МААМ-картинки

Программа по обучению грамоте

Елена Тумакова
Программа по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка

Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Актуальность

Публикация «Программа по обучению грамоте» размещена в разделах

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

- Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

- Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]. И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ].) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Актуальность разработки программы кружка «АБВГДей-ка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.

Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.

Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму

Основу дополнительной образовательной программы “Обучение грамоте” составляют:

• Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);

• Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);

• Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

• Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.

• Концепция Д. Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

Цель программы – развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребёнка. Содержание программы направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей

Особенностью программы является использование элементов различных современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.

Реализация программы позволяет организовать работу по нескольким направлениям: подготовка к обучению грамоты, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.

Подготовка к обучению грамоты.

В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, можно часть умений сформировать в старших группах детского сада.

Цель — заложить основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).

Общие задачи обучения:

• знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

• знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

• знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

• научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

• научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, сопоставлять слова по звуковому составу;

• научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

• научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Познакомить с печатными буквами

На занятиях по обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

Подготовка к обучению чтения

Звуки речи.

Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец). Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.

Образ буквы.

Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.

Первоначальное чтение

Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв, т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.

Предложение. Слово. Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.

Подготовка к обучению письму

Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.

Развивать руку.

Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук, упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами», игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.

Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.

Развивать мелкую моторику рук.

Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.). Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся:

а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму;

б) ориентироваться на листе бумаги;

в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.

Начать подготовку к технике письма.

Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости. Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.

Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.

Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название «Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т. д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.

Интеграция образовательных областей

Интегративный подход при организации платных образовательных услуг направлен на создание развивающей образовательной среды, создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками соответствующих возрасту видов деятельности. Интеграция содержания зависит от индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности)

Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Количество детей в группе: 10-15 человек.

Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей посещающих детский сад.

Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения (36 занятий в год).

Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-25-30 мин.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»

Перспективное тематическое планирование занятий в старшей группе (5-6 лет)

октябрь

1неделя Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить? Гласные и согласные звуки. Знакомство с алфавитом. Гласный звук [а], буквы А,а. Познакомить что такое звук. Дать понятие о гласных и согласных звуках. Познакомить детей с алфавитом, учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с буквами А, а. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

2неделя Гласный звук [у], буквы У, у. Гласный звук [о], буквы О,о. Учить выделять звук [у] из речи.. Познакомить с буквами У,у. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. Учить выделять звук [о] из речи. Познакомить с буквами О,о. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

3неделя Гласный звук [и], буквы И,и Гласный звук [ы], буквы ы. Учить выделять звук [и] из речи. Познакомить с буквами И, и. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. Учить выделять звук [ы] из речи. Познакомить с буквой ы. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук

4неделя Гласный звук [э], буквы Э,э. Учить выделять звук [э] из речи.. Познакомить с буквами Э,э. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук

ноябрь

1неделя Согласные звуки [н, н’], буквы Н,н. Понятие "слог". Чтение слогов с буквой Н. Дать понятие "согласный звук", познакомить с твердым и мягким согласным [н, н’], познакомить с буквами Н,н. Ввести понятие "слог". Чтение слогов слияний с буквой Н. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

2неделя Согласные звуки [м, м’], буквы М,м. Познакомить с твердым и мягким согласным [м. м’], познакомить с буквами М,м. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

3неделя Согласные звуки [л, л’], буквы Л,л. Познакомить с твердым и мягким согласным [л,л’], познакомить с буквами Л,л. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

4неделя Согласные звуки [р,р’], буквы Р,р. Закрепление пройденного. Понятие о предложении. Познакомить с твердым и мягким согласным [р,р’], познакомить с буквами Р,р. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

декабрь

1неделя Звук [й], буквы Й,й. Познакомить с мягким согласным звуком [й], познакомить с буквами Й,й. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

2неделя Слог. Большая буква в именах, фамилиях. Закрепить знания о слоге. Познакомить с большой буквой в именах, фамилиях.

3неделя Согласные звуки [б, б’], буквы Б,б. Познакомить с твердым и мягким согласным [б,б’], познакомить с буквами Б,б. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

4неделя Согласные звуки [в,в’], буквы В,в. Познакомить с твердым и мягким согласным [в,в’], познакомить с буквами В,в. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

январь

2неделя Согласные звуки [г,г’], буквы Г,г. Познакомить с твердым и мягким согласным [г,г’], познакомить с буквами Г,г. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

3неделя Согласные звуки [д,д’], буквы Д, д. Познакомить с твердым и мягким согласным [д,д’], познакомить с буквами Д,д. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

4неделя Согласный звук [ж], буквы Ж,ж. Познакомить с твердым согласным [ж], познакомить с буквами Ж,ж. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

февраль

1неделя Согласные звуки [з,з’], буквы З,з. Познакомить с твердым и мягким согласным [з,з’], познакомить с буквами З,з. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

2неделя Согласные звуки [т,т’], буквы Т,т. Познакомить с твердым и мягким согласным [т,т’], познакомить с буквами Т,т. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

3неделя Согласные звуки [к,к’], буквы К,к. Познакомить с твердым и мягким согласным [к,к’], познакомить с буквами К,к. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук

4неделя Согласные звуки [с,с’], буквы С,с. Познакомить с твердым и мягким согласным [с,с’], познакомить с буквами С,с. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук

март

1неделя Согласный звук [ш], буквы Ш,ш. Познакомить с твердым согласным [ш], познакомить с буквами Ш,ш. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

2неделя Гласная двузвучная буква Е. Познакомить с буквами Е,е

3неделя Согласные звуки [п,п’], буквы П,п. Познакомить с твердым и мягким согласным [п,п’], познакомить с буквами П,п. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук

4неделя Согласные звуки [ф,ф’], буквы Ф,ф. Познакомить с твердым и мягким согласным [ф,ф’], познакомить с буквами Ф,ф. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук

апрель

1неделя Гласная двузвучная буква Ё. Познакомить с буквами Ё,ё.

2неделя Гласная двузвучная буква Ю. Познакомить с буквами Ю,ю.

3неделя Гласная двузвучная буква Я. Познакомить с буквами Я,я.

4неделя Буква ь как показатель мягкости согласного. Буква ъ. Познакомить с буквами ь, ъ.

май

1неделя Согласные звуки [щ’], буквы Щ,щ. Познакомить с мягким согласным [щ’], познакомить с буквами Щ,щ. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук.

2неделя Согласные звуки [х,х’], буквы Х,х. Познакомить с твердым и мягким согласным [х,х’], познакомить с буквами Х,х. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук

3неделя Согласный звук [ц], буквы Ц,ц. Познакомить с твердым согласным [ц], познакомить с буквами Ц,ц. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук

4неделя Согласный звук [ч’], буквы Ч,ч. Познакомить с мягким согласным [ч’], познакомить с буквами Ч,ч. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:

• данных планового мониторинга уровня речевого развития детей посещающих детский сад;

• наблюдений за ребёнком;

• бесед с воспитанниками и их родителями; анкетирования родителей.

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность строятся в занимательной, игровой форме.

Показатели развития

Ребёнок к концу года должен уметь:

• правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);

• делить слова на слоги;

• дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;

• определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);

• произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

• знать все буквы русского алфавита.

Список литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.

2. Журова Л. Е. «Обучение дошкольников грамоте», М., 2004г.

3. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»,Волгоград. ,2001г.

Публикации по теме:

Дидактические пособия по обучению детей грамотеДидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейку» Цель: закрепить правильное произношение звуков -д-дь-. Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие через упражнения в определении начального.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П. Задачи: -закрепить навыки чёткого произношения.

Конспект ОД по обучению грамоте «Согласный звук [Н]»Конспект ОД по обучению грамоте «Согласный звук [Н]» Конспект ОД по обучению грамоте " Согласный звук Н"Задачи : Знакомство с буквой Нн. Буква н и звук (н). Формирование умения находить букву.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т ] и [т’], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук" Задачи: • Формирование.

НОД по обучению грамоте «Звук [к]. Буква Кк» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [к].Активизация словаря на звук [к] по лексической теме "Одежда,головные уборы".Употребление.

Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками»Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками» Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками».Блог. Лариса Гацко. Игра «Звукомор». Воспитатель надевает на руку куклу Петрушка..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по обучению грамоте
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 16:16
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тумакова (УИ 973837) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД