МААМ-картинки

Программа саморазвития воспитателя

Галина Букатова
Программа саморазвития воспитателя

Программа саморазвития воспитателя

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Колокольчик»

Рассмотрена

на педагогическом совете

МАДОУ «Колокольчик»

от 10.10.18 №26

Программа

саморазвития воспитателя

Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

на 2018 – 2020 г.

Разработала:

Г. П. Букатова

воспитатель 1 категории

МАДОУ «Колокольчик»

г. о. г. Первомайск

2018 г.

Пояснительная записка

Публикация «Программа саморазвития воспитателя» размещена в разделах

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира, так и для решения различного рода практических задач.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в школе.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Чтобы решить задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях.

Актуальность выбранной темы

Математика - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного уровня математических знаний и представлений. Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. У детей развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира, они познают пространственные отношения между предметами, устанавливают соответствующие связи, знакомятся с формой предметов, их величиной. Всё это позволяет дошкольнику развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.

В практике работы я заметила, что родители часто дают ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Запас знаний быстро кончается, они перестают хотеть учиться, так как им становится неинтересно заниматься, думать самостоятельно, что приводит к неудачам.

Анализ таких ситуаций при таком подходе в обучении показал, что количество детей, имеющих низкий уровень элементарных математических представлений, которые так необходимы для подготовки к школе, неуклонно растёт.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

Отсюда возникла проблема: как направить свои усилия, как педагога, так же и родителей на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к самому процессу познания, а именно к математике. Это меня и натолкнуло на мысль, что лучшим вариантом в обучении детей основам математики послужат дидактические игры.

Таким образом, в решении этой проблемы я вижу использование в своей работе с дошкольниками дидактические игры математического характера.

Цель:

Разработать систему деятельности по обучению детей основам математики с помощью дидактических игр.

Задачи:

- Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и

компетентность по данной теме.

- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

-Разработать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.

-Пополнить в группе ППРС познавательного центра «Математика».

- Обобщить педагогический опыт по теме самообразования.

-Разработать систему работы по включению родителей в образовательный

процесс.

-Создать оптимальные условия для математического развития дошкольников.

-Объединить усилия педагога и родителей для развития математических

способностей.

-Содействовать развитию у дошкольников воображения, креативности

мышления.

-Прививать у дошкольников интерес к играм, требующим умственного

напряжения.

-Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

Ожидаемые результаты

Для воспитателя :

-Повысится уровень моей компетенции в вопросах ФЭМП у детей дошкольного возраста.

-Будут разработаны и апробированы занятия по ФЭМП с использованием дидактических игр.

-Будет разработан перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.

-Пополнится в группе ППРС познавательного центра «Математика» дидактическими развивающими играми и пособиями, сделанными руками воспитателя совместно с родителями.

-Будут разработаны и проведены консультации для родителей по развитию математических представлений у детей с помощью дидактических игр.

Для детей:

-На достаточном уровне у дошкольников будут развиты речевые умения, воображение, логическое мышление, находчивость и настойчивость в достижении цели, креативность мышления.

-Повысится у дошкольников интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

-Будут созданы благоприятные условия для полноценного развития каждого дошкольника.

-Дошкольники будут использовать дидактические игры как в ООД, так и свободной игровой деятельности.

Для родителей:

-Повысится компетенция родителей по формированию элементарных математических представлений дошкольников с использованием дидактических игр.

-Родители станут активными участниками образовательного процесса.

Направления саморазвития

Исходя из темы по самообразованию, я наметила основные направления работы:

Изучение и анализ научно-методической литературы.

1. Обзор информации в сети Интернет по вопросу ФЭМП дошкольников на основе дидактических игр.

2. Изучение научной и методической литературы по теме самообразования, опыта работы педагогов ДОУ.

Разработка программно-методического обеспечения учебно- воспитательного процесса.

1. Разработка перспективного плана.

2. Разработка методических рекомендаций для педагогов по формированию ППРС в группах в познавательном центре «Математика»

3. Разработка и изготовление дидактических игр по математике для дошкольников.

4. Разработка консультаций и памяток для родителей.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

1. Участие в педагогических советах, мастер-классах, профессиональных сообществах.

2. Пополнение страницы сайта в сети интернет, размещение на нем методических материалов.

3. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДОУ

4. Изготовление игр, пособий, макетов

5. Подбор материала для работы с семьей.

Участие в системе методической работы

1. Сообщения на педагогических советах.

2. Участие в работе сетевых интернет сообществ.

Повышении квалификации

1. Прохождение мастер-классов, обсуждение проблемы в сети Интернет.

2. Освоение компьютерных программ.

3. Курсы повышения квалификации.

Перспективный план самообразования на 2018-2019 учебный год

Сроки Содержание работы Формы представления результатов самообразования

Сентябрь – май

Изучение методической литературы:

1. А Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей» Дошкольное воспитание – 2000г. №2,с. 74

2. Е. В. Сербина «Математика для малышей»/ Издательство: Москва Просвещение, 1992.

3. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников», - М. ,2006.

4. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006

5. Сорокина А. И. «Дидактическая игра в детском саду.» - М: Просвещение, 1982. - 98с

6. Столяр А. А. Давайте поиграем/М. Просвещение,1996

7. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. - М., 2006. ППО г. Сарова: МБДОУ «ЦРР – детский сад №16» И. Ф. Девятайкина «Влияние развития сенсорных способностей на ФЭМП у детей дошкольного возраста»

8. А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»-М. Просвещение,1991

9. интернет-ресурсы:

https://dohcolonoc.ru;

https://www.detskiysad.ru;

https://www.maam.ru;

Анализ изученной литературы, пополнение методической копилки

Сентябрь Проведение первичного мониторинга по развитию математических представлений у дошкольников 3-4 лет Результаты мониторинга для планирования дальнейшей работы

Сентябрь- октябрь Разработка перспективного плана работы с детьми младшего возраста по ФЭМП с использованием дидактических игр. Перспективный план с детьми младшего возраста

Октябрь - апрель Обогащение предметно-пространственной развивающей среды, привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для математического уголка. Создание пополнение математического уголка дидактическими играми.

Октябрь Составление консультации для родителей «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет» Памятки для родителей

Ноябрь - май Пополнение личной страницы на сайте MAAM.

Пополнение блога в МААМ методическими разработками по теме самообразования

Ноябрь Составление картотеки дидактических развивающих игр по развитию математических представлений Создание картотеки дидактических развивающих игр для младших дошкольников

Ноябрь Оформление папок-передвижек: «Математика вокруг нас»; «Математика в жизни ребёнка»; «Математические игры» (фотообзор) Папки-передвижки

Декабрь Подготовка доклада «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребёнка». Выступление на родительском собрании

Январь Подготовка материала для проведения мастер-класса для родителей Мастер-класс для родителей «Развиваемся играя»

Февраль Советы родителям по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста Буклет для родителей «Математика – это интересно!»

Март Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни». Папка-передвижка

Март Разработка конспекта занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием дидактических игр Показ ООД в младшей группе «

» для воспитателей ДОО «Колокольчик»

Апрель Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

-Математика-это интересно;

-Математика дома;

-Дидактическая игра в жизни ребёнка. Сборник консультаций для родителей.

май Проведение мониторинга уровня математических представлений у дошкольников по итогам прошедшего учебного года Результаты мониторинга для планирования дальнейшей работы с детьми

Перспективный план самообразования на 2019-2020 учебный год.

Сроки Содержание работы Формы представления результатов самообразования

Сентябрь-май Изучение методической литературы:

1.«Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова кандидат пед-х наук.

2. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева М. : Просвещение, 1987

3. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина

4. Л. Г. Петерсон, Н. Г. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. :Баласс, 2003 г., 236с.

5. Л. Ф. Тихоморова, А. В. Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996

6. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М. : Просвещение, 1987.

7. А. В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М. : ГИЦ, 2005

8. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб. : ТОО "Акцент", 1997

9. Ф. Н. Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1948.

10. Л. А. Венгер Воспитание сенсорной культуры ребёнка- М. : Просвещение,1991

11. интернет-ресурсы:

https://dohcolonoc.ru;

https://www.detskiysad.ru;

https://www.maam.ru

Анализ изученной литературы, изготовление пособий, игр для центра «Математика»

Сентябрь - октябрь Разработка перспективного плана работы с детьми среднего возраста по ФЭМП с использованием дидактических игр Перспективный план с детьми среднего возраста

Сентябрь - май Публикации на сайте МААМ и др. сайтах

Представление своего педагогического опыта.

Октябрь-май Участие в интернет конкурсах, конференциях, вебинарах по теме самообразования Дипломы участника или победителя

Октябрь - апрель Пополнение ППРС уголка «Математика» Игровые пособия: Геоконт, Математический планшет, Танграм, и другие

Октябрь Подготовить консультацию для родителей «Развитие представлений о цвете, форме и величине посредством развивающих дидактических игр» Буклет для родителей

Ноябрь Распространение опыта работы по развитию математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Колокольчик»

Декабрь Консультация для воспитателей «Царица наук – математика» Выступление на педагогическом совете

Декабрь Создание картотеки математических развивающих игр для детей средней группы Картотека игр

Январь Изготовление папки-передвижки для родителей «Игра в развитии математических способностей» Папка-передвижка

Февраль -март Разработка конспектов ООД по ФЭМП у дошкольников с использованием дидактических игр Конспекты ООД для пополнения методической копилки

Март Показ ООД «Математическое путешествие» Открытый показ ООД для воспитателей МАДОУ «Колокольчик»

Апрель Обобщение опыта работы по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Выступление на педагогическом совете

Май Подведение итогов работы за год по теме самообразования, проведение мониторинга По итогам мониторинга и анализа работы определить планы работы на следующий год

Май Подготовка доклада для родителей «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Доклад на родительском собрании

Перспективный план самообразования на 2020-2021 учебный год.

Сроки Содержание работы Формы представления результатов самообразования

Сентябрь – апрель Изучение методической литературы:

1. «Логика. Дети 5-7 лет» Л. Ф. Тихомирова 2000г.

2. Е. В. Колесникова «математика для дошкольников 6-7 лет», М. : ТЦ Сфера, 2001

3. Е. Н. Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

4. М. А. Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

5. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.

6. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель», 2006г.

7. интернет-ресурсы:

https://dohcolonoc.ru;

https://nsportal.ru;

https://www.edu.ru;

https://www.detskiysad.ru;

https://www.maam.ru

Анализ изученной литературы, изготовление пособий, игр для центра «Занимательная математика»

Сентябрь- октябрь Разработка перспективного плана работы с детьми старшего возраста по ФЭМП с использованием игрового занимательного материала Перспективный план с детьми старшего возраста

Сентябрь - май Публикации на сайте МААМ и др. сайтах

Представление своего педагогического опыта в интернет сообществах.

Сентябрь Подготовка консультации для родителей «Формирование элементарных математических представлений в повседневной жизни» Консультация на родительском собрании

Октябрь Подготовка и проведение мастер–класса «Игровой занимательный материал для развития математических способностей детей» Мастер-класс для родителей

Октябрь-апрель Участие в конкурсах, конференциях, вебинарах, олимпиадах по теме самообразования Дипломы участника или победителя

Октябрь - апрель Пополнение ППРС уголка «Занимательная математика» Развивающие игры, игры шашечного хода, лабиринты Пинтомино, Колумбово яйцо, Листик, Крестики и т.

Ноябрь Создание картотеки игрового занимательного материала для детей старшей группы Картотека игрового материала для детей старшего возраста

Ноябрь - апрель Создание презентаций и интерактивных игр для детей среднего возраста Медиатека игр и презентаций

Декабрь Консультация для родителей по развитию логического мышления старших дошкольников Памятка для родителей

Январь Подготовка математического развлечения для детей Развлечение «Веселая математика»

Февраль - апрель Придумывание математических сказок для дошкольников Сборник математических сказок для дошкольников

Март Подбор материала и оформление папки-передвижки «Математика в сказках» Папка-передвижка

Апрель Открытый показ образовательной ситуации с детьми по ФЭМП с использованием занимательного материала День открытых дверей

Май Педагогическая диагностика уровня ФЭМП у детей старшей группы. Подготовка отчета по теме самообразования Доклад на итоговом педсовете

Публикации по теме:

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школеПроект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе. Благодаря этому проекту мы получили возможность.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Программа по кружку «Пыхтелки»Программа по кружку «Пыхтелки» взяла кружок по дыхательной гимнастики. Цель :Укрепление здоровья детей,улучшить вентиляцию лёгких, снизить нагрузку на сердце. Развивать.

Программа пришкольного лагеря ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители.

Программа «Разноцветный мир» Программа «Разноцветный мир» социальной реабилитации несовершеннолетних Содержание ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: - Любить ребенка таким, какой он есть! - Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ»Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ» Добрый вечер, коллеги! Хочется думать, что этот зимний вечер для каждого из нас станет, действительно хорошим и теплым. Сейчас на портале.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа саморазвития воспитателя
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 19:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД