Получи документы

Программа развития и коррекции сенсомоторики с использованием Монтессори-материалов

Наталья Антошина
Программа развития и коррекции сенсомоторики с использованием Монтессори-материалов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дети – инвалиды, находящиеся в Малиновском доме-интернате разного возраста и имеют неоднородную структуру дефекта. Умственная отсталость, разной степени тяжести сочетается с нарушениями речи, отставанием и отклонениями в психическом развитии, синдромом Дауна, аутичностью, ДЦП и т. д. Так как у умственно отсталых детей наблюдается глубокое сенсорное недоразвитие, неумение выполнять на основе чувственной информации элементарные умственные операции, трудности в овладении предметными действиями, нарушения мелкой моторики, координации движений, то для работы с ними требуется большая коррекционная работа. Специфичны и условия пребывания детей в стенах учреждения: отсутствие близких людей, ограниченность впечатлений и информации, минимальное речевое общение, сложные формы поведения некоторых детей, постоянное пребывание в коллективе.

Публикация «Программа развития и коррекции сенсомоторики с использованием Монтессори-материалов» размещена в разделах

Для этого необходимы специально организованные коррекционные занятия по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики. Это и вызвало необходимость создания кабинета Монтессори.

Философское обоснование Монтессори-метода заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребенка», предусматривает индивидуализацию воспитательного процесса, направленного на развитие личности в специально созданной обучающей среде. Педагогическая система М. Монтессори, в основе которой лежит идея: каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений – отвечает специфике работы с детьми с ОВЗ.

Монтессори – материалы – составная часть педагогической образовательно-развивающей среды, побуждающей ребенка регулировать собственное развитие через самостоятельность, соответствующую его индивидуальности.

Через самостоятельное обращение с Монтессори-материалом ребенок приобретает различные навыки: развитие сенсорных процессов, мелкой моторики, развитие ощущений и восприятия, приобретает знания и представления об окружающем мире, создаются условия для развития речи. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути её достижения.

Направленная средствами адаптивной развивающей среды на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Т. о. деятельность ребенка в развивающей среде с Монтессори – материалом способствует развитию внимания, предпосылок возникновения мышления, памяти, речи, воображения, моторики. Особое внимание уделяется в ней коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности и социализации.

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Система Марии Монтессори (1870-1925) формировалась и развивалась в русле гуманистическо-антропологической педагогики на рубеже 19-20 веков, суть которой «заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности». Педагогическая традиция, ориентированная на активизацию внутренних ресурсов человека берет начало в деятельности педагогов Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, Ф. Фребеля, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.

Ведущей антропологической константой гуманистического мировоззрения является свобода личности. Категория свободы рассматривается в многочисленных философских гуманистических теориях прошлого и настоящего (И. Кант, Н. Бердяев, К. Вентцель, Ф. Хайек и др.) и выступает как средство решения проблем активизации внутренних ресурсов человека. Среди них особенно близки к современным педагогическим проблемам произведения М. Ганди, Н. Рериха, Л. Н. Толстого, исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, концепции личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, В. А. Петровский, В. В. Сериков). Сегодня эти традиции нашли отражение в «педагогике ненасилия» (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов).

Оценку результатов работы по формированию восприятия дает Л. Н. Философова в опубликованном в 1924 году исследовании «Сравнительно-психологические наблюдения к вопросу о сенсорной культуре в системе Монтессори» в сборнике «Опыт объективного изучения детства» под редакцией М. Я. Басова. Отмечая более высокие результаты в выполнении заданий и более высокий уровень сформированности произвольного внимания у детей, занимающихся по системе Монтессори. В монографии Л. А. Венгера дается глубокий анализ развития идей сенсорного воспитания, рассматривается содержательный аспект формирования восприятия у детей по системе М. Монтессори.

В Италии Мария Монтессори сформулировала свой метод воспитания, в котором нашли выражение гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических направлений того времени. Термин «метод», предложен самой создательницей и подразумевает более широкое понятие-педагогическая система. По определению М. Монтессори, разрабатываемая ею педагогическая система представляет собой «метод свободного саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды».

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : Развитие сенсомотрики через специально организованную развивающую среду с Монтессори – материалами.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

1. Педагогическое обследование ребенка, для выявления перспективы в развитии.

2. Сформировать образовательную среду для развития каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями;

3. Коррекция познавательной деятельности.

4. Коррекция сенсорных процессов, глазомера и координации.

5. Развитие мелкой моторики рук;

6. Развитие интереса и побуждения к действиям.

7. Формирование умения выполнять действия с предметами.

8. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности.

9. Формировать мотивацию к учению.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАБИНЕТЕ МОНТЕССОРИ

Занятия проводятся в отдельном кабинете, где создана развивающая среда, два раза в неделю. Основная форма занятий групповая.

Занятия посещают дети-инвалиды младшего возраста, условно разделенные на группы по особенностям развития. Занятия строятся на основе частой смены деятельности, передвижении детей в пространстве комнаты. Данная форма работы наиболее оптимальна для детей посещающих занятия, т. к. они, как правило, расторможены, быстро утомляемы, внимание их привлечь и удержать не всегда возможно.

Из-за небольшой наполняемости групп(3-4 человека) каждому ребенку уделяется достаточное количество времени. В одну группу включены дети с одинаковым уровнем развития.

Во время занятий следует поддерживать эмоциональную связь с детьми. Детям следует помогать соблюдать игровые правила, выполнять согласованные и танцевальные движения.

Наблюдение за динамикой в развитии ребенка отражается и в индивидуальных листах наблюдения.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Каждое занятие начинается с приветствия, которое длится 5-7 минут. Тем самым малыши настраиваются на положительную атмосферу внутри группы. Приветствие включает в себя пальчиковые игры и игры с массажным ежиком со стишками. Затем проводится разминка по продолжительности 3-4 минуты, где ребята с помощью педагога выполняют танец. Далее следует основная часть-около 10 минут, - где прорабатывается заданная тематика занятия. Завершающая часть (3-5 минут) - создание детьми какого-либо рисунка или поделки, что является итогом. Заканчивается традиционным прощанием (1 минута) в форме пальчиковой игры.

В процессе практической работы допускается сокращение или добавление количества игр и упражнений, внесения различных дополнений в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей. Занятия могут быть использованы целиком, как основа работы педагога, а также проводиться в виде отдельных занятий игр и упражнений.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Структура работы с Монтессори-материалом состоит из трех основных аспектов:

• Презентация (при инициативной роли педагога ребенок остается слушателем-собеседником, активно знакомящийся с новым материалом);

• Работа на «круге» (активность педагога и ребенка при планировании деятельности педагогом);

• Работа с Монтессори-материалом (самостоятельность детей при пассивной роли педагога. Он ведёт «Лист наблюдения» за каждым ребенком, где в хронологической последовательности отмечает инициативность работы, частоту её смены, законченность в выполнении заданий, самостоятельность).

Пособия Монтессори материала располагаются по зонам:

ЗОНА ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ - материалы на развитие мелкой моторики рук и координации движений, на расширение и обогащение словарного запаса, кругозора ребенка (материалы для рисования, штриховки; фигурки настольного театра, театра-варежек. Пальчиковый театр; Детские иллюстрированные книги).

ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ - материалы, закладывающие основу для коррекции чувств; знакомства с сенсорными эталонами : цвет, форма, размер, вес, структура поверхности, выделение определенного качества или свойства; освоения мелких движений, укрепление кистей и пальцев, формирование умения выполнять действия с предметами: рамки с застёжками, пирамидки, мозаика, пазлы, игрушки-мякиши.

ЗОНА НА КОРРЕКЦИЮ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА - материалы, направленные на коррекцию слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении: Музыкальные инструменты (барабан, маракасы, бубен, погремушки, клавишная доска, шумящие коробочки, звоночки.

ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– материалы, помогающие детям адаптироваться к повседневной жизни в детском доме, подразделяются тематически: забота о человеке, приобретение навыков культуры гигиены, приобретение хороших манер, развитие координации движений: уголок ряженья, «Парикмахерская», «Накорми Машу» и т. д.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате деятельности по данной программе у детей :

• формируются навыки различных действий рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;

• формируется навык узнавания, способность называть и показывать сенсорные эталоны;

• умение ориентироваться в пространстве;

развивается мелкая и общая моторика.

• формируются социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения;

• приобретается способность рациональной деятельности с предметами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СЕНТЯБРЬ

ОСЕНЬ.

ОВОЩИ.

ФРУКТЫ.

Формирование представлений о фруктах и овощах

Пальчиковые игры.

Работа с сыпучими материалами.

Работа с пособиями на тему «Фрукты. Овощи».

Работа с пирамидкой.

Работа со шнуровкой.

Обыгрывание сказки «Репка».

Работа с пластилином и красками.

ОКТЯБРЬ

ОСЕНЬ.

ОСЕННИЙ

ЛЕС.

Формирование представлений об осеннем лесе, форме листьев деревьев, грибах. Пальчиковые игры.

Пособия и рамки-вкладыши «Листья и грибы».

Работа с сыпучими материалами, стаканчиками-вкладышами.

Работа со шнуровкой.

Работа с красками и пластилином.

Аппликация.

НОЯБРЬ.

ГЕОМЕТРИЙ.

Ознакомить детей с основными геометрическими формами: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Пальчиковые игры.

Работа с сыпучими материалами.

Рамки-вкладыши «Геометрические формы».

Обыгрывание сказки «Колобок».

Игра «Волшебный мешочек».

Работа с блоками Дьенеша.

Рисование на подносе с манной крупой.

Работа с пластилином, красками, аппликация.

ДЕКАБРЬ

ЗИМА.

НОВЫЙ

ГОД.

Формирование представлений о животных зимнего леса: медведь, лиса, заяц; празднике Новый год: новогодние игрушки, елочка, Дед Мороз

Пальчиковые игры.

Рамки-вкладыши «Животные».

Складывание кубиков.

Рисование на подносе с маком.

Игра «Волшебный мешочек».

Работа с красками, пластилином, аппликация.

ЯНВАРЬ.

ЗИМА.

ЗИМА

ВОКРУГ

НАС.

Формирование представлений о зимней одежде: шапка, рукавичка, шарф Пальчиковые игры.

Упражнения на мелкую моторику кистей рук.

Работа с кубиками, палочками Кюизенера, стаканчиками-вкладышами.

Работа с красками, пластилином.

ФЕВРАЛЬ.

ДОМАШНИЕ

ЖИВОТНЫЕ.

Формирование представлений о домашних животных: кошка, собака, лошадь, корова, барашек

Пальчиковые игры,

Упражнения на мелкую моторику кистей рук.

Рамки-вкладыши «Домашние животные».

Складывание кубиков с тематикой «животные».

Работа с красками, пластилином.

МАРТ.

ВЕСНА.

Формирование представлений о весне, о цветах. Пальчиковые игры.

Упражнения на мелкую и общую моторику кистей рук.

Работа с формой «круг» (блоки Дьенеша, дроби).

Рисование на подносе с манной крупой.

Аппликация.

АПРЕЛЬ.

ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР.

Формирование представлений о посуде: чашка, чайник. Расширение представлений об окружающем мире. Пальчиковые игры

Упражнения на мелкую и общую моторику кистей рук.

Игра «Волшебный мешочек».

Работа с кубиками «Посуда».

Работа с сыпучими материалами.

Работа с пластилином.

МАЙ.

ИГРУШКИ.

Формирование представлений об игрушках: мячик, матрешка Пальчиковые игры.

Упражнения на мелкую и общую моторику.

Стаканчики-вкладыши.

Игра с матрешками.

Работа с пластилином.

Публикации по теме:

Конспект НОД с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» во второй группе раннего возраста Цель: Совершенствовать уровень накопленных практических навыков; развивать тактильную чувствительность; воспитывать исполнительность, стремление.

Конспект занятия с использованием дидактического материала Монтессори «Кукла Катя» Кукла Катя. Проводится с использованием дидактического материала и в условиях комнаты Монтессори. Задачи: Образовательная: формировать умение.

Конспект занятия с использованием элементов методики М. Монтессори «Мамины помощники» во второй младшей группе Программное содержание: Прямая цель: -Совершенствовать уровень накопленных практических навыков. - Координации движений умения упорядочивать.

Конспект занятия с использованием дидактического материала Монтессори «В гостях у Маши и Миши» В гостях у Маши и Мишки. Проводится с использованием дидактического материала комнаты Монтессори. Цель: закреплять у детей умение группировать.

Занятие с использованием интерактивного стола и Монтессори материала «Курица и цыплята» Занятие "Курица и цыплята". Проводится с использованием интерактивного стола и дидактического Монтессори материала Задачи: • Образовательная:.

Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста» Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно.

Программа «Развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по конструированию из природных материалов» Программа «Развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по конструированию из природного материала» Программу составил:.

Психокоррекционная программа коррекции агрессивности Психокоррекционная программа коррекции агрессивности На современном этапе все большее внимание уделяется развитию личности ребенка-дошкольника,.

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5–7 лет На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общервивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей.

Занятие с использованием дидактического материала Монтессори «Угости мишку» Занятие "Угостим мишку ". Проводится с использованием дидактического материала комнаты Монтессори. Цель: учить ориентироваться на размер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития и коррекции сенсомоторики с использованием Монтессори-материалов
Опубликовано: 19 марта 2016 в 15:39
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД