Екатерина Петрова
Программа профессионального саморазвития «Формирование представлений о семье детей средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа профессионального саморазвития
Актуальность:
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Публикация «Программа профессионального саморазвития „Формирование представлений о семье детей средней группы“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Проблемой выбора данной темы стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, чтобы изменить такое положение и появилась идея начать год в средней группе под девизом «Что может быть семьи дороже?». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель:
- формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
2. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций, воспитать любовь и уважение к членам семьи.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома. Развивать любознательность и познавательную активность.
5. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.
Предмет :
- формирование представлений о семье детей средней группы
Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека. Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен, и внутренние ее силы позволят устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.
В дошкольной педагогике семья рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.
Задачи профессионального саморазвития :
- познакомиться с передовым педагогическим опытом по данной теме, новинками печатной методической литературы и информации в интернет-ресурсах;
- разработка модели образовательного процесса с использованием лепбука, семейных альбомов и внедрение их в свою работу.
Результаты моего самообразования должны стать :
- повышение качества воспитательного-образовательного процесса;
- разработка методических рекомендаций для педагогов МБДОУ;
- создание базы личных педагогических разработок и публикаций их в интернет
Проектная часть:
№
Формы работы
Практические выходы
Сроки проведения
1.
Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете
Анализ изучения литературы (в плане по самообразованию)
Сентябрь
2.
Работа с детьми и родителями
Оформление в группе уголка патриотическо- нравственного воспитания
Сентябрь - Ноябрь
3.
Разработка конспектов НОД с детьми
Проведение НОД
Октябрь - Март
4.
Работа с родителями
Создание альбомов «Моя семья»
Октябрь
5.
Создание и оформление Лэпбука «Семья»
Участие в профессиональном конкурсе Лэпбуков в ДОУ
Ноябрь
6.
Разработка сценария. Изготовление подарков.
Проведение мероприятия посвященному Дню матери.
Ноябрь
7.
Оформление папки передвижки для родителей «Что может быть семьи дороже?»
Консультация для родителей
Декабрь
8.
Разработка картотеки художественной литературы по теме самообразования
Чтение художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка, «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, и др.
Сентябрь - Май
9.
Работа с детьми
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Январь
10.
Разработка статьи «Формирование представлений о семье детей дошкольного возраста»
Участие в сборнике «4 международный форум инновационных педагогических идей». Публикация статьи.
Январь
11.
Создание картотеки дидактических игр на тему: «Семья»
Пополнение в группе уголка патриотическо- нравственного воспитания
Февраль
12.
Консультация «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
Выступление педагога на собрании
Февраль
13.
Разработка сценария. Изготовление подарков.
Проведение мероприятия посвященному Международному женскому дню
Март
14.
Изучение игр «Моя семья»
Картотека игр по теме самообразования
Март
15.
Разработка конспекта НОД «Что такое семья»
Показ открытого занятия для педагогов в ДОУ
Март
16.
Диагностика знаний и представлений детей о семье
Анализ проведенной диагностики
Апрель
17.
Консультация для родителей по созданию генеалогического древа.
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Май
Заключение:
Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье такой, какая она есть, к родным и близким, ведь сегодня зачастую некому обратить внимание ребенка на это, в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих нашу жизнь.
Список литературы:
1. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.
2. Основы психологии. Практикум //Ред. -сост. Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс,1999.
3. Островская Л. Ф. Характер формируется с детства. //Дошкольное воспитание. 1998, №5, С. 76.
4. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981. – 216 с.
5. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
6. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной», Е. К. Ривина.
7. «Детский сад и семья», Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева.
8. «Воспитателю о работе с семьей», Л. В. Загик, Т. А. Маркова, Т. А. Куликова.
7. nsportal.ru›…proekt-v-sredney-gruppe-moya-semya