Матвейчик Ольга Анатольевна
Программа саморазвития «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
“Усваивается все крепко
и надолго, когда ребенок
слышит, видит и делает сам. ”
(Эмерсон).
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Актуальность темы:
Публикация «Программа саморазвития „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему саморазвития я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
• Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
• Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
• Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
• Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
• Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
Цель:
• Создание условий для исследовательской активности детей.
Задачи:
• Изучить методическую литературу по данной теме.
• Разработать систему мероприятий направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности.
• Включить родителей в опытно экспериментальную деятельность.
Этапы реализации программы самообразования
Формы работы
Практический выход, примечание.
Сроки.
Теоретический этап.
Изучение методической литературы.
1. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2010. -192 с. (Ребенок в мире поиска).
2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Учебное пособие. Педагогическое общество России, Москва, 2003. – 80 с.
3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.
4. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста : Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2010. – 72 с. (Развитие и воспитание дошкольников).
6. Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб. : Реноме
7. А. И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников
8. А. И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.
9. Изучение методики Л. А, Венгера
Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
10. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.
11. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.
12. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.
13. Иванова А. И. “Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду”. Мир растений. – М:ТЦ сфера, 2005год – 240с.
14. Интернет ресурсы
Изучение статей в журналах:
• Воспитатель ДОУ,
• Дошкольное воспитание,
• Ребенок в детском саду,
• Обруч.
• Составление картотеки книг, статей из журналов.
Практический этап.
Работа с детьми
• Создание трех компонентной системы.
• Разработка конспектов с элементами экспериментирования.
• Составление серии опытов для дошкольников.
• Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.
• Конспекты занятий, проект «Выращиваем бархатцы», фотовыставки.
• Открытые занятия.
Работа с родителями
• Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
• Консультация для воспитателей «Содержание предметно-развивающей среды по экспериментальной деятельности»
• Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
• Консультации, участие в проекте, информационные стенды, фото-выставки, рекомендации.
Работа с воспитателями
• Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»
• Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»
• «Планирование работы с детьми по экспериментированию»
• Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.
• Обмен опытом на сайтах «Саморазвития в поисково-исследовательской деятельности»
• Изучение опыта педагогов ДОУ
• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
• Оформление выставок литературы, дидактического материала.
Форма отчета
• Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;
• Обобщение из опыта работы;
• Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.
• Презентация.
Предполагаемый результат:
• Обогащение РППС познавательному развитию.
• Разработка и внедрение трех компонентной системы в экспериментальнуюдеятельность :
- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей в средней и старшей группах;
-доклады и выступления по распространению опыта работы.
Форма саморазвития : индивидуальная.
Вывод:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.
Содержание работы Период деятельности Результат
Изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, современных образовательных технологий Сентябрь-ноябрь 2021 года Приобретение теоретических знаний по теме. Приобретение методической литературы.
Изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников (интернет-ресурсы) В течение года Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта.
Посещение районных методических объединений воспитателей ДОУ В течение года Повышение уровня профессионального мастерства в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Изготовление пособий. Оформление дидактических игр. Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. В течение года Дидактический и наглядный материал Выставка дидактических игр
Оформление папки-передвижки «Экспериментальная деятельность детей». Изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность» В течение года Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной деятельности.
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.) В течение года Исследовательская деятельность детей в течение года. Интерес детей к исследовательской деятельности.
Разработка перспективного планирования опытно-экспериментальной деятельности с детьми. Май 2022 г. Организация работы по опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности с дошкольниками
Содержание работы Период деятельности Результат
Работа с родителями :
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома.»
Консультации: «Игры с водой и песком», «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Наливаем, наблюдаем, сравниваем»
Фотовыставка: «Мы экспериментируем.»
В течении года. Формировать у родителей представления о познавательном развитии детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Совместная деятельность с детьми:
Кружок опытно-экспериментальной деятельности. (план прилагается).
Прогулки с экспериментальной деятельностью «Снег-снежок», «Куда дует ветер», «В гости к солнышку», «Следы на снегу».
Пополнение уголка детского экспериментирования :
Лэпбук «Вода», Макеты гор, песочных часов, материалы для экспериментов.
Изготовление буклета: «Опыты.» .
Викторина «Знай-ка»
раз в неделю
В течении года.
В течении года.
Март 2022 г.
Апрель 2022 г. Фотоотчет
Презентация на педсоветах.
Размещение опыта работы на сайте ДОУ
Письменный отчет о работе за год. Май 2022 г
Май 2022 г. Презентация
Материал для аттестации.