Лучший педагог года

Программа саморазвития «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Матвейчик Ольга Анатольевна
Программа саморазвития «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

“Усваивается все крепко

и надолго, когда ребенок

слышит, видит и делает сам. ”

(Эмерсон).

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Актуальность темы:

Публикация «Программа саморазвития „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему саморазвития я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

• Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

• Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

• Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

• Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

• Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Цель:

• Создание условий для исследовательской активности детей.

Задачи:

• Изучить методическую литературу по данной теме.

• Разработать систему мероприятий направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности.

• Включить родителей в опытно экспериментальную деятельность.

Этапы реализации программы самообразования

Формы работы

Практический выход, примечание.

Сроки.

Теоретический этап.

Изучение методической литературы.

1. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2010. -192 с. (Ребенок в мире поиска).

2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Учебное пособие. Педагогическое общество России, Москва, 2003. – 80 с.

3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.

4. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста : Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2010. – 72 с. (Развитие и воспитание дошкольников).

6. Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб. : Реноме

7. А. И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

8. А. И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.

9. Изучение методики Л. А, Венгера

Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

10. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

11. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

12. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

13. Иванова А. И. “Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду”. Мир растений. – М:ТЦ сфера, 2005год – 240с.

14. Интернет ресурсы

Изучение статей в журналах:

• Воспитатель ДОУ,

Дошкольное воспитание,

• Ребенок в детском саду,

• Обруч.

• Составление картотеки книг, статей из журналов.

Практический этап.

Работа с детьми

• Создание трех компонентной системы.

• Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

• Составление серии опытов для дошкольников.

• Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

• Конспекты занятий, проект «Выращиваем бархатцы», фотовыставки.

• Открытые занятия.

Работа с родителями

• Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

• Консультация для воспитателей «Содержание предметно-развивающей среды по экспериментальной деятельности»

• Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

• Консультации, участие в проекте, информационные стенды, фото-выставки, рекомендации.

Работа с воспитателями

• Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

• Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

«Планирование работы с детьми по экспериментированию»

• Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

• Обмен опытом на сайтах «Саморазвития в поисково-исследовательской деятельности»

• Изучение опыта педагогов ДОУ

• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

• Оформление выставок литературы, дидактического материала.

Форма отчета

• Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;

• Обобщение из опыта работы;

• Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.

• Презентация.

Предполагаемый результат:

• Обогащение РППС познавательному развитию.

• Разработка и внедрение трех компонентной системы в экспериментальнуюдеятельность :

- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей в средней и старшей группах;

-доклады и выступления по распространению опыта работы.

Форма саморазвития : индивидуальная.

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Содержание работы Период деятельности Результат

Изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, современных образовательных технологий Сентябрь-ноябрь 2021 года Приобретение теоретических знаний по теме. Приобретение методической литературы.

Изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников (интернет-ресурсы) В течение года Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта.

Посещение районных методических объединений воспитателей ДОУ В течение года Повышение уровня профессионального мастерства в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Изготовление пособий. Оформление дидактических игр. Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. В течение года Дидактический и наглядный материал Выставка дидактических игр

Оформление папки-передвижки «Экспериментальная деятельность детей». Изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность» В течение года Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной деятельности.

Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.) В течение года Исследовательская деятельность детей в течение года. Интерес детей к исследовательской деятельности.

Разработка перспективного планирования опытно-экспериментальной деятельности с детьми. Май 2022 г. Организация работы по опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности с дошкольниками

Содержание работы Период деятельности Результат

Работа с родителями :

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома

Консультации: «Игры с водой и песком», «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Наливаем, наблюдаем, сравниваем»

Фотовыставка: «Мы экспериментируем

В течении года. Формировать у родителей представления о познавательном развитии детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Совместная деятельность с детьми:

Кружок опытно-экспериментальной деятельности. (план прилагается).

Прогулки с экспериментальной деятельностью «Снег-снежок», «Куда дует ветер», «В гости к солнышку», «Следы на снегу».

Пополнение уголка детского экспериментирования :

Лэпбук «Вода», Макеты гор, песочных часов, материалы для экспериментов.

Изготовление буклета: «Опыты.» .

Викторина «Знай-ка»

раз в неделю

В течении года.

В течении года.

Март 2022 г.

Апрель 2022 г. Фотоотчет

Презентация на педсоветах.

Размещение опыта работы на сайте ДОУ

Письменный отчет о работе за год. Май 2022 г

Май 2022 г. Презентация

Материал для аттестации.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа саморазвития «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 11 января 2023 в 20:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД