Лучший педагог года

Программа «Тропинка в экологию»

Оксана Романова
Программа «Тропинка в экологию»

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка»

Программа экологической направленности

«Тропинка в экологию»

Разработчик:

Романова Оксана Владимировна

Дудинка, 2015

1. Структура программы

Публикация «Программа „Тропинка в экологию“» размещена в разделах

Содержание программы рассчитано на детей дошкольного возраста от трёх до шести лет, которая включает в себя блоки, проекты, помогающие детям и их родителям более подробно изучить темы экологической направленности. Программа также включает занимательный материал о растениях и животных, проблемно-поисковую деятельность, проектную деятельность, формирует практические природоохранительные умения.

2. Пояснительная записка.

2.1. Актуальность.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Малыша интересует все, поэтому используя все доступные ему средства - взять в руки, попробовать - он стремиться к познанию мира. Познание - сложный процесс. Он включает в себя не только получение, переработку и усвоение определенного объема информации. Параллельно с этим процессом закладывается, вырабатывается определенное отношение к содержанию приобретенных знаний и представлений.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Исследовательская совместная деятельность интегрирует рассказы педагога, наблюдения за его действиями, активность детей, рисование, игры, слушание сказок, это всё вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия, что обеспечивает развивающий эффект.

2.2. Цель и задачи программы.

Цель: формирование и развитие познавательного интереса к миру природы через осознанно - правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Возраст: 3-4 года

Цель: создание условий на развитие познавательного интереса к миру природы через различные виды деятельности.

Задачи:

- формировать способность понимать и любить окружающий мир и природу; - развивать умения создавать альбомы, творческие работы о природе, взаимодействовать в коллективе;

- воспитывать любовь и интерес к природе,

Возраст: 4-5 года

Цель: формирование целостных представлений дошкольников о системе живой и неживой природы, их взаимосвязи.

Задачи:

- формировать представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях, навыки наблюдения и экспериментирования;

- развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

- воспитывать бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

Возраст детей: 5 -6 лет

Цель: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Задачи:

- закреплять представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях;

- формировать навыки наблюдения, обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения;

-развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

-воспитывать гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

2.3. Возраст детей, режим организации.

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.

Возраст детей: 3 - 6 лет

2.4. Срок реализации.

Программа рассчитана на три учебных года.

2.5. Формы, содержание образовательной деятельности

Формы работы кружка:

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Экскурсии в природу

3. Практическая работа

4. Опытно-исследовательская работа

5. Полочка умных книг.

6. Развлечения

7. Театрализованная деятельность

8. Взрослые и детские проекты.

9. Посещение природного уголка в ДЮЦТК «Юность», «уроки в музее», библиотечный час.

Основные блоки 3-4 лет:

1. Неживая природа.

2. Живая природа.

Основные блоки 4-5 лет:

1. Превращения.

2. Экспериментирование с предметами.

3. Маленькие помощники.

Основные блоки 5-6 лет:

1. Чудесные превращения

2. Проект «Кто живёт в яйце?»

3. Путешествие по экологической тропе

4. Проект «Кто как передвигается?»

5. Огород на окошке

6. Проект «Коллекционирование»

7. Космос, глобус

8. Гиганты прошлого

9. Заключительное занятие

2. 6 Ожидаемый результат:

- вовлечение родителей и детей в эколого – образовательный процесс путём проектной деятельности, консультаций, анкет;

- обогащение представлений детей об объектах живой и неживой природы;

- организация выставок из природного, бросового материала;

- организация театрализованной деятельности;

- создание коллекций, альбомов, «огорода на окне», мини – музея;

- сформировано позитивное отношение к окружающему миру.

Результаты полученных знаний детьми проверяются в начале года и на итоговом занятии путём вопросов экологической направленности :

Задаёт вопросы поискового характера Применяет обследовательские действия (погладить, смять, намочить, разрезать, насыпать) Активно участвует в познавательно – исследовательской деятельности Умеет наблюдать за объектами живой и неживой природы

Выделяет характерные признаки объектов живой и неживой природы Устанавливает сходство и различие объектов живой и неживой природы Определяет материалы, из которых изготовлены предметы Умеет различать сезоны и определять словом их характерные признаки Имеет представления о растении, их потребностях в жизни Имеет представления о животных, группировка, приспособление к жизни Имеют знания об отношениях живых организмов с помощью «экологических пирамид»

3. Тематический план занятий расписан по месяцам.

4. Методическое обеспечение программы.

Методы и приемы обучения:

Методы Приемы

1. Наглядный - экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр

2. Игровой - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический, исследовательский - опыты

- труд в природе

- экскурсии

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

4. Словесный - беседа с элементами диалога

- обобщающие рассказы воспитателя

- художественное слово

Материал:

Вид Тематика

1. Картины, альбомы - времена года

- сезонные изменения в природе

- живая природа

- растения тундры (гербарий)

- лекарственные травы

2. Плакаты - ягоды

- дневник наблюдений

- дикие животные

- карта живой и неживой природы

- календарь природы

3. Дидактический материал к играм - муляжи овощей и фруктов

- комнатные растения

- шишки

-макет «Животные леса»

- набор перьев

4. Дидактический материал для проведения опытов - природный материал, лупа, вода, цветные карандаши, бумага, вата, колбы, мензурки, краситель, стакан, свеча и другие

5. Технические средства - аудиокассета "Времена года"

- видеофильмы, «Энциклопедии»

- телевизор

- магнитофон

5. Список используемой литературы.

Программа «Тропинка в экологию» разработана на основе методических пособий по познавательному развитию дошкольников:

1. Борзова Е. Ю. Экологическое лукошко. Программа дополнительного экологического образования детей дошкольного возраста: - Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010. – 136с.

2. Богусловская З. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. - М. : Просвещение,2012.-160 с.

3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвешение,2012.-80 с.

4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.

5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2008

6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология», 2008

7. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? – М., Знание, 1994. – 160с.

8. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детсада. - М. : Просвещение, 1981.-80с., ил.

9. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 192с.

10. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

11. Журнал «Старший воспитатель» №10, октябрь, 2008г, с12

12. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005.

13. Кондратьева Н. Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб. : «Детство-Пресс», 2000. – 240 с.

14. Лопатина А, Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников - М. : Амрита – Русь, 2008

15. Масленникова О. М., Филиппенко,А. А. Экологические проекты в детском саду. / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель,2009.– 232с.

16. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-128с.

17. Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.

18. Нескучаева Л., Пискунова И., Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития познавательной активности детей. // Дошкольное воспитание,- 2004,- №10,- С. 15.

19. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

20. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003.-100с.

21. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М. : Новая школа, 1996.- 48с.

22. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2005.

23. Пискунова И., Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития познавательной активности детей. // Дошкольное воспитание,- 2004,- №10,- С. 15.

24. Потапова Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000

25. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозайка-синтез, 2014г.

26. Рыжова Н. А. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).

27. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини – музей в детском саду.

28. Смирнова В. В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.

29. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте учебное пособие для студентов вузов – М. : Академия, 2008

30. Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой. - М. : Просвещение 2013.-25

31. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008 – 286 с.

32. Шорыгина Т. А. 500 загадок, считалок для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 96с. (500).

33. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

34. Интернет-ресурсы: https://festival.1september.ru

Публикации по теме:

Стенгазета «Добро пожаловать в Экологию»Стенгазета «Добро пожаловать в Экологию» В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Экологическое воспитание очень тесно взаимосвязано с.

Игровая ситуация «Тропинка в природу» Образовательная область: «Познавательное развитие» Направление: приобщение к социокультурным ценностям Тема: «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» Педагогическая.

Мастер-класс «Тропинка к здоровью» Примерная основная образовательная программа: «Школа 2100» Название мастер-класса: Тропинка к здоровью Цель: Применение здоровьесберегающих.

Оздоровительный досуг «Тропинка к здоровью» Программное содержание: 1. Содействовать повышению жизнестойкости организма в целом, предупреждение и профилактика плоскостопия; 2. Упражнять.

Проект «Тропинка в школу» Актуальность. Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции,.

Видеоотчет «Проект «Экологическая тропинка» Актуальность проекта. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности.

Работа с родителями «Лэпбук про экологию»Работа с родителями «Лэпбук про экологию» На сегодняшний день одной из самых важных проблем мира является проблема экологии. Лэпбук «Экология» предназначен для детей старшего дошкольного.

Развивающее пособие «Экологическая тропинка»Развивающее пособие «Экологическая тропинка» Экологическая тропа – это специально разработанный маршрут в природу. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Проект «Тропинка здоровья» Актуальность: К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Тропинка в экологию»
Опубликовано: 4 октября 2018 в 16:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД