Варварич Валентина Николаевна
Программа по кружковой работе в младшей группе «Разноцветные палочки»
Программа по кружковой работе в младшей группе
«Разноцветные палочки»
Педагог : Варварич В. Н.
Алдан 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели, задачи
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Публикация «Программа по кружковой работе в младшей группе „Разноцветные палочки“» размещена в разделах
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
1.5. Планируемые результаты
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, методы и средства реализации Программы
2.2. Перспективное планирование
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация занятий по Программ
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации
предметно-развивающая среда
3.3 Список литературы, рекомендуемой родителям
1. Целевой раздел
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является дополнительной к основной общеобразовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Снежинка»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка, развитье ума формирования таких мыслительных умений и способностей которые позволяют осваивать новое. Каждый дошкольник- это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку для которого возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Важно нужно научить детей не только считать, измерять, и решать арифметические задачи но и развивать способность видеть,открывать в окружающем мире свойства, отношение и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Особую роль на современном этапе обучения отводиться нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера.
Палочки Кюизинире представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длинны. Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи и интернета. Информационные технологии открывают перед нами огромные возможности. Сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. И для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, необходимо научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Уже с младшего дошкольного возраста необходимо формировать у детей различные понятия путем чувственного познания. Всякое понимание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Путем чувственного отражения, ребенок познает отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них познается посредством абстрактного, логического мышления. Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также - суждения и умозаключения.
Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности предполагает использование пошаговой педагогической технологии, обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творчества. Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условии, способствующих успешному и полному раскрытии ее богатого воспитательного, развивающего, социализирующего, обучающего и адаптирующего потенциала
В программе учитывается, что образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализации его возможностей (Запорожец А. В.). В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства. Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы. Ведь именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму подсознательных, аффективно окрашенных, непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательного.
1.2. Цели, задачи
Цель программы :
Формирование познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий (палочки Кюизенера)
Задачи программы :
-Закрепление представлений о величине (длинный) – короткий, одинаковые (равные) по длине; широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине: высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.
-Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.
-Знакомство с пространственными отношениями вверху – внизу, впереди сзади, справа – слева. Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
1.3. Принципы и подходы программы :
- Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей).
- Наглядность (наличие дидактических материалов).
- Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий). Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным –работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
1.4. Возрастные характеристики и детей.
Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. С помощью обучающих (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т. д. Игра - любимая деятельность младших дошкольников. Дети активно овладевают способами игровой деятельности - игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очерёдности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.
Индивидуальные характеристики:
Умеет говорить внятно
В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные.
Пользуется речью как средством общения
Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению
Выделяет признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза.
Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы поодному признаку, знает четыре основных цвета.
1.5. Планируемые результаты.
К концу учебного года дети должны уметь соотносить палочки по цвету, знать названия основных и дополнительных цветов (в рамках цветовой гаммы палочек Кюизенера); владеть понятиями «длинный - короткий», «низкий-высокий». Должны владеть способом сравнения по длине (приложение, наложение, по высоте. Ориентироваться в понятиях «одинаковые», «разные» по цвету, длине, высоте. Должны владеть группировкой по цвету, по длине. Должны свободно уметь выполнять композиционнуюпостройку на схеме и по образцу. Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Участники: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 3-4 года
Срок реализации 1 год.
2.1Формы и методы и приемы занятий.
Программа «Разноцветные палочки» ориентирована на детей младшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится один раз в неделю, во вторую половину дня, по 15 минут. Общее количество занятий в году 32.
Занятия проводятся с группой детей не более 10 человек, так как предусматривается индивидуальная работа.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-Наглядный – (показ педагога, пример, помощь)
-Словесный- (Объяснение, описание, поощрение, убеждение и т. д)
-Практический (самостоятельная и совместная выполнение работы)
Формы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- Фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- Групповой (работа в парах).
- Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Данные формы включают в себя:
- Развивающие игры логику – математического содержания;
- Самостоятельную деятельность детей;
- Рассматривание и беседу по картинке;
- Раскрашивание «умной» картинки;
- Использование литературных текстов.
Комплекс основных характеристик образования
Объём программы
Особенности образовательного процесса: заключаются в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и, тем самым, раскрытия его личностных творческих возможностей при помощи игры, как ведущего вида деятельности. Программа предполагает применение современных образовательных технологий: технологии развивающего обучения, игровых технологий, здоровьесберегающие технологии, технологии «Портфолио» обучающегося.
2.2 Перспективное планирование
Перспективное планирование работы кружка
№ Дата Название темы Образовательные задачи Используемая литература
октябрь
1 05.10.2023 Занятие «Знакомство с палочками Кюизенера»
Знакомство с дидактическим материалом и правилами его использования «Новикова В. П., Тихонова Л. И.
Стр. 4
2 12.10.2023 Занятие «По синей дорожки бежит сороконожка»
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 1
3 19.10.2023 Занятие «По красной дорожки друзья идут к Антошке»
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 2
4 26.10.2023 Занятие «На разноцветной дорожки кошки меряют сапожки»
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения. Умение работать со схемой.
Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 4
НОЯБРЬ
5 02.11.2023 Занятие «На лесной дорожке зайчики-трусишки»
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения. Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие.
Умение работать со схемой Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 6
6 09.11.2 Занятие «Вот козлят считает мама: рожек много, деток мало.»
Познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят».
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 7
7 16.11.203 Занятие «Надоело колобку лежать, он и покатился»
Вспомнить с детьми сказку «Колобок».
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 8
8 23.11.2023 Занятие «Катится колобок, а навстречу ему серый волк»
Закрепить название и героев сказки.
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 9
9 30.11.2023 9. Занятие «Катится колобок, а навстречу ему медведь»
Закрепить название и героев сказки.
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 10
ДЕКАБРЬ
10 07.12.2023 Занятие «Катится колобок, а навстречу ему лиса»
Закрепить название и героев сказки.
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 11
11 14.12.2023 Занятие «Идет она лесом, а на встречу – серый волк»
Познакомить с детьми со сказкой «Красная шапочка и серый волк».
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 12
12 21.12.2023 Занятие «Закрывай скорей окошки – ты спасёшь мышей от кошки».
Знакомство с художественной творчеством Н. Заболотский «Как мыши с котом воевали».
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 13
13 28.12.2023 Занятие «Угадай кто хозяин каждой чашки».
Познакомить со сказкой «Три медведя».
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/И «Дом с колокольчиком». Б. Б. Финкельштейн, Стр. 5
ЯНВАРЬ
14 11.01.2024 Занятие «Угадайте, кто герой этой сказки». Закрепить название и героев сказки.
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/И «Дом с колокольчиком». Б. Б. Финкельштейн, Стр. 8
15 18.01.2024 Занятие «Михаил Иванович хозяин дома».
Закрепить название и героев сказки.
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/И «Дом с колокольчиком». Б. Б. Финкельштейн, Стр. 10
16 25.01.2024 Занятие «Настасья Петровна – хозяйка, любительница почаевничать».
Закрепить название и героев сказки.
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/И «Дом с колокольчиком». Б. Б. Финкельштейн, Стр. 12
ФЕВРАЛЬ
17 01.02.2024 Занятие «Мишутка со своим любимым стульчиком». Учить пересказывать детей сказку «Три медведя». Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/И «Дом с колокольчиком». Б. Б. Финкельштейн, Стр. 13
18 08.02.2024 Занятие «Олень». Познакомить детей со стихотворением А. Барто «Олень».
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/И «На золотом крыльце». Б. Б. Финкельштейн, Стр. 2
19 15.02.2024 Занятие «Домик с забором». Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом».
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/И «На золотом крыльце». Б. Б. Финкельштейн, Стр. 3
20 22.02.2024 Занятие «Верблюд» Познакомить детей со стихотворением К. Чуковского «Ах, бедная верблюдица».
Учить выбирать палочки по цвету и накладывать палочки на изображения.
Умение работать со схемой. Д/И «На золотом крыльце». Б. Б. Финкельштейн, Стр. 4
21 29.02.2024 Занятие «Яблоко» Продолжить работу по формированию
умения работать со схемой, накладывать
палочки на их изображение. Заучивание
четверостишия. Д/И «На золотом крыльце». Б. Б. Финкельштейн, Стр. 5
МАРТ
22 07.03.2024 Занятие «Змейка»
Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. «Новикова В. П., Тихонова Л. И.
Стр. 4
23 14.03.2024 Занятие «У кого больше»
Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
«Новикова В. П., Тихонова Л. И.
Стр. 5
24 21.03.2024 Занятие «Разноцветные вагончики»
Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Новикова В. П., Тихонова Л. И.
Стр. 6
25 28.03.2024 Занятие «Столбики»
Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику. Новикова В. П., Тихонова Л. И.
Стр. 6
АПРЕЛЬ
26 04.04.2024 6. Занятие. Игра «Сушим полотенца»
Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Новикова В. П., Тихонова Л. И.
Стр. 7
27 11.04.2024 Занятие. «Для нашей мамы кошки поем мы на дорожке»
Развитие наблюдательности (рассмотрим
маму-кошку) и внимания (веселые котята или
грустные). Д/и «Волшебные дорожки».
Б. Б. Финккельштейн. Стр. 5
28 18.04.2024 Занятие. «Строительство домов»
Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте.
Новикова В. П., Тихонова Л. И.
Стр. 9
29 25.04.2024 Занятие «Найди все такие палочки, как эта по цвету и длине». Закрепить умение группировать палочки по двум
признакам: цвету и длине. Новикова В. П., Тихонова Л. И.
Стр. 10
МАЙ
30 16.05.2024 Занятие «Треугольники
» Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
Новикова В. П., Тихонова Л. И. стр. 11
31 23.05.2024 Занятие «Рамка для картины»
Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию Новикова В. П., Тихонова Л. И. стр. 12
32 30.05.2024 Занятие. «Разноцветные флажки»
Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Новикова В. П., Тихонова Л. И. стр 13
3. Организационный раздел.
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы.
Для игровых занятий необходимо иметь:
- Наборы «Палочки Кюизенера» ;
- Схемы для накладывания палочек при составлении трудных иллюстраций;
- Дидактические игры.
Расписание и формы занятий:
День недели Время
Четверг 16.00-16.15
-коллективные занятия
-подгрупповые занятия
3.2 Предметно-развивающая среда.
- Содержательно-насыщенная, развивающая.
-Трансформируемая
-Полифункциональная
-Вариативная
-Доступная
-Безопасная
-Здоровье сберегающая
-Эстетически-привлекательная
Методическое обеспечение.
Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 3-5 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2008. -с. 64
В. Н. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).МОЗАЙКА_СИНТЕЗ; Москва; 2011
Дидактические альбом «Волшебные дорожки» (палочки Кюизенера). Для детей 2-3 лет. Финкельштейн Б. Б.
Дидактические альбом «Дом с колокольчиком» (палочки Кюизенера). Для детей 3-5 лет. Финкельштейн Б. Б.
Дидактические альбом «На ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ» (палочки Кюизенера).Для детей 3-5 лет. Финкельштейн Б. Б.