Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Воеводина Ольга
Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Программа

«Элементарное музицирование с дошкольниками»

Муз. руководитель:

Воеводина Ольга Михайловна

Тюмень 2006

Введение.

В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием. К ним, без сомнения, относится начальное музыкальное обучение, призванное сыграть в жизни человека очень важную роль. Как и в любой другой области, здесь начальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой.

Музыкальное обучение в понимании общества престало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Современная ситуация предъявляет к начальному музыкальному обучению изменившиеся требования. Среди его задач появились и иные, отвечающие насущным запросам человека. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

• создание условий, предоставление шанса каждому человеку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;

• творческое развитие его природной музыкальности;

• высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

• помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке - его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицировать. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения - с миром и с самим собой.

Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование - это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыку сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет.

Пояснительная записка.

Программа предназначена для занятий музицированием с детьми дошкольного возраста в детском саду.

Выдвигаемая концепция творческого музицирования основывается на положениях современной музыкально-педагогической науки, общей педагогики, музыковедения, гуманистической психологии, общемировой практике. Это реализация деятельностного и творческого подхода к музыкальному обучению дошкольников. Принципиальная новизна данной программы состоит в разработке структуры творческой деятельности детей как учебной.

При этом способом организации музыкальной деятельности, являются игра и детское импровизационное творчество.

В основе программы лежит идея творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация). Мой собственный подход заключается в реализации этой идеи на основе «принципа удовольствия», который сегодня признается учеными как не только как «основа развития психики», но жизни человека в целом.

Главным становится не художественный результат, а сам творческий процесс и сопровождающие его психические состояния: радости, ощущения внутренней гармонии, повысившейся спонтанности, искренности, удовольствия как самоценные феномены.

Импровизация рассматривается как особый способ мышления и действования, обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.

Поскольку основой творческого музицирования является импровизация как музыкально-эстетическая игра, то «визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде.

Согласно утверждениям ученых, применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. Игра для детей равна удовольствию. Игра на уроке творческого музицирования проявляется на разных уровнях и создает особую «полифоническую» ткань такого урока.

Игровой и творческий подход в их неразрывном синтезе определяют еще две важнейшие характеристики творческого музицирования как модели обучения - акцент на процессе творчества и большую свободу действий участников. Поскольку на уроке творческого музицирования предполагается широкое использование идей, детей, а сам процесс творчества является важнее его результата, то следствием этого становятся не полностью предсказуемые результаты обучения. Творчество - это новое и его нельзя полностью предсказать.

Элементарное музицирование выдвигает на первый план не технологическую эффектность музыкального обучения, а гуманистическую.

Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» является синтезом двух идей: систематического развития, природной музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения.

Основными видами деятельности на уроках творческого музицирования являются пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. Их главная практическая цель состоит в привитии детям первоначальных навыков совместного творческого музицирования. Эта цель определила необходимость отбора в программу только того, что эффективно служит ее воплощению в жизнь и в тех объемах, которые необходимы для организации подобной деятельности.

Программа предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении.

Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности. Содержащиеся в творческом обучении специальные учебные задачи позволяют сочетать игру и обучение. Однако это сочетание нельзя осуществить как простое чередование, оно возможно лишь как ассимиляция одного в другом на основе творческого подхода. Центральным моментом методики игрового обучения является то, что само обучающее содержание заключено в учебном материале (педагогической модели, но она скрыта от детей.

Игровое обучение - это скрытое, недирективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Игра на уроке творческого музицирования проявляется на разных уровнях и создает особую «полифоническую» ткань урока:

• импровизационно-игровой характер развертывания самого урока;

• игровой характер поведения каждого из участников урока;

• импровизационно-игровые учебные действия детей;

• игровой способ действий учителя, его умение и готовность в любой момент быть спонтанным в своих реакциях.

Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов; развить природные способности ребенка.

Задачи программы: творческое развитие природной музыкальности детей и первоначальных навыков музицирования; развитие индивидуальности детей; создание предпосылок к формированию творческого мышления.

Кроме главных, программой ставится еще ряд сопутствующих задач:

• воспитание интереса и любви к музицированию;

• знакомство с отдельными произведениями детской классической музыки на практике (соучастие в исполнении);

• развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;

• развитие навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;

• формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Осуществить поставленные задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности у детей: эффективного развития метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, рече - двигательной координации, а также развития социально-коммуникативных качеств.

Методологической основой программы является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К. Орфа с методиками отечественной детский музыкальной педагогики (в том числе и профессиональной). В программе нашли отражение идеи свободного танца и пластики, а также элементы эвритмии и ритмического сольфеджио Э. Жак-Далькроза.

Суть идеи К. Орфа - познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Главный подход Э. Жак-Далькроза - осознание закономерностей музыки через импровизированное движение как основу ее понимания.

Средства музыкально-творческого обучения: музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в их синкретическом единстве.

Программа предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов: орфовских ксилофонов и металлофонов, шумовых (треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы, маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки). Возможным также является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов.

Учебный план

Младшая группа

Цели и задачи года: развитие слуховых и телесных ощущений равномерной метрической пульсации (в музыке умеренного темпа, формирование телесных ощущений выразительных средств музыки через движение и игру: музыкальных темпов (быстро-медленно, контрастной динамики (громко-тихо, контрастной звуковысотности (высоко-низко, контрастных ладов (мажор-минор). Развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами; тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использование их в озвучивании стихов и сказок. Формирование эмоционально-радостных ощущений от активного участия в музицировании.

Средняя группа

Цели и задачи года: формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса. Выделение акцента (сильной доли) и игра базовой партитуры (сильная доля на фоне пульса). Артикуляционно-телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков. Начальный этап отделения ритма от слова, игра простейших остинатных фигур (звучащие жесты) как аккомпанементов к музыке. Формирование интуитивных представлений о связи музыки с жизнью через озвученное слово и жест. Звукоподражания на инструментах. Тембр, темп, динамика как важнейшие средства выразительности, доступные детям данного возраста. Игры звуками как первая ступень к музыкальной импровизации. Свободные импровизации на инструментах как звукоподражания явлениям природы, импровизация движения как спонтанного отклика на звучащую музыку.

Старшая группа

Цели и задачи года: устойчивое формирование навыка игры базовой партитуры в двухдольном и трехдольном размерах. Работа над более сложными ритмическими рисунками с использованием четвертных, восьмых и пауз. Наложение ритмических рисунков на звучащую пульсацию. Телесно-двигательное и слуховое освоение трехдольности в музыке. Развитие ассоциативности мышления и фантазии как способ дальнейшего развития навыков озвучивания текстов более сложного содержания (поиск нужных средств выразительности). Разучивание облегченных вариантов танцев на музыку народов мира как средство обогащение слуховых впечатлений. Дальнейшее развитие навыков импровизационного движения как спонтанного отклика на звучащую музыку. Структурно оформленные сольные импровизации на шумовых на фоне звучащей музыки (рондо). Придумывание детьми последовательностей звучащих жестов в игре «эхо» (ребенок-ведущий). Свободные образные импровизации на более сложные темы

Подготовительная группа

Цели и задачи года: всемерное поощрение желания детей включаться самостоятельно в любительское музицирование вне занятий. Развитие их способности к музицированию экспромтом. Навыки импровизации: импровизировать и исполнить ритмические остинато на основе трехдольных ритмических эталонов как аккомпанемент к песням и речевым пьесам (речь, инструменты, пение, движение); импровизировать цепочкой трехдольные ритмические мотивы на фоне музыки; придумывать речевые двухголосные пьесы, используя речевое остинато в качестве аккомпанемента. Исполнять ритмический канон (шумовые инструменты, звучащие жесты). Различать размеры две и три четверти: тактировать их, двигаться импровизированно под музыку. Использовать знакомый материал в импровизациях. Импровизировать в пентатонике на ксилофонах дуэтом. Импровизировать в пентатонике остинатные аккомпанементы методом наложения (1-2 голоса). Разыгрывать сюжетные и игровые песни.

Содержание программы.

Младшая группа

Цели и задачи года:

Развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации (в музыке умеренного темпа, формировать телесные ощущения выразительных средств музыки через движение и игру: музыкальных темпов (быстро-медленно, контрастной динамики (громко-тихо, контрастной звуковысотности (высоко-низко, контрастных ладов (мажор-минор). Развивать основы интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами; тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок. Формировать эмоционально-радостных ощущений от активного участия в музицировании.

Средняя группа

Цели и задачи года:

формировать устойчивое ощущение равномерной метроритмической пульсации, ощущение музыки как временного процесса. Выделять акцент (сильную долю) и играть базовую партитуру (сильная доля на фоне пульса). Артикуляционно-телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков. Начальный этап отделения ритма от слова, игра простейших остинатных фигур (звучащие жесты) как аккомпанементов к музыке. Формировать интуитивные представления о связи музыки с жизнью через омузыкаленное слово и жест. Звукоподражания на инструментах. Тембр, темп, динамика как важнейшие средства выразительности, доступные детям данного возраста. Игры звуками как первая ступень к музыкальной импровизации. Свободные импровизации на инструментах как звукоподражания явлениям природы, импровизация движения как спонтанного отклика на звучащую музыку.

Старшая группа

Цели и задачи года: формировать устойчивый навык игры базовой партитуры в двухдольном и трехдольном размерах. Работа над более сложными ритмическими рисунками с использованием четвертных, восьмых и пауз; наложение ритмических рисунков на звучащую пульсацию. Телесно-двигательное и слуховое освоение трехдольности в музыке. Развивать ассоциативность мышления и фантазии как способы дальнейшего развития навыков озвучивания текстов более сложного содержания (поиск нужных средств выразительности). Разучивать, облегченные варианты танцев на музыку народов мира как средство обогащение слуховых впечатлений. Развивать навыки импровизационного движения как спонтанного отклика на звучащую музыку. Исполнять структурно оформленные сольные импровизации на шумовых на фоне звучащей музыки (рондо). Импровизировать ритмические последовательности из звучащих жестов в игре «эхо» (ребенок-ведущий).

Подготовительная группа.

Цели и задачи года:

всемерно поощрять желание детей включаться самостоятельно в любительское музицирование вне занятий. Развивать их способности к музицированию экспромтом, развивать навыки импровизации: импровизировать и исполнять ритмические остинато на основе трехдольных ритмических эталонов как аккомпанемент к песням и речевым пьесам (речь, инструменты, пение, движение); импровизировать цепочкой трехдольные ритмические мотивы на фоне музыки; придумывать речевые двухголосные пьесы, используя речевое остинато в качестве аккомпанемента. Исполнять ритмический канон (шумовые инструменты, звучащие жесты). Различать на слух размеры две и три четверти: тактировать их, двигаться импровизированно под музыку. Использовать знакомый материал в импровизациях. Импровизировать в пентатонике на ксилофонах дуэтом. Импровизировать в пентатонике остинатные аккомпанементы методом наложения (1-2 голоса). Разыгрывать сюжетные и игровые песни.

Критерии оценки:

• удалось создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников музицирования;

• дети были активны и раскрепощены, в их действиях отсутствовали страх и неуверенность, они не ощущали себя беспомощными;

• в занятие естественным образом оказались вплетены и собственные идеи детей; запланированное содержание занятия приобрело новое качество и обогатилось в результате совместной творческой работы;

• удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходилось прибегать к принуждению;

• удалось избежать откровенного манипулирования детьми и осуществить задуманное на основе взаимодействия с ними;

• занятие принесло воодушевляющее удовлетворение.

Список литературы:

1. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры со звуками: Учебно-методическое пособие. СПб. : ЛОИРО, 2003. – 100 с.

2. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001. – 94 с.

3. Тютюнникова Т. Э. ДОНОТКИНО. Часть 1. Учебное пособие. – М. : Пед. общ. России, 2005 – 64 с.

4. Тютюнникова Т. Э. ДОНОТКИНО. Часть 2. Учебное пособие. – М. : Пед. общ. России, 2005. – 96 с.

5. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Шумовой оркестр. Материалы семинара №1. – М., 2005 – 33 с.

6. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Речевые игры. Пение с орфовскими инструментами. Материалы семинара №1. – М., 2005 – 37 с.

7. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Программа. Материалы семинара №1. – М., 2005 – 24 с.

8. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Игры с инструментами. Материалы семинара №2. – М., 2003 – 24 с.

9. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Методика. «Открыть музыку в ребенке» Материалы семинара №2. – М., 2003 – 24 с.

10. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Систематическое планирование курса музицирования для дошкольников. Материалы семинара №2. – М., 2003 – 19 с.

11. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Фантазии, фантазии. Материалы семинара №3. – М., 2004 – 20 с.

12. Тютюнникова Т. Э. Потешные уроки. – М., 2004 – 60 с.

13. Тютюнникова Т. Э. Нескучные уроки. – М., 2004 – 64 с.

14. Тютюнникова Т. Э. Бамбара-Чуффара. – М., 2005 – 60 с.

15. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… - М., 2005 – 72 с.

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»
Опубликовано: 24 января 2020 в 23:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. День орнитолога

Автор многих романов про «агента 007» Ян Флеминг увлекался наблюдением за птицами и очень любил книгу орнитолога Джеймса Бонда. В итоге начинающий автор детективов дал своему персонажу имя уважаемого им...

19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

Проект сюжетно-ролевой игры «Больница»
а текущей неделе "Быть здоровыми хотим" мы с ребятами группы своей говорили о больницах, аптеках, о том, как мы туда сможем попасть. На протяжении всего...
Консультация «Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по...
Консультация для педагогов "Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по обновлению предметно-развивающей среды". Проблема...
Проект для подготовительной группы «Неделя игры и игрушек»
Проект для детей подготовительной группы на тему: «Неделя игры и игрушек» Цель: продолжать развивать игровую деятельность детей старшего дошкольного...