Лучший педагог года

Дидактические игры в обучении детей основам математики

Елена Ильина
Дидактические игры в обучении детей основам математики

Программа по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Актуальность выбранной темы

3 Цель и задачи программы

4. Предполагаемые результаты

5. Этапы реализации программы

6. План деятельности по теме самообразования

7. Литература

1. Пояснительная записка:

Публикация «Дидактические игры в обучении детей основам математики» размещена в разделах

Мышление является одним из основных процессов, без которого нельзя обойтись. С помощью логического мышления человек приходит к выводу, делает сравнения, анализирует. Поэтому нужно как можно раньше начать развивать у детей логическое мышление. Повлиять на развитие логического мышления можно специальными упражнениями и сериями дидактических игр.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— В исследованиях отечественных учёных А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, П. Я. Гальперина дошкольное детство определяется как период, оптимальный для познавательного развития. Ребенок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, овладеть способами анализа и решения разнообразных проблемных задач. Поэтому вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детский интеллект. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально -познавательного развития детей дошкольного возраста. Она рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов. В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цель:

показать эффективность дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть значение дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников.

2. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию посредством дидактических игр.

3. Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) посредством дидактических игр.

4. Оценить эффективность использования дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

3. Этапы, задачи, методы и формы разработки программы:

Этап Задачи Методы и формы

Подготовительный -Обогащать представления и опыт детей в соответствии с содержанием дидактической -НОД по разным разделам программы, ОО -рассматривание иллю- игры -развивать интерес к игровой деятельности со взрослыми и сверстниками -формировать отдельные игровые умения (принимать задачу, подчиняться правилам, добиваться результата) -обогащение опыта взаимодействия -беседы об окружающем, социальных явлениях, объектах природы

-совместные виды деятельности (продуктивные, игровые)

-дидактические упражнения разных видов;

-рассматривание иллюстраций;

Обучающий -Знакомить детей с новой дидактической игрой (внешний вид, название, содержание, правила, способы игровых действий и взаимодействий) -развивать и поддерживать интерес к новой игре -формировать опыт выполнения разных ролей в новой игре -формировать социальнонравственные качества -развивать произвольность, внимание, восприятие, мышление Рассматривание новой игры -обсуждение содержания, правил, игровых действий, особенностей организации - демонстрация игры взрослыми -совместная игра педагога и детей (на правах ведущего, затем партнера) -наблюдение за самостоятельными играми детей -беседа перед игрой -беседа после игры -оценка игры детей

Этап развития самостоятельности и творчества в игре -Развивать самостоятельность и самоорганизацию в игре -поддерживать интерес к игре -развивать творческие способности детей (для детей раннего возраста творческие проявления м. б. : найди лишнюю, найди ошибку, найди предмет в группе и т. д. ; для детей ДВ : придумывание новых вариантов игры : новых правил, игровых действий, замещение атрибутов) -Прием взаимообучения игре -введение новых правил в игру -беседа об изменениях содержания игры - придумывание детьми нового варианта игры введение арбитров (судей, экспертов -наблюдение за играми детей -создание проблемно - игровых ситуаций -совершенствование умений совместной деятельности -Прием взаимообучения игре -введение новых правил в игру -беседа об изменениях содержания игры - придумывание детьми нового варианта игры введение арбитров (судей, экспертов -наблюдение за играми детей

-создание проблемно - игровых ситуаций

-оценка качества выполнения отдельными детьми роли, правил -соревнование игроков.

4. Ожидаемые результаты:

Развитие у детей :

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д. ;

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

5. Перспективный план работы с детьми средней группы «Винни – Пух» с дидактическими играми по познавательному развитию.

ООД Совместная деятельность воспитателя с детьми (дидактические игры) Свободная самостоятельная деятельность детей

Различает из каких частей составлена группа предметов, называет характерные особенности (цвет, размер, назначение) «Путаница»

«Исправь ошибку» «Путаница»

«Исправь ошибку»

Сравнивает количество предметов в группе на основе счета «Посади бабочку на свой цветок» «Орешки для белочки» «Кто внимательный» «Верно- не верно» «Магазин», «Считалочка», «Отгадай загадку»

Умеет сравнивать 2 предмета по величине «Высокий- низкий», «кто быстрей» «Путешествие в лес»

«Мама и детки»

«Высокий- низкий», «кто быстрей» «Волшебный мешочек», «Найди треугольник, круг, квадрат» «Конверты», «На что похоже?», «Дорисуй недостающие фигуры»

«Конверты», «На что похоже?», «Дорисуй недостающие фигуры» «Найди меня», «Дидактические картинки» «Магазин игрушек», «Вспомни и назови»

Определяет части суток: утро, день, вечер, ночь Что напутал Незнайка», «Когда это бывает» «Что лишнее», «Детям о времени»,» Кто внимательный» индивидуально

Называет домашних животных, знает какую пользу они приносят «Кто лишний», «Кто в домике живет» «Зоопарк», «Рассели по домикам»

Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения «Узнай по описанию», «Четвертый лишний» «Найди листик», «Деревья и плоды» индивидуально

6. Практический выход:

1. Доклад по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка». Выступление на родительском собрании.

2. Пополнение картотеки по ФЭМП:

Презентаций, картотеки игр Картотека игр по ФЭМП.

3. Оформление папок – передвижек:

- «Математика вокруг нас»; «Математические игры»(фотоотчет) Папки _ передвижки

4. Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

-Математика – это интересно;

-Математика дома;

-Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста;

-Дидактическая игра в жизни ребенка;

-Яркие и интересные игры. Сборник консультаций для родителей

5. Подготовка и проведение ООД по теме «Математический КВН» Открытое занятие для родителей

6. Пополнение предметно – развивающей среды в группе. Работа с родителями

Изучение передового опыта

Изучение практического опыта работы воспитателей МАДОУ д/с№2

Гусевой Л. Ю., Кулешовой Т. Г. Посещение занятий по ФЭМП. В течении года

Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования Изучение опыта работы воспитателей дошкольного образования по теме самообразования В течении года

Работа с родителями:

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

2. Подготовка и проведение консультаций для родителей.

3. Совместное оформление папок передвижек по теме.

4. ООД: тема «Математический КВН»

5. Выступление на родительских собраниях.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных интеллектуальных праздников.

5. Создать картотеку дидактических игр для родителей.

Литература:

1. А. К. Бондаренко «Дидактическая игра в детском саду» Инфа –М, 2001

2. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей.» Дошкольное развитие. 2008М. №45

3. М. Богуславская, Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»М. Инфа – М. 2001

4. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи : учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство – Пресс,2009

4. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М. ;Просвещение,1987

5. А. А. Смоленцева. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием – М. : Просвещение, 1987

6. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей первой и второй младшей группыДидактические игры для детей первой и второй младшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам дидактические игры, которые я сделала для своих малышей. " Спрячь зайку" Цель:.

Дидактические игры для детей 3–4 лет своими рукамиДидактические игры для детей 3–4 лет своими руками Дидактические игры для детей 3 - 4 лет своими руками Хочу предложить вашему вниманию игры для детей младшего возраста. Я их применяю,.

Дидактические игры для детей 5–6 лет в детском садуДидактические игры для детей 5–6 лет в детском саду Дидактическая игра – это прекрасный способ развития и обучения ребенка в игровой форме. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослый.

Дидактические игры для обучения детей грамотеДидактические игры для обучения детей грамоте Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.

Дидактические игры для обучения детей математикеДидактические игры для обучения детей математике Конструирование с использованием «Цветных чисел» Кюизенера Цель: Упражнять детей в различении и названии цвета палочек. Развивать умение.

Дидактические игры с прищепками к крышечками для детей 2–3 летДидактические игры с прищепками к крышечками для детей 2–3 лет Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Но развивают.

Консультация «Дидактические игры в жизни детей 6–7 лет»Консультация «Дидактические игры в жизни детей 6–7 лет» Консультация «Дидактические игры в жизни детей 6 - 7 лет» В свободной деятельности в моей работе всегда приходят на помощь дидактические.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Дидактические игры для сенсорного развития детейДидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры в обучении детей основам математики
Опубликовано: 21 января 2020 в 19:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД