МААМ-картинки

Программа по самообразованию «Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников»

Наталья Климова
Программа по самообразованию «Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников»

Программа по самообразованию.

Тема:" Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации «утренний и вечерний круг».

1. Паспорт Программы

Название программы Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации «утренний и вечерний круг»

Автор-разработчик Климова Наталья Николаевна

Нормативный срок освоения программы 2022-2023 г. г.

Основания для разработки программы

Публикация «Программа по самообразованию „Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников“» размещена в разделах

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

5. Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

6. ООП ДО «От рождения до школы». / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.

7. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № 27».

8. Рабочая программа младшей группы ДОУ.

Цель Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации «утренний и вечерний круг»

Задачи

1. Изучить научно-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Создать условия для развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

4. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

5. Организовать взаимодействие с родителями

по вопросам развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

6. Обобщить и транслировать накопленный педагогический на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Предполагаемые результаты

Для педагога:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

2. Разработан перспективный план по использованию технологий «вечерний и утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста.

3. Разработан учебно-методический комплект : игры и упражнения, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

1. Развиты навыки общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, проявлять симпатию, готовность к совместной деятельности.

2. Развиты умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества.

3. Создан положительный настроя на день, положительное отношение к детскому саду, желания прийти в детский сад на следующий день.

4. Обеспечен эмоциональный комфорт.

2. Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Программа направлена на овладение основными профессиональными компетенциями. Данные компетенции реализуются с помощью:

развития представлений о своих профессиональных возможностях,

своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей младшего дошкольного возраста;

• освоения теоретических знаний, практических умений и применения их в профессиональной деятельности;

• расширения собственного образовательного пространства.

Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, а также развивающих проектных и информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность выбранной темы.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Технология использования утренних и вечерних кругов является актуальной темой, так как особое внимание обращено на личностно

ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей.

В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении— это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.

В Инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (2020) утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).

Утренний сбор (групповой сбор или время круга) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.

Проблема в том, что большинство дошкольников (особенно маленького возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.

Цель: проведения утреннего сбора — создание условий для положительного эмоционального настроя детей, формирования у ребёнка уверенности, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

Создаё т условия для общения детей и взрослых:

• Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.

• Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.

• Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.

Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность.

Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу, привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).

Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.

Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми.

Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.

Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.

Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости. Сбор группы обычно носит обобщённый характер, то есть не привязан к конкретной теме. Однако ряд приёмов (например, на этапе игры) может быть объединён общей сюжетной линией с другими занятиями в группе. Поэтому рекомендуется составлять календарный план проведения утренних сборов, группируя приёмы по темам. Этапы группового сбора и приёмы их проведения однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.

Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов.

Позывные для утреннего сбора.

Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные возможно связать с требуемой темой.

Организация круга.

Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

Приветствие.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

Новости.

Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей, не запрещаются (об этом мы не говорим).

На утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Динамическая пауза.

Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с тематическим проектом.

Проблемные ситуации.

Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.

Игры по теме проекта. (Игровые центры)

Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).

Предоставление права выбора центра активности. (ИГРЫ)

Завершающий элемент структуры утреннего сбора – презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора, а педагог может использовать этот момент и как образовательный.

У детей формируется познавательный интерес, так необходимый для дальнейшего обучения в школе. Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Этапы реализации Программы

Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития моей профессиональной компетентности :

I этап – проектный

В рамках этого этапа я:

1. Анализирую свои профессиональные проблемы.

2. Определяю приоритетные направления по самообразованию.

3. Создаю условия для профессионального развития, а также материально-техническое и научно-методическое обеспечение.

На первом этапе я изучаю научно-методическую литературу, современное состояние проблемы, определяю психолого-педагогические условия реализации темы и средства для эффективного формирования профессиональной компетентности.

II этап – практикоориентированный

На втором этапе я:

1. Разрабатываю план деятельности по теме самообразования.

2. Обеспечиваю условия для реализации программы.

3. Внедряю в свою профессиональную деятельность необходимые знания и умения.

План деятельности по теме самообразования включает различные формы самообразования : обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых занятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, игр и др.

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, которые включены в программу.

III этап – обобщающий

На третьем этапе я:

1. Анализирую результаты программы с поставленными целью и задачами.

2. Обобщаю опыт работы по теме самообразования.

3. Определяю перспективы и дальнейшее развитие своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе провожу качественную и количественную обработку полученных результатов, их теоретическую интерпретацию. После анализа и обобщения результатов внедряю в практику полученный опыт работы и популяризирую его.

План деятельности по теме самообразования

Раздел плана Сроки Формы работы Практические выходы

Обучение по теме самообразования

Изучение методической литературы по данной теме: 01.09.2022г. -20.05.2023г. Обучение на вебинарах, семинарах по данной теме

Изучение опыта других педагогов по вопросам развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — «утренний и вечерний» круг

ООП ДО «От рождения до школы». / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.

Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/Н. П. Гришаева,- М. ; Вентана – Граф, 2015.

Евдотьева, Н. С. Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор

Свирская Л. В. Утро радостных встреч, 2010 Издательство «Линка-Пресс», 2010.

Изучение интернет-ресурсов по теме.

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html;

https://dou-28.ru/ot-vospitateley-dou/sozdanie-usloviy-dlya-podderzhki-detskoy-initsiativyi.html;

Разработка перспективного плана «утренний и вечерний» круг

Подбор материала для создания картотеки: «Утро радостных встреч. Игры и упражнения»

Оформление уголков: «Уголок именинника», «Здравствуйте, я пришёл!»

Работа с детьми 01.09.2021г. -20.05.2022г.

Знакомство детей с первым этапом утреннего круга-приветствие;

разучивание приветствий, проведение первого этапа

Знакомство детей со вторым этапом утреннего круга-обмен новостями;

проведение второго этапа

Знакомство детей с третьим этапом утреннего круга-игрой; проведение третьего этапа

Проведение утреннего круга

Работа с детьми по перспективному плану (см. приложение №1 «Утренний круг», №4 «Вечерний круг» Создание в группе уголка уединения

Картотека приветствий, игр и упражнений для утреннего круга

Картотека игр по развитию общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками

Работа с родителями 01.09-2022г. -20.05.2023г. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

Предоставить педагогическую информацию по теме.

Консультации и рекомендации: «Значение социализации в развитии детей дошкольного возраста», «Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста», «Введение ребёнка в мир человеческих отношений с помощью игр».

Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста»

Оформление буклетов, папок-передвижек для родителей: «Социализация детей через разнообразные виды детской деятельности» Оформление альбома «Моя семья»

Буклет «Игры, направленные на социализацию детей

младшего дошкольного возраста»

Самореализация 01.08.2022-20.05.2023г. Подведение итогов работы, оформление результатов работы по теме самообразования.

Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

Обмен опытом.

убликация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах. Показ педагогам ДОУ видеоролика «Использование технологий утренний и вечерний круг для успешной социализации детей младшего дошкольного возраста»

Буклет-памятка: «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»

Научная и методическая литература:

1. Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

2. ООП ДО «От рождения до школы». / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.

3. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/Н. П. Гришаева, - М. ; Вентана – Граф, 2015.

4. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 112 с.

5. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет, изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. -80 с.

6. Дмитриева, В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. – М. : ЭКСМО, 2011. – 224 с.

7. Евдотьева, Н. С. Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор / Н. С. Евдотьева, А. Ф. Новикова, Т. М. Якубенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 493-496.

8. Свирская Л. В. Утро радостных встреч, 2010 Издательство «Линка-Пресс», 2010.

9.https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html;

10.https://dou-28.ru/ot-vospitateley-dou/sozdanie-usloviy-dlya-podderzhki-detskoy-initsiativyi.html

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности «Мои друзья и мои близкие люди» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мои друзья и мои близкие люди». Подготовительная группа. Программное содержание.

Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона»Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.

Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников»Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников»
Опубликовано: 30 января 2024 в 20:50
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД