Лучший педагог года

Программа по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников 4–5 лет «Маленькие почемучки»

Елена Ямнова
Программа по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников 4–5 лет «Маленькие почемучки»

«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Пояснительная записка

Программа разработана для дошкольного обучения и воспитания и рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Актуальность: Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики и рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников.

Публикация «Программа по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников 4–5 лет „Маленькие почемучки“» размещена в разделах

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в данную деятельность : они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагает возможные решения;

• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

• делает выводы в соответствии с результатом проверки;

• применяет выводы к новым данным;

• делает обобщения.

Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов ближайшего окружения разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. Петр Капица говорил, что «наука должна быть веселая, увлекательная и простая». Чем интересней и увлекательней будет оформлен опыт, тем больше он вызовет эмоций у детей, а, значит, останется в памяти.

Цель программы :

Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления, стремления к самостоятельному мышлению и познанию окружающего мира.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

7. Развивать умственные способности детей.

8. Активизировать речь и обогащать словарь детей

9. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении, умение беречь свое здоровье.

Формы работы:

• занятия;

• экскурсии;

• наблюдения;

• проведение опытов;

• игры - эксперименты;

• совместная и самостоятельная деятельность.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

- У детей сформируется представления о взаимосвязи природы и человека, о свойствах предметов, о явлениях в окружающей природе.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, инициативность.

Для педагога.

- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

- Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми.

К концу года желательно, чтобы каждый воспитанник умел:

• выделить проблему, которую необходимо разрешить;

• предложить возможные решения;

• проверить эти возможные решения;

• сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

• применить выводы к новым данным;

• сделать обобщение.

Законодательно-нормативное обеспечение программы :

• Закон РФ «Об образовании»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

• Устав ДОУ

Программа развития ДОУ

• Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.

Принципы составления опыта :

1. Принцип научности;

2. Принцип целостности;

3. Принцип систематичности и последовательности;

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

5. Принцип доступности;

6. Принцип активного обучения;

7. Принцип креативности;

8. Принцип результативности.

Организация опытно-экспериментальной деятельности воспитанников

Освоение материала программы «Маленькие Почемучки» рассчитано на один учебный год: средняя группа (4-5 лет).

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников организуется 3-4 раз в месяц до 20 минут в уголке экспериментирования в группе, либо вне групповой комнаты (ситуативные наблюдения и эксперименты).

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными, что и будет отражено в мониторинге.

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

• приборы – помощники (увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и др.).

• разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.

• природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена).

• бросовый материал (кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пенопласт и др.).

• разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная).

• красители (гуашь, акварельные краски, пищевые красители).

• медицинские материалы (йод, пипетки, шприцы, мерные емкости и др);

• прочие материалы (зеркала, лопатки, воронка, воздушные шары, мука, соль, сахар, крахмал, сито, свечи).

Дополнительное оборудование:

• специальная одежда (халат, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• картотека экспериментов.

Перспективное планирование работы с детьми и родителями по теме: “Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников” включает в себя :

• экспериментальная деятельность, организованная педагогом: познавательные занятия с опытами и экспериментами, демонстрационные опыты;

• виды деятельности для закрепления пройденного материала (игровой, продуктивный, самостоятельный);

• долгосрочные наблюдения-эксперименты;

опыты и эксперименты на прогулке.

Работа осуществляется в разных видах детской деятельности в системе «Педагог - Ребенок – Родители»

Месяц Формы работы и организация образовательного процесса

Сентябрь Экскурсия в «детскую лабораторию» подготовительной группы.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней, об оборудовании и объектах исследования.

Создание уголка экспериментирования в группе.

Цель: расширение представление о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней, об оборудовании и объектах исследования, вовлечение детей в подготовку к опытно – экспериментальной деятельности : создание коллекции камней, шишек, коры, семян, ткани и. т. д.

Октябрь Экспериментально - трудовая деятельность : «Как устроена живая природа: «Волшебные коробочки» (сбор семян цветов).

Цель: расширение представлений о растениях, их разнообразии, способах размножения.

Экспериментально - трудовая деятельность : «Как устроена живая природа:

«Собираем шиповник»

Цель: расширение представлений о растениях, их разнообразии, пользе для людей, опасности (шипы).

Эксперимент – наблюдение «Воздух может перемещаться»

Цель: с помощью флажка, бумажной ленты, веток деревьев расширять представления о свойствах воздуха: ветер.

Ноябрь Эксперимент «Иней, наледь»

Цель: знакомство с различными состояниями воды, влиянием холода на предметы.

Эксперимент «Тень»

Цель: развитие представлений о солнечном свете, о непрозрачности предметов (кроме стекла и пластика).

Эксперимент «Воздух. Вдох-выдох»

Цель: помочь в ходе опытной деятельности пополнить знания о том, что воздух бесцветен, не имеет запаха, веса, может быть теплым (на солнце) и холодным (в тени, что он нужен для жизни: если долго не дышать – можно погибнуть.

Эксперимент «Лед» (на озере)

Цель: закрепление представлений о воде и изменениях в ее свойствах в холодное время года, о толщине льда (тонкий, можно пробить камнем).

Декабрь Эксперимент «Снег»

Цель: расширить представление детей о свойствах воды: замерзает при низкой температуре, снежинки разной формы, размера (хлопья, крупа, пыль, тают в руках и помещении (внести в группу, имеет различные примеси (опасно есть).

Эксперимент «Фильтруем снеговую воду»

Цель: в ходе опытной деятельности получить представления о том, что на вид чистый белый снег содержит сор, вода не прозрачная: вата загрязнена.

Эксперимент: «Копаем почву»

Цель: актуализация представлений о влиянии холода на почву, изменениях в ее свойствах: замерзла, твердая, холодная.

Январь Эксперимент “Волшебный шарик”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (не дает свече прожечь надутый шарик, полученные в ходе опытной деятельности.

Эксперимент «Твёрдая вода. Гололед»

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление о гололеде, его опасности для пешеходов и машин.

Эксперимент «Ледяные игрушки. Изменение объёма жидкости»

Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Февраль Эксперимент «Солнце. Какой предмет быстрее нагреется»

Цель: актуализация знаний о солнце, как светиле, значимом для поддержания жизни на земле, о том, что темные предметы быстрее, чем светлые, нагреваются на солнце.

Эксперимент «Зимовка травы»

Цель: выявить особенность зимовки травы под снегом (он как одеяло утепляет, под ним зеленые ростки) и на открытом месте.

Эксперимент «День Здоровья. Проверим слух»

Цель: обогащение представлений о человеческом организме, особенностях слухового аппарата, его функциях, развитие умения опытным путем регулировать силу голоса (громко-тихо, слышать различные звуки в окружающем пространстве, идентифицировать их и называть.

Эксперимент «Летающие пакетики»

Цель: в ходе поисковой деятельности актуализировать и пополнить представления о воздухе, развивать умение самостоятельно использовать подручный материал для опытной деятельности («поймать» целлофановым пакетом воздух).

Март Эксперимент «Растения пьют воду».

Цель: в ходе опытной деятельности доказать, что, если растение не поливать длительное время, оно вянет, но после полива, «попив» воды, очень быстро обретает прежний вид.

Эксперимент «Попросим у тополя и березы веточку» (длительный)

Цель: выявление влияния тепла на рост растений, изменения с ними (у тополя быстрее раскрываются листочки, затем появляются корни, а березовая веточка, чуть раскрыв листья, завяла).

Эксперимент «В гости к Чиполино. Посадка лука»

Цель: знакомство детей с различными способами посадки луковиц в домашних условиях: в опилки и воду, вовлечение в длительный цикл наблюдений с фиксацией результата.

Эксперимент «Из чего птицы строят гнезда? Поможем сороке строить гнездо»

Цель: развитие интереса к жизни птиц, представлений о способах построения гнезд (из веток, травинок, пуха, др. материалов, вовлечение в сбор мелких веток для сорочьего гнезда, в практическую деятельность по его постройке.

Апрель Эксперимент «Песок. Разные виды почвы. Через что быстрее протечет вода»

Цель: сравнение песка, его свойств с разными видами почвы: чернозем, суглинок, каменистая, с тем, какая почва быстрее пропустит воду.

Эксперимент «Пускание корабликов»

Цель: закрепление знаний о свойствах разных видов бумаги при взаимодействии с водой.

Эксперимент «Вареное – сырое»

Цель: развитие представлений о куриных яйцах, об их свойствах, изменениях в процессе варки, способах определения вареное оно или сырое (разбить или покрутить).

Эксперимент «Украшаем яйцо к Пасхе»

Цель: развитие представлений о свойствах полиэтилена, изменениях с ним в процессе нагрева (сжимается, налипает на ск4орлупу яйца, о соблюдении мер безопасности при работе с горячей водой.

Май Эксперимент: «Растворяется - не растворяется» (сахар, песок, глина)

Цель: расширение представлений о свойствах воды и других материалов.

Эксперимент «Крахмал и йод»

Цель: расширение и обогащение представления о взаимодействии разных материалов, об изменениях, происходящих с ними.

Эксперимент «Надуем шарик»

Цель: знакомство со свойствами соды и изменениями, происходящими при взаимодействии соды с водой и уксусом.

Работа с родителями

Месяц Формы работы

Сентябрь Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент, как безопасно его проводить.

Октябрь Предложить родителям пополнить уголок экспериментирования различным оборудованием для опытов : пипетки, сосуды разной формы, клеёнку, спринцовки и емкости разных размеров. Сшить фартуки для маленьких Почемучек (в группу).

Ноябрь Предложить родителям «поиграть» с солнцем с детьми дома.

Декабрь Дать задание родителям сделать снежные фигуры во дворах.

Январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Февраль Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с воздухом, запахами.

Март Дать домашнее задание родителям поэкспериментировать с растениями: посеять укроп, рассаду овощей…

Апрель Покраска яиц к Пасхе вместе с детьми дома.

Май Домашнее задание родителям вместе с детьми определить «Где живёт эхо?».

Семинар – практикум «Экспериментирование с детьми в домашних условиях»

Приложение

Картотека опытов и экспериментов с детьми 4-5 лет

Экспериментально - трудовая деятельность : «Как устроена живая природа: «Волшебные коробочки» (сбор семян цветов).

Что делать: В ходе прогулки рассказать детям о том, что для того, чтобы всегда росли красивые цветы на участке, необходимо сеять весной семена. Предложить найти семена и показать, какие можно собирать и как.

Экспериментально - трудовая деятельность : «Как устроена живая природа:

«Собираем шиповник»

Что делать: После НОД («Витамины из кладовой природы») организовать экскурсию к месту произрастания шиповника, рассказать о мерах предосторожности при сборе ягод. Плоды высушить, заваривать фито чай.

Эксперимент – наблюдение «Воздух может перемещаться»

Что делать: В групповой комнате с детьми изготовить веера из бумаги (складывание «гармошкой», помахать, почувствовать движение воздуха. На прогулке понаблюдать за ветром с помощью флажков, бумажных лент, движением веток деревьев.

Эксперимент «Иней, наледь»

Что делать: В ходе прогулки, обратить внимание на то, что на песочницах, лавках и других предметах блестит «снежок» - иней. Рассказать, как образуется иней, понаблюдать, как с подъемом солнца и согреванием предметов, он тает.

Эксперимент «Тень»

Что делать: на прогулке в солнечный день обратить внимание детей на то, что от них, от построек, деревьев падает тень. Предложить ответить, почему это происходит. Спросить, какие материалы не отбрасывают тень (стекло, прозрачный пластик). Показать на примере.

Эксперимент «Воздух. Вдох-выдох»

Что делать: В групповой комнате рассказать о значении воздуха для человека, предложить детям ненадолго задержать дыхание, рассказать о том, что они ощутили. С помощью вееров или других предметов почувствовать, какой воздух в группе (теплый). Подойти к солнечному окну, погреться в лучах. В ходе прогулки спросить у ребят какой воздух (холодный, обратить внимание на то, что на солнечной стороне он теплее.

Эксперимент «Лед» (на озере)

Что делать: В ходе экскурсии к ближайшему водоему, выявить, расширить, систематизировать представления о влиянии температуры окружающей среды на воду. Выяснить, что дети знают о правилах безопасности на водоемах. Узнать, как можно проверить толщину и крепость льда (бросить большой камень).

Эксперимент «Снег»

Что делать: наблюдая за снегопадом, рассмотреть снежинки. Выяснить представления об образовании снега. Чтение:

Маленькой снежинке скучно в вышине,

Она прилетела на ладошку мне.

Я сожму ладошку и вижу : беда!

Нет моей снежинки, а в руке – вода… (Е. Ямнова)

Предложить детям набрать снег в баночку и взять с собой в группу (для дальнейшего наблюдения).

Эксперимент «Фильтруем снеговую воду»

Что делать: Рассмотреть ранее принесенный снег, обратить внимание на воду: чистая или нет, примеси есть или нет. Предложить ватные диски и баночки. Спросить, что можно с их помощью сделать. Дети самостоятельно фильтруют воду, анализируют увиденное.

На пенек упал снежок-

Получился «пирожок».

Но его, мои друзья,

Вовсе кушать вам НЕЛЬЗЯ! (Е. Ямнова)

Эксперимент: «Копаем почву»

Что делать: Предложить расчистить снег в клумбе и лопатками перекопать почву. Проанализировать результат.

Эксперимент “Волшебный шарик”.

Что делать: Налить воду в воздушный шарик, зажечь свечу и подержать над ней шарик. Свеча не прожигает то место, где налита вода.

Эксперимент «Твёрдая вода. Гололед»

Что делать: В группу внести кусочек льда. Понаблюдать за таянием (на столе и на батарее отопления). Отметить разницу. Во время прогулки небольшой участок дорожки залить водой, понаблюдать, как она замерзает, проверить на скольжение.

Эксперимент «Ледяные игрушки. Изменение объёма жидкости»

Что делать: В различные формы налить разноцветную воду, вложить нитки и вынести на улицу.

Также, в пластмассовую пол-литровую бутылку налить холодную воду, закупорить не крепко и вынести на мороз. После замерзания посмотреть, что произойдет (воду выдавит, она увеличится в объеме).

Эксперимент «Солнце. Какой предмет быстрее нагреется»

Что делать: Вынести на участок предмет белого и черного цвета. Положить на освещенное и хорошо прогреваемое солнцем место. Через некоторое время предложить детям потрогать предметы и ответить, какой предмет нагрелся быстрее. Можно потрогать светлую и темную куртку, надетую детьми на прогулку.

Эксперимент «Зимовка травы»

Что делать: Разгрести снег под деревом или на территории ДОО, рассмотреть состояние травы. Отметить, какого она цвета. (Снег, как одеяло землю всю укрыл).

Эксперимент «День Здоровья. Проверим слух»

Что делать: рассказать о функциях органов слуха. Выяснить знания детей об охране слуха. Д/ и: «громко – тихо». «Слушаем и слышим» (рассказывают о том, что услышали в окружающем пространстве). На прогулке продолжить слушать и рассказывать о звуках.

Эксперимент «Летающие пакетики»

Что делать: Предложить детям поиграть с целлофановыми пакетами: «поймать» воздух. На участке пускать наполненные воздухом пакеты по ветру.

Эксперимент «Растения пьют воду».

Что делать: Одно растение (бальзамин или традесканцию) долго не поливать. Провести беседу о причинах плохого состояния растения. Затем налить в поддон воды и понаблюдать, что произойдет с водой и цветком.

Эксперимент «Попросим у тополя и березы веточку» (длительный)

Что делать: На прогулке «попросить» ветку тополя и березы. Поставить в группе в разные емкости и наблюдать за изменениями, фиксируя результат еженедельно (у тополя появятся листья и корни, а у березы только листочки).

Эксперимент «В гости к Чиполино. Посадка лука»

Что делать: Предложить детям посадить лук в землю, опилки и воду.

Эксперимент «Из чего птицы строят гнезда? Поможем сороке строить гнездо»

Что делать: Понаблюдать за сороками, строящими гнездо на сосне. Решить, как мы можем помочь птицам (собрать мелкие ветки и сложить на столбик забора). Попробовать самим «свить» гнездышко из веточек.

Эксперимент «Песок. Разные виды почвы. Через что быстрее протечет вода»

Что делать: Рассмотреть виды почв из коллекции, отметить отличия. В пластмассовые емкости с отверстием на дне насыпать песок, глину, почву и налить воду. Отметить, через что быстрее протекла вода.

Эксперимент «Пускание корабликов»

Что делать: Из картона, газеты, тетрадного листка, салфетки сложить кораблики, пустить их в таз с водой и понаблюдать, какой быстрее намокнет.

Эксперимент «Вареное – сырое»

Что делать: Внести два куриных яйца. Сказать детям, что одно из них сырое, а другое вареное. Вы забыли, какое отварили. Предложить узнать, какое из них сырое, а какое вареное (можно разбить, а можно покрутить. Вареное крутится быстро, а сырое практически не вращается).

Эксперимент «Украшаем яйцо к Пасхе»

Что делать: Приготовить скорлупу от куриных яиц (выдуть содержимое через два прокола, целлофановые кармашки для украшения яиц к Пасхе, ложку и прозрачную емкость с горячей водой. Дети надевают пакетики на яичную скорлупу, кладут ее на вашу ложку. Воспитатель опускает скорлупки в кипяток (закрепляя правила поведения рядом с горячей водой, предлагает посмотреть, что происходит с пакетиком-кармашком и достает яйцо через несколько секунд. Можно сохранить «яйца» в прозрачной банке.

Эксперимент: «Растворяется - не растворяется» (сахар, песок, глина)

Что делать: Предложить детям растворить в воде сахар, песок и глину. Проанализировать результат.

Эксперимент «Крахмал и йод»

Что делать: Растворить в воде крахмал. Отметить цвет раствора. Капнуть каплю йода на ватный диск. Рассмотреть, отметить цвет. В емкость с растворенным крахмалом капнуть каплю йода. Цвет должен изменится на синий.

Эксперимент «Надуем шарик»

Что делать: Взять соду, насыпать в бутылку с водой. Затем налить немного столового уксуса и быстро натянуть на горлышко бутылки воздушный шарик (желательно тонкостенный). Сода вступает в реакцию с уксусной кислотой, выделяется газ, шарик надувается. Если бутылка с шаром простоит несколько дней, он втянется в горлышко бутылки.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей»Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей» Фоторепортаж о Городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности с целью повышения познавательной активности детей».

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Аскизский детский сад «Родничок» Познавательное занятие с сопровождением.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Перспективное планирование опытно — экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников 4–5 лет «Маленькие почемучки»
Опубликовано: 16 мая 2020 в 07:57
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД