МААМ-картинки

Программа развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста «Почемучка»

Надежда Прохорова
Программа развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста «Почемучка»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста

«Почемучка»

Составитель:

Прохорова Н. И, воспитатель МАДОУ

«ЦРР- детский сад №87» г. Сыктывкар

Содержание

I. Содержание…. 2

II. Пояснительная записка….3

III. Ожидаемые результаты….8

IV. Учебно-тематическое планирование. Содержание изучаемого курса…9

V. Список литературы…. …. …27

II. Пояснительная записка

Публикация «Программа развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста „Почемучка“» размещена в разделах

Нормативно-правовые документы программы : Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, приказ, положение.

Направление программы : естественнонаучное.

Тип программы :

По целевой направленности: образовательная;

По продолжительности: краткосрочная (7 месяцев);

По форме реализации: кружковая;

По возрасту детей : программа предназначена для детей шестого года жизни;

По масштабу: групповая;

По уровню усвоения: поисковая;

По функциональному значению: образовательная и развивающая;

По содержанию: углубленная;

По виду деятельности: интегрированная;

По гендерному признаку: комбинированная.

Новизна программы :

Новизна программы заключается в том, что для достижения наилучших результатов обучениеосуществляется на основе деятельностного подхода, что дает возможность детям самим делать открытия, анализировать происходящее, высказывать свои предположения и самостоятельно действовать с предлагаемым материалом и оборудованием.

Актуальность программы :

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут сами принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. В связи с этим, представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

В настоящее время сложилось противоречие в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности педагогов, а также противоречиемежду огромным исследовательским потенциалом ребёнка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, практически естественным способом познания мира. Приобретённые в процессе исследовательской деятельности интеллектуальные умения и навыки – это важные предпосылки для успешного обучения в школе. Поэтому необходимо создать условия для развития детского экспериментирования, а именно:

-создать предметно – развивающую среду;

-обеспечить системный и комплексный подход к организации исследовательской деятельности.

Важнодать ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Организация экспериментальной деятельности требует от педагога:

-грамотного планирования;

-умения отбирать познавательный материал и систематизировать его в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями детей;

- умения активно включать художественное слово для более образного представления об окружающем мире.

Таким образом, актуальной становится разработка программы развития познавательно – исследовательскихумений детей шестого года жизни.

Педагогическая целесообразность:

С точки зрения педагогической целесообразности можно уверенно сказать, что предлагаемые в программе методы, формы и средства наиболее действенны в процессе обучения. Совместная деятельность педагога и детей в рамках данного кружка способствует их заинтересованности, активности, проявлению самостоятельности. Дети с помощью экспериментирования становятся более открытыми к окружающему миру. Включая детей в предлагаемые виды деятельности, они постепенно усваивают содержание кружка и становятся более инициативными, успешными и любознательными.

Цели программы :

-Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

-Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

- Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

-Приведение в систему работы по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Подобрать и систематизировать конкретный материал по организации экспериментальной деятельности детей по данному возрасту.

2. Усовершенствовать развивающую среду для организации познавательно-исследовательской деятельности детей.

3. Осуществить принцип деятельностного подхода в образовательном процессе.

4. Организовать работу кружка «Почемучка».

Принципы построения программы :

1) Принцип индивидуально- личностной ориентации в образовательном процессе;

2) Принцип интеграции образовательных областей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности;

3) Принцип развивающей, стимулирующей направленности экспериментальной деятельности. Её цель – пробуждение интереса к дальнейшей исследовательской деятельности (в рамках кружка);

4) Принцип нарастания самостоятельности и активности детей;

5) Принцип обогащения предметно - развивающей среды как одного из условий осуществления деятельностного подхода.

Основные методы организации познавательно-исследовательской деятельности :

• Игровой метод;

• Решение проблемных ситуаций;

• Метод организации наблюдений;

• Чтение художественной литературы, просмотр презентаций;

• Проведение опытов и экспериментов;

• Коллекционирование.

Формы организациипознавательно-исследовательской деятельности :

1. Непосредственно - образовательная деятельность.

2. Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Реализация программы.

Организационно-педагогические условия:

Программа рассчитана на детей шестого года жизни, охватывая детей старшей группы и реализуется в соответствии с расписанием ( среда в 16:00, требованиями Сан ПиН к организации воспитательно-образовательного процесса, режимом дня по данной возрастной группе.

Программа предусматривает творческий подход педагогов к её реализации. Материалы предложенной программы могут быть использованы целиком или частично (в рамках кружковой работы). Возможны коррективы в изменении времени изучения темы для лучшего усвоения материала и использования возможных дополнительных опытов и экспериментов.

Взаимодействие с семьей:

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всей работы по данному направлению окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.

Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения поставленных задач.

III .Ожидаемые результаты освоения программы

1. Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.

2. Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении).

3. Повышение уровня сформированности познавательно – исследовательских умений у детей шестого года жизни.

4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.

5. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в группе.

IV.Учебно-тематическое планирование программы «Почемучка»

Содержание изучаемого курса

Дата Содержание НОД Ответственные

2.11.2019 Лаборатория Невидимка

Цель: создать условия для формирования представлений понятий о воздухе и его свойствах, и способах его обнаружения.

Задачи:

образовательные: дать представление о воздухе, как газообразном веществе, продолжать знакомить детей с органами дыхания;

развивающие : развивать интерес к экспериментальной деятельности детей, речь, логическое мышление;

воспитательные: воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.

воспитатель

9.11.2019 Загадочная гостья - Вода

Цель: Расширять запас представлений детей о воде, создание условий для детского экспериментирования, развитие познавательной активности детей.

Задачи:

1. Познакомить детей экспериментально- опытным путем с некоторыми свойствами воды (пресная и соленая вода, что вода теплая, легче, чем ледяная).

2. Закрепить навыки экспериментирования (выбрать необходимое оборудование и материалы, соблюдать последовательность необходимых действий, работать, соблюдая необходимые меры безопасности) .

3. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, используя ИКТ ( мультимедийные технологии: компьютерная презентация, слайд - шоу).

4. Развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать по существу.

5. Развивать логическое мышление, развивать умение обобщать и делать выводы (например, вода поменяла цвет, значит, она обладает свойством окрашиваться) .

6. Развивать интерес детей к совместной деятельности.

7. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воде.

8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и стремление к взаимопомощи.

9. Развивать и поддерживать активность и самостоятельность детей в поисковой деятельности.

10. Развивать социальные навыки : умение работать в группе, придерживаться дисциплины.

воспитатель

16.11.2019 Поможем воде стать чистой

Цели:

1. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.

2. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.

3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

4. Развивать умение схематично изображать проделанные действия.

5. Закреплять в речи детей слова : фильтр, водопровод, воронка, авария.

воспитатель

23.11.2019 Лед и снег. Их свойства

Задачи:

1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда.

2. Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.

3. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.

воспитатель

30.11.2019 Водный транспорт

Программное содержание :

Расширять представления детей о видах транспорта. Закреплять знания об истории развития водного транспорта и его видах Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Материалы.

Игрушки разных видов транспорта; презентация истории создания водного транспорта; разрезные картинки водного транспорта; тазик с водой

воспитатель

7.12.2019 Ткани

Цель: познакомить детей с понятием «ткань», дать представление о разнообразии тканей и их свойствах.

Задачи:

• Расширять представления детей об окружающем мире, формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о натуральных и искусственных видах ткани, их свойствах и применении.

Развивать и активизировать речь детей, аналитическое мышление.

• Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать интерес к познавательной деятельности.

воспитатель

14.12.2019 Волшебный магнит

Цель:

развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

- закрепление представления о магните и его свойстве притягивать предметы;

-развитие умения детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту);

-развитие мыслительных операций, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей (магнетизм, магнетические, притяжение);

-воспитание правильного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, положительных нравственных качеств, желание изготовить игрушки для малышей. воспитатель

21.12.2019 Волшебница-соль

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.

Пр. сод. :

1способствовать накоплению у детейконкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;

2)уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;

3) развивать мышление, любознательность, наблюдательность;

4) развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;

5) развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество;

6) знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

воспитатель

11.01.2019 Осторожно, огонь!

Цели:

- с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня;

-развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность;

- развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

-создать условия для формирования основного целостного мироведения реб нка дошкольного возраста средствами экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-создать предпосылки для формирования практических и умственных действий;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

воспитатель

18.01.2020 Удивительные жёлуди

Цель: знакомство детей с желудями.

Задачи:

Обучающие: учить видеть красоту и неповторимость природы через использование художественного слова; учить определять особенности дуба, как одного из видов деревьев.

Развивающие : развивать навыки опытной деятельности, побуждать к самостоятельным выводам и обобщениям, расширять кругозор детей, развивать наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к природе и дружеские отношения.

Используемые приемы, методы, технологии обучения: исследовательское обучение, частично-поисковые вопросы, технология развития навыков детского сотрудничества, продуктивная деятельность.

воспитатели, родители

25.01.2020 Солнечные зайчики

Цель: познакомить с солнечными зайчиками

Задачи:

Познакомить детей с происхождением солнечных зайчиков, их

движением, предметами от которых они отражаются, со свойством света

превращаться в радужный спектр, развивать смекалку,

любознательность, развитие аналитико-синтетических способностей детей.

воспитатели,

1.02.2020 Сила тяготения.

Цель: познакомить с силой тяготения

Задачи: расширять представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле; подвести к пониманию, что в космосе нет силы тяготения и все предметы находятся в состоянии невесомости.

воспитатель, родители

8.02.2020 Фруктовая лаборатория

Цель:

Закреплять знания детей о здоровом образе жизни.

Задачи:

Развивать логическое мышление, умение классифицировать ;

Вызывать интерес к экспериментированию.

воспитатель

15.03.2020 Эти загадочные камни!

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие : Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

воспитатели,

22.03.2020 Свойства резины

Цель: формирование у детей представлений о резине.

Задачи:

– формировать целостное видение мира; дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах ; учить детей делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.

развивать в детях интерес к поисково-познавательной деятельности; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и предметом; активизировать речь детей

- обогащать словарный запас словами: материал, упругая, прочная, водонепроницаемая, каучук, гевея.

воспитатель,

29.03.2020 Разноцветные цветы

Цель: Исследовательская деятельность способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию.

Задачи: 1. Развить у детей представления о взаимодействии веществ при соединении и их влияние на свойства других предметов

2. Развитие у детей умственных способностей.

воспитатель

5.04.2020 Полезные ископаемые

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

1. Расширить знания детей о свойствах некоторых видов полезных ископаемых: песок и камни.

2. Формировать умение анализировать, делать выводы, в проблемной ситуации находить правильное решение.

3. Развивать логическое мышление, познавательную активность, речь.

4. Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации, помогать друг другу.

воспитатели

12.04.2020 Все о нефти

Цель:Создание условий для интеллектуально – познавательной, опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Побуждать детей к умозаключениям, самостоятельному овладению представлением различных свойств нефти, о законах жизни природы и необоходимостью их учёта в жизни.

Развивать имение делать выводы и умозаключения.

Стимулировать интеллектуальную активность и любознательность детей.

воспитатель

19.04.2020 Знакомство с опасным явлением-грозой

Цель: познакомить детей с грозой

Задачи:

-развивать умение задавать вопросы

- уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания о грозном явлении природы – гроза, расширить представления детей о признаках надвигающейся грозы, громе и молнии; закрепить правила поведения во время грозы;

- продолжать учить составлять творческие рассказы и из личного опыта;

- уточнить представления детей о художественных средствах выразительности;

- развивать познавательный интерес, продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения;

- продолжать развивать речь – рассуждение.

- воспитывать умение работать в паре.

воспитатель

26.04.2020 Вулкан

Цель:

Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Задачи:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач; учить самостоятельно и с небольшой помощью решать проблемы, проявляя инициативность и находчивость;

Развивать умение работать в группе, задавать вопросы, совместно решая поставленную задачу.

воспитатели

3.05.2020 Где прячется здоровье?

Задачи

-Продолжать учить осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктов.

-Формировать представление детей о зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания.

-Уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.

-Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

- Учить работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности.

-Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

- Развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.

- Развивать зрительное и слуховое восприятие.

- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

- Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

воспитатель

10.05.2020 Песок

Цели: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи: закрепить умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; развивать социальные навыки- умение работать в паре.

воспитатель

17.05.2020 Волшебный город

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование

Задачи: развивать умение делать выводы и умозаключения. Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т. п.). Познакомить с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. Учить работать в коллективе. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

воспитатель

V. Список используемой литературы:

1. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС.

2. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание.

3. Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы [Текст] / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон.

4. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества.

5. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС.

6. Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова.

7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

8. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками.

9. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов.

10. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс.

11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России.

12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой.

13. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург.

14. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии.

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Фотоотчёт об участии в краевом конкурсе исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь»Фотоотчёт об участии в краевом конкурсе исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь» В апреле 2018 года мы вместе с воспитанницей Маргаритой Ивлевой участвовали в заочном, а затем и очном муниципальном этапе краевого конкурса.

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

НОД познавательно-практического характера для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный фильтр» Непосредственная образовательная деятельность познавательно - практического характера для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста «Почемучка»
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 18:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста «Почемучка»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Прохорова (УИ 2798256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД