Ольга Серова
Программа социального партнерства с семьей-подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программа социального партнерства с семьей- подготовительная группа. Серова Ольга.
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Принципы взаимодействия с родителями
4. Цель программы
5. Задачи программы
6. Ожидаемые результаты
7. План работы с родителями подготовительной группы
8. Литература.
Пояснительная записка
Публикация «Программа социального партнерства с семьей-подготовительная группа» размещена в разделах
Сейчас, в условиях активного реформирования и обновления системы дошкольного образования, в условиях перемен, как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Актуальность
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Образовательная организация останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей в поведении.
С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании:
- ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Проблема.
• проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только образовательным учреждением и педагогами,
• родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП,
• нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.
Принципы взаимодействия с родителями
1. Открытость детского сада для семьи
Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом в работе педагога с семьей. В общении с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. От общения педагога с родителями зависит отношение семьи к детскому саду. Ежедневное доброжелательное взаимоотношение педагога с родителями гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Единство требований и подходов
Современные родители в большинстве случаев люди грамотные, хорошо знающие как им надо воспитывать своих детей. Наставления и пропаганда педагогических знаний сегодня не совсем актуальны в воспитании. Сегодня актуальнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Поиск взаимопонимания и общего языка с родителями, признание сильных и слабых сторон друг друга. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;
3. Индивидуальный подход
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, чувствуешь ситуацию, настроение мамы и папы. Для этого понадобится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, сочувствие и совместное обдумывание, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого подбираются формы и направления работы с семьей.
Программа «Социального партнерства с семьей» – разработана на основе Основной образовательной программы ДОУ» и в соответствии задачами годового плана ДОУ
Цели:
• формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения;
• создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов;
• создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений между ними;
• повышение педагогической культуры родителей;
• создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников;
• достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;
Ожидаемые результаты:
• Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе
• Повышение педагогической культуры родителей, родительская компетенция
• Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей
• Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания
• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями
Перспективный план работы с родителями
Сентябрь
1 Анкетирование «Расскажи о себе»
цель:Уточнение сведений о родителях
2 Оформить стенд для родителей:«Режим дня»,«Правила для родителей»,«Мы занимаемся»
Цель: Активизация и формирование единого подхода к соблюдению режима дня, родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребёнка в детском саду
3 Методические рекомендации «Безопасность ребенка»
Цель:Напомнить родителям, что безопасность детей в их руках
4. Консультации: «Гуляем вместе и наблюдаем»
«Воспитываем детей на собственном примере»
Цель:Повышать педагогический уровень родителей
5. Индивидуальные консультации и беседы: «Чистота и внешний вид»
«Маршрут выходного дня»
«Одеваем детей по погоде»
Цель:Дать конкретные советы и рекомендации чем занять ребенка в выходной день.
6. Оформление папки «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Цель:Повышение педагогической культуры родителей.
Октябрь
7. Родительское собрание «Ребенок на пороге школы»
Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе.
8. Конкурс поделок из природного материала «Осенняя шкатулка»
Цель:Раскрыть возможности родителей и детей
9. Консультация «Азбука дорожного движения»
Цель: Напомнить родителям и детям о правилах дорожного движения
10. Методические рекомендации «Стили семейного воспитания»
Цель: Расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов воспитания детей
11. Подготовка к проведению праздника «Осень в гости к нам пришла»
Цель: Помочь родителям увидеть результат детей от совместно проделанной работы
12. Памятка для родителей «Защита интересов ребенка»
Цель:Расширение педагогического кругозора родителей
13. Ежедневные индивидуальные консультации по запросам родителей Цель:Сформировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания
Ноябрь
14. Наглядная информация:
-«Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»
-«Россия-Родина моя»
Цель:Расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов воспитания детей
-Помочь родителям увидеть основные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников
15. Конкурс по изготовлению игрушек и игрового оборудования с учетом гендерной социализации «Играют девочки, играют мальчики»
Цель: Приобщить родителей к участию в жизни группы
16. Обновить родительский уголок статьей «Грипп и его осложнения»
Цель:Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа
17. Анкетирование «Что вы знаете о пдд»
Цель:Выяснить, имеют ли представление родители о безопасности детей на улицах города
18 Консультации -«Дети и дорога», «Развиваем играя»
Цель:Повышать педагогический уровень родителей
19. Проведение праздника для родителей «День матери»
Цель:Помочь родителям увидеть результат детей от совместно проделанной работы
20. Организация фотовыставки «Лучше мамы друга нет»
Цель:Повысить роль и авторитет мамы воспитании ребенка
21. Оформление портфолио «Формируем здоровый образ жизни в семье»
Цель:Привлечь родителей к здоровому образу жизни своих детей
22. Ежедневные индивидуальные консультации по запросам родителей
Цель: Сформировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания
Декабрь
23. День открытых дверей
Цель:Повысить педагогическую культуру родителей; создать условия для формирования механизма обратной связи между образовательной организацией и социумом; дальнейшее развитие системы общественно – государственного управления детским садом
24. Организация совместной выставки рисунков и поделок детей и родителей
«Зимушка- зима»
Цель:Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов
25. Консультация «О важности формирования духовно- нравственных ценностей у детей»
Цель: Расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов духовно- нравственного воспитания детей
26. Папка-передвижка «Чем занять ребенка в каникулы»
Цель:Повышать педагогический уровень родителей
27. Привлечь родителей к участию в конкурсе «Лучший участок зимой»
Цель:Привлечение родителей к изготовлению построек из снега
28. Праздник «В гости к Деду Морозу»
Цель:Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)
29. Консультация «Как встретить Новый год с детьми»
Цель:Дать родителям рекомендации как привлечь детей к приготовлению к празднику
30. Ежедневные индивидуальные консультации по запросам родителей
Цель:Повышение педагогической культуры родителей
Январь
31. Наглядная информация:«Семья ключ к счастью»,«Физическое развитие ребенка 7-го года жизни»
Цель:Повышать педагогический уровень родителей
32. Консультации -«Родителям рекомендации по пожарной безопасности»
-«Зимние травмы»
- «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
- «Зимние игры и забавы»
Цель: Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.
33. Совместное развлечение для детей и родителей «С песне весело шагать»-брей -ринг
Цель:Привлечь детей и их родителей к занятиям музыкой. Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.
34 Ежедневные индивидуальные консультации по запросам родителей
Цель:Повышать педагогический уровень родителей
Февраль
35. Анкетирование «Мой ребенок, его индивидуальные особенности»
Цель:Выяснить мнение родителей о здоровье своих детей
36. Наглядная информация «Права и обязанности родителей»
Цель:Напомнить родителям о их правах и обязанностях в соответствии с законами РФ
37. Презентация семьи «Здоровье детей зависит от нас»
Цель:Привлечь родителей к здоровому образу жизни в семье. Дать конкретные советы и рекомендации по здоровье сбережению детей.
38. Индивидуальные консультации «Способы реагирования на негативное поведение ребенка»
Цель:Помочь понять родителям мотивы поведения ребенка, предложить необходимую литературу.
39. Консультации -«Значение игры в жизни вашего ребенка»
- «Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель: Повышать педагогический уровень родителей
40. Консультация для пап «Роль папы в воспитании ребенка»
Цель: Помочь отцам понять свою роль в развитии личности ребенка, поднять статус отца в семье.
41. Совместный спортивный праздник «По морям, по волнам…»
Цель:Способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций
42. Ежедневные индивидуальные консультации по запросам родителей
Цель:Повышение педагогической культуры родителей
Март
43. Праздник «Поздравляем милых мам»
Цель:Помочь родителям увидеть результат детей от совместно проделанной работы
44. Участие родителей в выставках детских работ «Мама солнышко мое»
Цель: Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
Формирование уважительного отношения к детским работам.
45. Папка- передвижка «Рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях»
Цель:Привлечь родителей к формированию здорового образа жизни у ребенка
46. Анкетирование «Удовлетворенность родителей работой дошкольного учреждения»
Цель:Выяснить мнение родителей о работе группы, детского сада, пожелания, вопросы к воспитателю
47. Физкультурный досуг с родителями «В здоровом теле здоровый дух»
Цель:Привлечь детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом; способствовать их психологическому сближению
48. Консультации «Меры безопасности на водных объектах во время таяния льда и половодья»
Цель:Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения в природе во время половодья и таянья льда на водоемах
49. Ежедневные индивидуальные консультации по запросам родителей
Цель:Повышение педагогической культуры родителей
Апрель
50 .Индивидуальное консультирование «Режим дома»
Цель: Рекомендовать соблюдение режима дня дома, так как его нарушение сказывается на здоровье ребенка
51. Совместный КВН с родителями «День земли»
Цель:Привлечение родителей к совместному мероприятию, для установления хороших, доверительных отношений с ребёнком.
52. Участие родителей в конкурсе «Лучший участок летом»
Цель:Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке
53. Оформление папок-передвижек-«В школу с радостью»
- «Что нужно знать родителям будущих первоклассников»
Цель:Порекомендовать игры, которые помогают тренировать произвольное внимание.
54. Консультации -«Здоровое питание дошкольников»
-«Одежда и здоровье ребенка»
Цель:Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дом Дать понятие родителям,что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребенка
55. Ежедневные индивидуальные консультации по запросам родителей
Цель:Повышение педагогической культуры родителей
Май
56. Участие родителей в организации выставки детских работ «Этот день победы»
Цель:Приобщения детей и взрослых к пропаганде идей патриотизма и любви к Родине
57. Родительское собрание «До свиданье детский сад»
Цель: Подвести итоги уходящего учебного года.
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
58. Консультации -«Готовность ребенка к школе»
цель: Выяснить необходимые сведения о готовности детей к школе
59. Оформление стендов -«С детьми на дачном участке»
-«Как правильно использовать летний отдых»
Цель: Нацелить на продолжение работы по подготовке детей в школу в летний период
60. Анкетирование «Удовлетворенность родителей качеством образования»
61. Праздник «Выпускной вечер»
Цель: Помочь родителям увидеть результат детей от совместно проделанной работы
62. Ежедневные индивидуальные консультации по запросам родителей
Цель:Повышение педагогической культуры родителей