МААМ-картинки

Программа «Школа вежливости и доброты»

Ирина Панова
Программа «Школа вежливости и доброты»

«Школа вежливости и доброты»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Опыт работы с детьми ОВЗ показывает, что проблемы учащихся, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием жизненных навыков позитивного самовыражения и взаимодействия с другими в его поведенческом репертуаре. Это создает трудности в школе во время уроков, в общении со сверстниками, дома в общении с семьей. Но самое важное – это появление нарушений в личностном развитии ребенка. Всё это может привести в дальнейшем к противоправному и асоциальному поведению.

Публикация «Программа „Школа вежливости и доброты“» размещена в разделах

Ребенку, с ограниченными потребностями сложно ориентироваться в окружающей среде. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и межличностного взаимодействия. При недостаточном владении техникой установления коммуникативного контакта возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между ребёнком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обществом.

Главным социальным институтом для ребенка является школа. Именно она предлагает систему освоения конструктивного общения в коллективе, социального опыта, систему социализации личности, создает условия здоровьесбережения.

У многих детей с ОВЗ не сформирована способность к регуляции поведения и общения во взаимодействии с другими людьми, не владеют коммуникативными способами в общении, умении слушать собеседника, не способны эмоционально сдерживаться в общении, оказывать дружескую поддержку.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед нами задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения. Такая работа должна быть систематической, ее надо проводить ежедневно, как на занятиях, так и во время игр, конкурсов.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Важно добиться того, чтобы знания, полученные в школе - интернате, помогали детям в жизни и одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания.

Материал программы «Школа доброты и вежливости» строится таким образом, чтобы вызвать интерес у детей к самому себе, как к личности.

Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и игры. Особое место уделяется игре, когда дети практикуются применять основные правила поведения и отношения к другим людям и к себе.

Целью программы «Школа доброты и вежливости» является привитие культуры поведения; внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам этики; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в воспитании; выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка; умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.

Задачи:

1. Познакомить детей с правилами вежливости и хорошими манерами.

2. Привить детям умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

3. Сформировать потребность понимать себя и других, уважая их позицию.

4. Воспитать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

5. Воспитывать детей в традициях русской многонациональной культуры.

Основными методами реализации программы являются приучение детей к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Механизм реализации программы :

Курс «Школа доброты и вежливости» ориентирован на специфику возрастных категорий детей и призван донести не только содержательную сторону этических понятий, а также правил этикета.

Он рассчитан на регулярную (2мероприятия в месяц) работу с детьми в процессе занятий и бесед по предлагаемой программе.

Программа включает 3 раздела :

1. Раздел «Формирование личностной культуры», который включает занятия, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

2. Раздел «Формирование культуры взаимоотношений», в котором на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.

3. Раздел «Правила хорошего тона» помогает детям освоить правила поведения в школе, на улице, в общественных местах. Усвоение каждой нормы требует определённого уровня обобщения жизненной ситуации.

Дети постоянно накапливают представления о хороших и плохих поступках, учатся устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами.

Формы организации и методы работы с детьми:

Этические беседы.

Цель: обогатить детей моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. Выработать оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.

Пример других людей.

Цель: воспитывать детей через примеры, учитывая склонность и способность к подражанию, стимулируя их стремление к самосовершенствованию, формировать умение анализировать последствия неправильных поступков, делать правильные выводы.

Игра, игровые ситуации.

Цель: формировать умение легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения через воспроизведение общественной жизни, способствовать приучению детей к выполнению норм и правил, выработке и закреплению устойчивых привычек поведения.

Чтение и обсуждение литературных произведений и героев.

Цель: расширять кругозор детей, способствовать усвоению норм и принципов нравственности, развивать умение анализировать поступки литературных героев, разбираться в поступках, давать правильную нравственную оценку.

Игровые ситуации.

Цель: формировать умение рассматривать одни и те же ситуации с разных сторон, проигрывать правильные и неправильные линии поведения, находить ошибки и исправлять их, самостоятельно моделировать своё поведение.

Формы проведения занятий:

1. беседа;

2. сюжетно-ролевая игра;

3. игра-спор;

4. подвижная игра;

5. конкурс;

6. праздник.

Формы контроля:

- наблюдения за поведением детей;

- беседы с воспитателями;

- тестовые задания.

Планируемые результаты.

Личностными результатами работы по программе «Школа доброты и вежливости» является формирование следующих умений:

- стать культурными, вежливыми людьми;

- знать и соблюдать правила этикета;

- выработать собственную модель поведения;

- принимать правильные решения в различных ситуациях, основанные на нравственных началах;

- понять, что с культурным, воспитанным человеком приятно общаться;

- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения

в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- адекватно воспринимать оценку взрослых. 2018-2019 уч. год

Сентябрь

Коррекционно – развивающие занятия:

Тема «Кто я такой?»

- формировать у детей осознание себя как личности, умения видеть в себе и других положительные и отрицательные.

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «Осень в гости к нам пришла»

- формирование умения одеваться в соответствии с погодой, временами года, развитие чувства. ответственности за других.

Чтение художественной литературы:

Тема «Б. Заходер «Про Стоножку»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Октябрь

Тема «Учительница-первая моя»

- формирование внимательного и заботливого отношения к учителям, воспитателям и товарищам, желания учиться в школе.

Тема «Имидж и этикет»

- формирование представления о внешнем виде человека, психологическом влиянии внешнего вида на окружающих.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Как я выгляжу?»

-дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, позы, жесты, мимика, речь) Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и уметь поддерживать порядок в личных вещах.

Чтение художественной литературы:

Тема И. Токмакова «Стыдно»

Просмотр мультфильма «Это не про меня»

Ноябрь

Сюжетно-ролевые игры:

Тема «Я умею одеваться»

- формирование умения последовательно одевать и снимать вещи.

Игровые ситуации :

Тема «Кем и каким я буду?»

- воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, охране их здоровья, способствование правильному поведению в быту, в общественных местах.

Праздник

«Нет лучше дружка, чем родимая матушка»

- Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, желание проявлять действенную любовь к старшим членам семьи, уважение к их труду, вызвать желание помогать им, делать приятное.

Чтение художественной литературы:

Тема Т. А. Шорыгина «Вредная ворона»

Просмотр мультфильма «И мама меня простит»

Декабрь

Тема «О чистоте, опрятности и аккуратности»

- формирование привычки соблюдать правила личной гигиены, понимать ее значение.

Мастер- класс «Трудимся вместе» (совместное мероприятие с родителями)

- взаимодействие детей, родителей, учителя и воспитателя. Выстраивание доверительных отношений с помощью диалога и сотрудничества.

Чтение художественной литературы:

К. Драгунская. «Лекарство от послушности»

Просмотр мультфильма «Трус не играет в хоккей»

Январь

Тема «Искусство быть собой»

- формирование самооценки своих поступков, умения доброжелательно оценивать поступки других людей.

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «Когда по улице идешь…»

- формирование умения самостоятельно наводить порядок на участке: подметать и очищать дорожки от мусора и т. д.

Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Постирушки»

Просмотр мультфильма «Ежик плюс черепаха»

Февраль

Тема «Приглашает Королева Спорта»

- формирование здорового образа жизни, умения играть в коллективные игры, приходить на помощь товарищам.

Тема «Солнышко смеется»

- воспитание уважения друг к другу, умения играть в командные игры, помогая малышам.

Чтение художественной литературы:

Г. Остер «Одни неприятности»

Просмотр мультфильма «Про Сидорова Вову»

Март

Беседы, рассматривание иллюстраций:

Тема «Опрятность и аккуратность в одежде»

- формирование умения правильно выбирать одежду и самостоятельно за ней ухаживать.

Тема «Чувство благодарности и эгоизма»

формирование понятий «благодарность», «эгоизм», «жадность», воспитание доброты, отзывчивости.

Чтение художественной литературы:

Т. А. Шорыгина «Желтая птичка»

Просмотр мультфильма «Лень»

Апрель

Тема «Мы едем, едем, едем в далекие края»

- формирование у детей навыков культурного обращения друг другу, культуры поведения в транспорте.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Кто аккуратен, тот людям приятен»

- формирование стремления к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, аккуратности и организованности.

Чтение художественной литературы:

В. Голявкин «Тетрадки под дождем»

Просмотр мультфильма «Нехочуха»

Май

Тема «Смелые глаза – молодцу краса»

- формирование нравственных привычек (смелость, доброта).

Тема «Как мы разрешаем конфликты»

формирование на основе примеров умения разрешать конфликтные ситуации.

Чтение художественной литературы:

М. Шехтера «Немало встречается злого»

Просмотр мультфильма «Капитошка»

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в мир доброты и вежливости» Цель: Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами. Задачи: • Создать положительное, доброжелательное эмоциональное.

Конспект занятия «Путешествие в страну доброты и вежливости» Методическая разработка по социально-экономическому развитию «Путешествие в страну доброты и вежливости». Разработала: Собкина Татьяна Валерьевна,.

Конспект НОД «Путешествие в страну Вежливости и Доброты»Конспект НОД «Путешествие в страну Вежливости и Доброты» Путешествие в страну «Вежливости и Доброты» Тема Путешествие в страну «Вежливости и Доброты» Возрастная группа: 5-6 лет Вид НОД: развитие.

Конспект занятия «Путешествие в город Вежливости и доброты» конспект занятия "Путешествие в город Вежливости и доброты" Цель: Привитие детям потребности культурного поведения. Задачи: 1. Способствовать.

НОД «Путешествие по стране доброты и вежливости» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей разновозрастной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие.

Праздник доброты и вежливости в старшей группе. Праздник доброты и вежливости в старшей группе. Цели: -сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими;.

Праздник вежливости и доброты Праздник доброты и вежливости в старшей группе. Цели: -сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими;.

Проект «Страна Вежливости и Доброты» Тема занятия: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты» Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся. Задачи: – познакомить.

Развлечение «Дружные ребята в царстве Вежливости и Доброты» Развлечение «Дружные ребята в Царстве Вежливости и Доброты» Цель: формировать коммуникативные навыки у детей. Развивать желание детей понимать.

Образовательная деятельность по социальному развитию «В мире вежливости и доброты» Образовательная деятельность по социальному миру. Тема: В мире вежливости и доброты Цель: привитие детям чувства значимости дружбы и умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Школа вежливости и доброты»
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 20:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД