Зевина
Программа по химии (8 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по химии (8 класс)
Управление образования МО «Тымовский городской округ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Адо-Тымово»
(наименование учредителя и образовательного учреждения)
Рекомендована
Утверждаю___
Методическим советом Директор МБОУ СОШ с. Адо-Тымово
Ботова Н. С.
Протокол педагогического совета
Протокол от «28» августа 2020 г. № 1 от 28 августа 2020 г. № 1
Приказ от 28 августа 2020 г. № __
Публикация «Программа по химии (8 класс)» размещена в разделах
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
___Химия___
(наименование учебного предмета /курса/)
___основное общее образование___
(уровень, ступень образования)
___2 года___
(срок реализации программы)
Составлена на основе:
___ «Рабочей программы курса___
химии» разработанной к учебникам
___химии для 8 - 9 классов___
__Изд. «Просвещение», 2013 год___ ___Н. Н. Гара___
(наименование программы) (автор программы)
___Зевина Наталия Михайловна___
Кем (Ф. И. О. учителя (преподавателя, составившего рабочую учебную программу)
с. Адо-Тымово
2020 год
Планируемые результаты освоения химии в соответствии ФГОС.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8-9 классах являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Школьные:
- Обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя.
- Ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.
- Самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. –
- Планирует ресурсы для достижения цели.
- Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
- Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
- При планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
- Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
- Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.).
-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Школьные:
- Осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
- Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.
- Создает модели и схемы для решения задач.
- Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.
- Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
- Участвует в проектно- исследовательской деятельности.
- Проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
- Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Дает определение понятиям.
- Устанавливает причинно-следственные связи.
- Обобщает понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- Осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
- Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
- Знает основы ознакомительного чтения.
- Знает основы усваивающего чтения.
- Умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий).
- Ставить проблему, аргументировать её актуальность.
- Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Школьные:
- Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
- Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении, диалоге, дискуссии.
- Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.
- Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.
- Устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
- Спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
- Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
- Умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- Осознание роли веществ.
- Определять роль различных веществ в природе и технике.
- Объяснять роль веществ в их круговороте.
- Рассмотрение химических процессов.
- Приводить примеры химических процессов в природе.
- Находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
- Использование химических знаний в быту.
- Объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
- Объяснять мир с точки зрения химии.
- Перечислять отличительные свойства химических веществ.
- Различать основные химические процессы.
- Определять основные классы неорганических веществ.
- Понимать смысл химических терминов.
- Овладение основами методов познания, характерных для естественных наук.
- Характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы.
- Проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
- Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.
- Использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов.
- Различать опасные и безопасные вещества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
8 КЛАСС
№ Наименование разделов, тем
Раздел 1. «Первоначальные химические понятия» 18 часов
1 Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.
Практическая работа № 1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Строение пламени».
Чистые вещества и смеси.
Практическая работа № 2. «Очистка загрязненной поваренной соли».
Физические и химические явления.
Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Простые и сложные вещества. Химический элемент.
Язык химии. Знаки химических элементов. Атомная единица массы. Относительная атомная масса.
Закон постоянства состава веществ.
Относительная молекулярная масса. Химические формулы.
Массовая доля химического элемента в соединении.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.
Составление химических формул по валентности. Бинарные соединения.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций.
Контрольная работа № 1 «Первоначальные химические понятия».
Раздел 2. «Кислород» 5 часов
2 Анализ результатов к/р № 1. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода
его физические свойства.
Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.
Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода».
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Раздел 3. «Водород» 3 часа.
3 Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства.
Химические свойства водорода. Применение.
Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород».
Раздел 4. «Растворы. Вода» 6 часов
4 Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
Определение массовой доли растворенного вещества. Расчетные задачи. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Практическая работа № 4. «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества».
Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы её очистки.
Физические и химические свойства воды.
Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода».
Раздел 5. «Основные классы неорганических соединений» 9 часов
5 Анализ результатов к/р № 2. Оксиды: классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение.
Основание: классификация, номенклатура, получение.
Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства.
Соли: классификация, номенклатура, способы получения.
Физические и химические свойства солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Контрольная работа № 3 «Основные классы неорганических соединений»
Раздел 6. «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» 8 часов
6 Анализ результатов к/р № 3. Классификация химических элементов. Амфотерные соединения.
Периодический закон Д. И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.
Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент.
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона.
Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах.
Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.
Раздел 7. «Строение веществ. Химическая связь» 9 часов
7 Электроотрицательность химических элементов.
Ковалентная связь.
Полярная и неполярная ковалентные связи.
Ионная связь.
Кристаллические решетки.
Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Окислительно-восстановительные реакции.
Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь».
Контрольная работа № 4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома», «Строение веществ. Химическая связь».
Раздел 8. «Закон Авогадро. Молярный объём газов» 3 часа
8 Анализ результатов к/р № 4. Закон Авогадро. Молярный объём газов.
Относительная плотность газов.
Объемные отношения газов при химических реакциях.
Раздел 9. «Галогены» 7 часов
9 Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение.
Хлороводород. Получение. Физические свойства.
Соляная кислота и ее соли.
Сравнительная характеристика галогенов.
Практическая работа № 6 «Получение соляной кислоты и ее свойства»
Контрольная работа № 5 по темам: «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены».
Итоговая контрольная работа № 6 (тест) по всему пройденному материалу 8-го класса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 класс
№
урока п/п Наименование разделов, тем Количество
часов Лабораторные опыты;
практические работы;
контрольные работы.
К. р.
П. р.
Л. о.
Первый год обучения, 8 класс, курс неорганической химии
Раздел 1. Первоначальные химические понятия. 18 1 2 7
1 Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. 1 1
2 Практическая работа № 1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Строение пламени».
1
1
3 Чистые вещества и смеси. 1 1
4 Практическая работа № 2. «Очистка загрязненной поваренной соли». 1 1
5 Физические и химические явления. 1 2
6 Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
1
7 Простые и сложные вещества. Химический элемент. 1 1
8 Язык химии. Знаки химических элементов. Атомная единица массы. Относительная атомная масса.
1
9 Закон постоянства состава веществ. 1
10 Относительная молекулярная масса. Химические формулы.
1
11 Массовая доля химического элемента в соединении. 1
12 Валентность химических элементов.
Определение валентности элементов по формулам их соединений. 1
13 Составление химических формул по валентности. Бинарные соединения. 1
14 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. 1
15 Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
1
2
16 Моль – единица количества вещества. Молярная масса. 1
17 Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций.
1
18 Контрольная работа № 1
«Первоначальные химические понятия».
1 1
Раздел 2. Кислород 5 1 1
19 Анализ результатов к/р № 1. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода его физические свойства.
1
20 Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе. 1
1
21 Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода». 1
22 Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. 1
23 Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
1
Раздел 3. Водород 3 2
24 Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства.
1
1
25 Химические свойства водорода. Применение. 1 1
26 Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород». 1
Раздел 4. Растворы. Вода 6 1 1
27 Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
1
28 Определение массовой доли растворенного вещества. Расчетные задачи. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
1
29 Практическая работа № 4. «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»
1
1
30 Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки.
1
31 Физические и химические свойства воды. 1
32 Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода».
1
1
Раздел 5. Основные классы неорганических соединений 9 1 1 7
33 Анализ результатов к/р № 2. Оксиды: классификация номенклатура, свойства оксидов, получение, применение.
1
34 Основание: классификация, номенклатура, получение. 1 2
35 Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Применение.
1 2
36 Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства.
1
3
37 Соли: классификация, номенклатура, способы получения. 1
38 Физические и химические свойства солей. 1
39 Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. 1
40 Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
1
1
41 Контрольная работа № 3 «Основные классы неорганических соединений».
1
1
Раздел 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома
8
1
42 Анализ результатов к/р № 3. Классификация химических элементов. Амфотерные соединения.
1
1
43 Периодический закон Д. И. Менделеева. 1
44 Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. 1
45 Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент. 1
46 Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона.
1
47 Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах.
1
48 Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. 1
49 Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.
1
Раздел 7. Строение веществ. Химическая связь 9 1
50 Электроотрицательность химических элементов. 1
51 Основные виды химической связи. Ковалентная связь. 1
52 Полярная и неполярная ковалентные связи. 1
53 Ионная связь. 1
54 Кристаллические решетки. 1
55 Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
1
56 Окислительно-восстановительные реакции. 1
57 Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь». 1
58 Контрольная работа № 4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома», «Строение веществ. Химическая связь».
1
1
Раздел 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов 3
59 Анализ результатов к/р № 4. Закон Авогадро. Молярный объём газов.
1
60 Относительная плотность газов. 1
61 Объемные отношения газов при химических реакциях.
1
Раздел 9. Галогены 7 2 1 2
62 Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение.
1
63 Хлороводород. Получение. Физические свойства. 1
64 Соляная кислота и ее соли. 1
65 Сравнительная характеристика галогенов. 1 2
66 Практическая работа № 6 «Получение соляной кислоты и ее свойства». 1 1
67 Контрольная работа № 5 по темам: «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены».
1
1
68 Итоговая контрольная работа № 6 (тест) по всему пройденному материалу 8-го класса.
1
1
Итого: 68 6 6 20