Оксана Шипова
Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед».
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Публикация «Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности „Шаг вперед“,» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Для детей с ограниченными возможностями здоровья информационные компьютерные технологии - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Компьютерные средства обучения, предназначенные для адаптированного образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывающие общие закономерности и специфические особенности детей.
Отметим несколько наиболее важных причин необходимости применения ИКТ в коррекционно-развивающей работе с «особыми детьми» :
1. организация адаптированного образовательного процесса обучения в соответствии c психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.
2. реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
3. расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
Проект по компьютерной грамотности «Шаг вперед» построен по методу последовательного углубления и усложнения материала. Его основа взята из программы по информатике и включает в себя авторскую наработку «Путешествие в компьютерную страну» А. В. Горячева, «Программу подготовки дошкольников к информатике» Н. В. Ключа, конспекты с книги «Дошколенок + компьютер» Л. А. Котча.
Занятиями, с использованием ИКТ охвачено максимально возможное количество воспитанников проживающих в детском доме-интернате. С детьми, которые не могут пользоваться мышкой и клавиатурой в связи с тяжестью заболевания (ДЦП, аутизм и др., занятия проводятся с использованием сенсорных панелей, которые дают возможность для развития всех анализаторных систем. Точные движения пальцами по сенсорному экрану даются детям с трудом, но все воспитанники проявляют большой интерес и желание к таким занятиям.
Занятия по обучению медиаграмотности проводятся в оборудованном компьютерном классе под руководством педагога, который помогает освоить компьютерную грамотность, действуя в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию.
Цель и задачи.
Цель:
1. Научить пользоваться компьютером.
2. Расширить кругозор знаний об ИКТ.
3. Обучить воспитанников основам компьютерной грамотности.
4. Формировать мотивационную и интеллектуальную готовность ребёнка к использованию ИКТ.
Задачи:
• Формирование знаний, умений и понятия о компьютерной грамотности.
• Воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.
• Повышение уровня медиаграмотности детей.
• Развитие внимания, усидчивости, творчества, логического мышления.
• Развитие познавательных психических процессов, интеллектуально-творческих способностей.
Основные методические подходы:
Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.
На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.
Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Проект «Шаг вперед» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми c умственной отсталостью по формированию умений и навыков работы на компьютере с использованием новых информационных технологий:
учебный план, рассчитанный на 5 этапов обучения (2 занятия в неделю, по 15 - 20 минут ( каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)
деятельность по обучению компьютерной грамотности с детьми на компьютерах проводятся перед обедом и после дневного сна;
проходит в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных пособий.
Методы и приемы
В проекте «Шаг вперед» используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово, игровой, диагностический; метод авансирования личности, а так же интерактивный метод.
Средства
Для реализации проекта «Шаг вперед» необходимо:
Компьютерный класс : компьютеры с мультимедийным проектором для демонстрации материала получения новых знаний и закрепления навыков работы; сенсорные панели, специализированная детская клавиатура с крупными клавишами, цветной принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.
компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН.
Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации включает в себя:
столы для работы детей,
игры – головоломки,
раздаточный материал,
демонстрационные дидактические игры,
демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке.
Пособия для занятий
• Программа «Раскрась-ка».
• Презентации «Пазлы», «Почемучки».
• видео урок «Мир информатики».
• «Интерактивные уроки и подготовка к школе».
• «Страна знаний» CD диски.
• программы : Paint; TuxPaint; ПервоЛого.
Предполагаемые результаты работы.
Дети должны усвоить:
• названия и функции основных частей компьютера;
• технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
• иметь представление об основных носителях информации и о защите компьютера;
• знать рабочие программы;
• основы работы в программах :
- ПервоЛого
- Word, WordArt
- графический редактор Paint.
• носители информации (CD-ROM, DVD, Flash память)
уметь:
• использовать в работе клавиатуру и мышь;
• осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
• называть части компьютера;
• определять истинные и ложные высказывания;
• сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
• находить закономерности в изображении предметов;
• соотносить элементы двух множеств по признаку;
• составлять целое из частей;
• составлять симметричный узор;
• расставлять предметы в определенной последовательности;
• объединять множества.
• с помощью педагога находить информацию в Интернете.
Итак, компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развивать ребенка.