Марина Антонова
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Программа профессионально — личностного саморазвития педагога по теме :
«Речевое развитие детей дошкольного возраста 5-6 лет».
Пояснительная записка
Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развития мышления, коммуникативных качеств.
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создаете необходимые условия для различных форм деятельности. В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха. В чем же причина задержки речи?
Публикация «Программа профессионально-личностного саморазвития педагога» размещена в разделах
Проблема владения языком издавно привлекала внимание известных исследователей разных специальностей и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Развитие речи у детей считают одной из главных задач, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а так же получить необходимую информацию. КД. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи — процесс сложный. Творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Цель: Продолжать создавать благоприятные условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Совершенствовать профессиональную деятельность воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в практику по повышению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста детей.
Задачи
1. Определение дефицита компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2. Изучение научно-теоретического материала в рамках работы по развитию речи
З. Изучение и внедрение современных форм работы, новых подходов к организации образовательного процесса с детьми.
Предполагаемый результат:
1. Создание картотеки научных статей, опыта работы по данной теме педагогов.
2. Накопление ценного практического опыта своей деятельности.
З. Оформление собственных методических наработок в по данной проблеме.
4. Выступление на семинарах, методических объединениях, мастер — классах, публикация статей в журнале.
Период с 01.09.2022 по 31.05.2023
Список литературы
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. -М. :ТЦ Сфера, 2016.
З. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
5. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 138 с.
6. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. — СПб: Детство пресс, 2001. — 400с.
7. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. - 1991. - №11. 8 Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.
10. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис пресс, 2008.
Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: — М. : АРКТИ, 2003. — 96 с. 4.
12. Козлова СА. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2005-467с.
13. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред.
М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2016
Месяц Цель Содержание работы Формы представления результатов самообразования.
Сентябрь 1. Формирование информационной компетентности педагога, направленной на самостоятельный поиск знаний.
2. Изучение научно-методической литературы, нормативно — правовой
документации по вопросу развития речи с использованием средств малых форм фольклора
З. Ознакомление с передовой практикой дошкольных
образовательных учреждений. 1. Изучение нормативно — правовой документации:
закон «Об образовании», ФГОС ДО, указы Президента России ”О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”, утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», национальная доктрина образования.
2. Изучение передового опыта из методических журналов, газет, сайтов, образовательных ресурсов. 1 Выписки высказываний ученых, педагогов о развитии речи через устное народное творчество у детей.
2. Составление терминологического словаря.
З. Оформление выдержек из статей нормативно — правовых документов.
4. Оформление картотеки нормативно- правовых документов, научно — методической литературы, передовой практике коллег по вопросу развития речи у дошкольников.
Октябрь 1 .Проанализировать образовательные задачи ООП по развитию речи в рамках педагогического наблюдения за детьми.
2. Проанализировать уровень осведомленности родителей о важности использования малых форм фольклора в процессе речевого развития у детей. 1 .Изучение задач ООП по развитию речи и формирования первоначального интереса к устному народному творчеству, художественной литературе у детей.
2. Дополнить понятийный словарь. З. Проанализировать в рамках
педагогического наблюдения динамику
изменения уровня речевого развития.
4. Провести анкетирование родителей по вопросам развития речи и обогащение словаря детей посредствам произведения
устного на одного творчества. 1 Составление памятки по обогащению словаря детей посредствам произведения устного народного творчества.
2. Дополнение терминологического словаря новыми понятиями.
З Составление мониторинговых карт по изменению уровня речевого развития у детей.
Ноябрь-апрель 1. Поиск новых подходов, технологий
в организации деятельности
с воспитанниками.
2. Овладеть способом создания
оптимальных условий для речевого
развития.
З. Овладение новыми нетрадиционными формами работы с семьей.
4. Развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности. 1 .Проанализировать новые подходы и технологии по использованию малых форм фольклора в процессе речевого развития у детей.
2. Изучение дополнительных материалов и технологий по работе с родителями.
З. Апробирование новых технологий,
методов и приемов в работе с детьми и родителями.
4. Анализ РППС в группе и выявление
недостающего материала.
5. Разработка плана обогащения РППС в группе.
6. Разработка плана работы с детьми и родителями по данной теме
7. Дополнить терминологический словарь новыми понятиями
8. Принять участие в РМО по вопросам речевого развития с использованием устного народного творчества у детей дошкольного возраста 1 Выписки в тетрадь о новых подходах в системе образования.
2. Консультации для родителей по темам: «Роль развития речи в жизни ребенка», «Художественное слово для детей дошкольного возраста», «Есть ли книга дома», «Советы родителям по развитию связной речи».
З. Памятки для родителей по темам: «Развитие речи: этапы, типичные проблемы, упражнения» «Рекомендации родителей по
формированию правильной речи у детей», «Этапы развития речи ребенка старшего возраста»
4. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей пятого и шестого года жизни ребенка»
5. Папка-передвижка для родителей «Читаем вместе с ребенком»
6. Круглый стол для родителей «Речь и семья»
7. Разработка дидактических материалов (дидактических игр, тематических альбомов, брошюр)
8. Разраьотка конспектов занятий с детьми
9. Картотека художественного слова.
Май Представление результатов самообразования коллегам. 1. Участие на итоговом педагогическом совете ДОУ.
2. Обмен опытом с коллегами через интернет — ресурсы. 1. Доклад на педагогическом совете по теме : «Речевое развитие детей дошкольного возраста 5-6 лет».
2. Презентация опыта работы по данной теме.