Елена Конакова
Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по воспитанию культуры общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа тематического контроля
«Организация воспитательно-образовательного процесса по воспитанию культуры общения и социализации в группах ДОУ»
Сроки проведения: с по
Исполнители: зам. зав., ст. воспитатель
Публикация «Программа тематического контроля „Организация воспитательно-образовательного процесса по воспитанию культуры общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель контроля : изучение состояния работы по развитию навыков общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками через реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; определение факторов, влияющих на качество работы педагогов по социально коммуникативному развитию детей.
Задачи:
• проанализировать эффективности деятельности образовательной организации по данной теме;
• оценить уровень профессионального мастерства педагогов по социально-коммуникативному развитию дошкольников (методы, приемы, формы работы);
• изучить систему планирования работы с детьми и родителями;
• проанализировать развивающую предметно-пространственную среду, её соответствие возрасту, уровню развития и потребностям детей, программным задачам образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;
• выявить причины, лежащие в основе нарушений, предупредить проявление негативных тенденций и распространить положительный опыт.
Объекты контроля :
• профессиональная деятельность педагогов по социально-коммуникативному развитию детей;
• программно-методическое оснащение и планирование деятельности по данному направлению;
• уровень сформированности социальных навыков у детей разных возрастных групп.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
• вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
• умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
• проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.
Оценочный инструментарий:
• анализ перспективного и календарно-тематического планирования по социально-коммуникативному развитию;
• оценочный лист «Создание условий для социального развития детей»;
Подведение итогов контроля :
Ознакомление педагогов с аналитической справкой по итогам тематического контроля на Совете педагогов.
Ответственный за составление тематического контроля зам. зав.
Приложение 1
Оценочный лист «Создание условий для
социально-личностного развития детей»
___группа
___дата
Критерии Самооценка Экспертная оценка Примечание
Наличие в группе разнообразных дидактических игр, в которых отрабатываются партнерские
взаимоотношения детей (игры, требующие участия и взаимодействия нескольких детей)
Картотека подвижных игр с правилами и атрибутика к подвижным играм
Разнообразные настольно-печатные игры
Картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей
Условия для развития сюжетно-ролевой игры
• атрибутика для различных сюжетных игр по возрасту детей;
• рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей;
• игровые модули;
• предметы-заместители;
• различные конструкторы, строительный и бросовый материал для создания игровой среды
Оборудование для трудовой деятельности детей:
-для работы в уголке природы по уходу за растениями и животными (лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки для протирания листьев растений);
-для дежурства по столовой
(фартуки и косынки, щеточки для сметания крошек со столов, совки и т. д.)
- выносной материал для труда на участке, в огороде и в цветнике (в соответствии с сезоном)
Для педагога: наличие методической литературы по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей
Для родителей: наглядная информация, информационные листки, рекомендации
Итого:
3 балла – высокий уровень, соответствует требованиям в полном объеме
2 балла – допустимый уровень
1 балл – низкий уровень
Зам. заведующего:___/ ___
Ст. воспитатель :___/ ___