Лучший педагог года

Программа по развитию речи «Волшебное слово» для старшей группы

Галина Спиридонова
Программа по развитию речи «Волшебное слово» для старшей группы

Программа по развитию речи "Волшебное слово" для старшей группы

Пояснительная запискаПо статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Публикация «Программа по развитию речи „Волшебное слово“ для старшей группы» размещена в разделах

Одна из интереснейших форм занятий педагога с дошкольниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

С учетом сказанного выше была разработана программа кружка “Волшебное слово ” с элементами театральной культуры.

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.

Цель программы: знакомство дошкольников с культурой речевого поведения, совершенствования их речи на основе использования элементов театральной деятельности.

Задачи программы:

– развивать речь детей;

– воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения; учить дошкольников пользоваться этим средством успешно и уместно;

– развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;

– развивать умение слышать собеседника;

– учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;

– учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;

– выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;

– развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

– развивать эстетические способности;

– развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;

– активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

– развивать навыки общения и коллективного творчества.

Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, умений и представлено в 6 общих разделах:

1. Общение

2. Речевой этикет

3. Речевая деятельность

4. Техника речи

5. Основы театральной культуры

6. Игры – драматизации

Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения отчетного (в конце учебного года) спектакля, подготовленного детьми.

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Занятия проводятся в группах наполняемостью не более 10–12 человек, в специально отведенном для этого помещении два раза в неделю по 30–40 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 5–6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Курс программы, в общей сложности, рассчитан на 72 часа, из них:

Теоретических: 17

Практических: 55

Программа “Волшебное слово ” с элементами театральной культуры может быть включена в качестве дополнительного курса в любую программу дошкольного образования и воспитания или же как отдельная программа для кружковой работы.

1. При составлении данной Программы опиралась на аналогичные программы: С. А. Машевская “Риторика + Театр”, Э. Г. Чурилова “Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников”.

Знание и умение детей, занимающихся в кружке, на конец учебного года.

1. Знать:– виды театрального искусства;

– особенность театрального искусства;

– основы актерского мастерства;

– театральную терминологию;

– культуру зрителя.

2. Уметь:– согласовать свои действия с другими детьми;

– общаться с людьми в разных ситуациях;

– пользоваться разнообразными жестами;

– пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

– выполнять артикуляционные упражнения;

– делать длинный вдох при незаметном коротком вздохе, не прерывая дыхание в середине фразы и беззвучно;

– произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

– выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

– составлять предложения с заданными словами;

– сочинять этюды по сказкам.

Содержание программы. Введение.

Ознакомление с содержанием и организацией кружковой работы. Знакомство с предметом риторика. Формирование теоретических знаний и практических умений по предмету.

Раздел I. Общение. Тема 1. Вместе “оживим” сказку – это наше общее дело.

Слушание и рассказывание сказок, работа над эмоциональным восприятием услышанного. Игры-драматизации любимых сказок.

Тема 2. Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни.

Виды говорения. Диалог и монолог. Культура общения.

Тема 3. Мимика и жесты, о чем они говорят.

Разговор с помощью мимики, жестов и пластики тела. Сценки без слов.

Тема 4. Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь – я слушаю.

Понятие “общения”. Цели общения. Правила общения. Культура слушания. Разные виды реакции на речь говорящего.

Тема 5. Давай побеседуем.

Тематика беседы. Правила беседы. Понятие “интересный собеседник”.

Раздел II. Речевой этикет. Тема 1. Скажи при встрече: “Здравствуйте!”. Уходя, скажи “До свидания!”

Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания). Сценки приветствия и прощания.

Тема 2. Волшебное слово “Спасибо”, “Пожалуйста”.

Слова спасибо и пожалуйста – волшебные. Ситуации, при которых говорят спасибо и пожалуйста. Разыграть сцену.

Тема 3. Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку?

Этикет и общая культура дошкольника. Формы речевого этикета. Вербальные и невербальные средства общения.

Тема 4. Как говорить по телефону.

Разговор по телефону. Правила диалога по телефону. Учимся правильно говорить по телефону.

Раздел III. Речевая деятельность. Тема 1. Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти.

Игры: “Угадай: что я делаю?”, “Превращение предмета”, “Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!”, “Поварята”, “Летает – не летает”. Разнообразные игры на превращение.

Тема 2. Описание животных, растений, предметов быта и т. п. с опором на изображение.

Практическая работа: описание животных, растений, предметов быта и т. п. по изображению на картинках. Раздаточный материал. Лото.

Тема 3. Расскажи сказку от имени героя, или “Моя сказка”.

Рассказывание сказки от имени своего героя. Сочинение своей сказки.

Раздел IV. Техника речи. Тема 1. Правильное произношение звуков позднего онтогенеза.

Артикуляционная гимнастика для губ: “Улыбка”, “Заборчик”, “Бублик”, “Хоботок”, “Веселый пятачок” и т. д.

Артикуляционная гимнастика для языка: “Лопаточка”, “Вкусное варенье”, “Маляр”, “Лошадка”, “Грибок”, “Гармошка” и т. д.

Тема 2. Развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения на речевое дыхание: “Мыльные пузыри”, “Веселый пятачок”, “Удивленный бегемот”, “Фыркающая лошадка” и т. д.

Тема 3. Чистоговорки, считалки, стихи, скороговорки.

Скороговорки, стихи, считалки, для четкого произношения всех звуков. Игры – чистоговорки: “Летний день”, “В лесу”, “В зоопарке” и д. р. Игры – скороговорки: “Испорченный телефон”, “Фраза по кругу”, “Змейка с воротцами”, “Главное слово” и т. д. Считалки, стихи по выбору педагога. Интонационная выразительность стихов, чистоговорок, считалок.

Тема 4. Игры на развитие мелкой моторики.

Различные игры с пазлами, игры – шнуровки, игры с палочками, пальчиковая гимнастика с потешками.

Тема 5. Комплекс упражнений “Речь и движение”

Упражнения на координацию движения с речью. Моделирование гласных в сопровождении фонемного движения.

Раздел V. Основы театральной культуры. Тема 1. Знакомство детей с видами театрального искусства.

Виды театрального искусства (кукольный, драматический, театр оперы и балета). Постановка сказки “Репка” (кукольный театр). Посещение кукольного театра.

Тема 2. Развитие интереса к сценическому искусству.

Театральная терминология. Театральный спектакль глазами актеров и глазами зрителей. Сценка-игра “Идем в театр”.

VI. Игры – драматизации.

Тема 1. Кукольный театр на столе.

Тема 2. Игры – драматизации по сказкам.

“Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Колобок”.

Тема 3. Творческий отчет по театральной деятельности.

Спектакль детей “Наш огород”.

Тема 4. Заключительное занятие.

Обобщение и подведение итогов работы кружка за год.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «Составь слово»Дидактическая игра по развитию речи «Составь слово» Дидактическая игра по развитию речи и обучению грамоте "Составь-слово".Данная игра была разработана и сделана для детей подготовительной.

Дидактические упражнения по развитию речи «Как звучит слово» «Как звучит слово» Цель приведенных игр - продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять.

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами»Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами» Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Сетка занятий и режим работы. 3. Организационно-методическое обеспечение программы 4. Содержание.

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию и развитию детского творчества «Волшебное яйцо» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебное яйцо» Воспитатель: Гусева Елена.

Конспект ООД по познавательному развитию для старшей группы по развитию описательной речи «Животные жарких и холодных стран» 1) Тема: «Животные жарких и холодных стран» Цель: Систематизировать представления детей об умение животных приспосабливаться к среде обитания.

Конспект занятия по развитию речи «Найди нужное слово» Конспект занятия по развитию речи" Найди нужное слово" Цель: Формировать умение подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу. Воспитатель:.

Программа кружковой работы «Фантазия» по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Программа дополнительного образования «Фантазия» по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Воспитатель.

«Волшебное путешествие». Конспект по развитию речи в средней группе Программное содержание: выявить уровень знаний детей, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным.

Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет «Чтение художественных произведений «Доброе слово лечит, а худое калечит» Тема: Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму свою обидел»; А.

Знакомство с художественным произведением В. Осеевой «Волшебное слово» через театрализацию Видео Конспект Н О Д по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с художественным произведением В. Осеевой «Волшебное слово».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию речи «Волшебное слово» для старшей группы
Опубликовано: 22 октября 2018 в 11:03
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД