приводить на несколько часов и не обязательно утром - ведь тогда он может увидеть слезы других детей. Если вы привели ребенка с утра, не забудьте накормить его дома завтраком - в детском саду ребенок может отказываться от еды.

- В дальнейшем время пребывания ребенка в детском саду увеличивается в зависимости от тяжести адаптации. При легкой адаптации ребенка в течение первой недели можно оставить на дневной сон, при тяжелой - как можно дольше забирать перед сном.

- Дайте ребенку в сад любимую игрушку, но не ругайте его, если вечером он заберет ее грязную или сломанную. Расспросите, что происходило с игрушкой в детском саду, понравилось ли ей, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Так вы многое узнаете, каково вашему ребенку в детском саду.

- Главное: вы должны сами твердо верить, что вашему ребенку в детском саду хорошо, что у него заботливые и добрые воспитатели. Помните, что ребенок остро чувствует все ваши тревоги.

- Никогда не обсуждайте при ребенке «плохих воспитателей». Лучше выскажите претензии самим воспитателям или педагогу - психологу.

Советы родителям.

«Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?».

До поступления в детский сад:

1. Родители! Прежде всего сами будьте готовы к расставанию с ребенком. Помните, что ваш эмоциональный настрой передается детям, поэтому вам необходимы спокойствие, доброжелательность и выдержка.

2. Не обсуждайте будущие детсадовские проблемы в присутствии ребенка - это может привести к излишним негативным переживаниям.

3. Ни в коем случае не пугайте ребенка детским садом: «Вот пойдешь в детский сад, там тебя быстро научат!». В то же время не идеализируйте дошкольное учреждение, лучше всего расскажите, чем занимаются дети в детском саду.

4. Не обещайте ребенку вознаграждения за посещение детского сада, дайте ему понять, что впереди обычная жизнь, и в ней будет много интересного: новые игры, сказки, друзья.

5. Старайтесь настроить малыша на дружелюбное общение с другими детьми, приводите ребенка в детский сад на утреннюю и вечернюю прогулку, чтобы он мог заранее познакомиться с детьми, воспитателями; увидеть, как всех малышей вечером забирают домой.

6. Заранее познакомьтесь с воспитателями группы, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, о его умениях и навыках, о приемлемых формах поощрения и наказания.

7. Заранее уточните режим дня, по которому живут дети в детском саду и придерживайтесь его дома.

Первые дни в детском саду:

8. Утром поднимайте ребенка так, чтобы у вас было время на спокойные сборы в детский сад.

9. Постарайтесь прийти в детский сад чуть позже, чем все остальные дети.

10. Не забудьте принести в детский сад пакет с запасными вещами, вещей положите побольше, так как в период адаптации некоторые дети теряют имеющиеся навыки, и если ваш ребенок дома всегда просится на горшок, то в детском саду первое время он может и забывать об этом. После окончания адаптации навыки восстанавливаются.

11. Дайте ребенку в садик любимую игрушку, постарайтесь уговорить его оставить ее переночевать в садике, а наутро снова с ней встретиться.

12. Если ребенок эмоционален и очень привязан к маме, то целесообразнее первые несколько дней оставлять его в детском саду на 1-2 часа, постепенно увеличивая время пребывания.

13. Если ребенок очень переживает расставание - вы можете побыть с ним некоторое время в группе.

14. Не следует затягивать расставание с ребенком, который уже несколько привык к детскому саду, но сегодня плачет - это может быть просто плохое настроение или желание разжалобить вас. Иначе ребенок может еще больше раскапризничаться. Через некоторое время после вашего ухода ребенок спокойно включится в игру.

15. Длительность адаптации до 16 дней - легкая адаптация, до 32 дней - средняя, до 2х месяцев - тяжелая, свыше 2х месяцев - запредельная.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

«Здравствуй, детский сад!» Сказка для адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях введения ФГОС Челышева С. Б., воспитатель ГБОУ Школа № 1494 д/с №864, г. Москва Важным событием последних лет стало принятие Федерального государственного.

Групповое занятие «Круг» Ю. Зарубина для короткой адаптации детей в условиях Срцн В ГКУ СО «Чапаевский СРЦН» отделение пгт Осинки поступают дети из неблагополучных семей, дети оставшиеся без попечения родителей. Возраст.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Консультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детейКонсультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детей В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях для детей с целью адаптации к бассейну Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное.

Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Программа по адаптации. Пояснительная записка. В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные.

Программа по успешной адаптации детей к условиям ДОУ Введение В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое.

Программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети про-ходят через адаптационный период.

Занятие с театральными куклами у детей от года до двух Знакомство с театральными куклами. (Дети от года до двух.) Кукольный театр развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 19:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД