Папки-передвижки

Программно-целевой подход педагога-психолога по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Ильин Николай
Программно-целевой подход педагога-психолога по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Программно - целевой подход в деятельности педагога - психолога по организации психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации[/b]

Признание прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики, закрепленной законодательно на федеральном уровне.

Публикация «Программно-целевой подход педагога-психолога по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» размещена в разделах

Одной из важных проблем современного образования является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных организациях возникает потребность в современном программно - методическом обеспечении образования детей с ОВЗ.

Для развития инклюзивного дошкольного образования детей с ОВЗ важно выделить в каждой группе компенсирующей направленности спектр основных вариантов развития, чтобы обоснованно и дифференцированно ставить психолого - педагогические задачи, определять содержание образования, объем и характер коррекционной помощи, дифференцированно оценивать ожидаемые результаты, обоснованно выбирать вариант психолого - педагогического сопровождения по реализации особых образовательных потребностей дошкольников.

При этом я учитываю значительный диапазон различий в развитии детей дошкольного возраста со сходными ограничениями здоровья и дифференцирую содержание адаптированных образовательных программ по вариантам психического развития детей с ОВЗ. Целенаправленно осуществляю переход от принципа отработки отдельных, пусть даже важных, умений и навыков социализации, к принципу специальной организации жизни ребенка с ОВЗ в детском саду и семье, обеспечивающей накопление значимого опыта наблюдений, впечатлений, действий, благодаря чему только и может происходить продуктивное и максимально возможное для детей с ОВЗ развитие высших психических функций, полноценное формирование необходимых понятий, умений и навыков коммуникации.

Программно - целевой подход в проектирования вариантов психолого - педагогического сопровождения осуществляю в следующей последовательности «цели – пути – способы – средства». Сначала определяю цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаю пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге разрабатываю адаптированную образовательную программу, как для отдельной группы детей с ОВЗ, так и индивидуальную для конкретного ребенка. Особенностью данного подхода к планированию и реализации программ психолого – педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ является не просто прогнозирование желаемых результатов системы работы педагога - психолога, но и возможность отслеживать ситуацию развития ребенка, влиять на её, корректировать действия.

Программно - целевой подход включает аналитический, целевой, программный, плановый, организационный, контролирующий и регулирующий компоненты и ориентирован на поэтапные действия. Программно - целевой подход в инклюзивном образовании детей с ОВЗ осуществляю через реализацию адаптированной образовательной программы (далее Программы).

Формирование Программы я начинаю с комплексного изучения, оценки и выбора проблем в развитии ребенка с ОВЗ, для решения которых будут разрабатываться Программа, анализа и фиксации текущего состояния психических функций их потенциала, а также условий жизнедеятельности ребенка.

Затем в целевом разделе адаптированной образовательной программы актуализирую цели деятельности педагога - психолога. К ним в частности относятся цели:

- достижение определенных показателей развития ребенка с ОВЗ;

- ресурсные цели (предметно развивающая среда, информационно - методическое обеспечение, средства обучения и коррекции);

- цели эффективности работы с родителями;

- социальные цели (эффективное взаимодействие с городскими учреждениями социальной помощи, с учреждениями дополнительного образования по удовлетворение особых потребностей детей с ОВЗ);

- инновационные цели (эффективное использование современных образовательных технологий в коррекционной работе).

Целей не должно быть много, и все они должны быть актуальные, конкретные, реально достижимые за определенный период, измеримые или определяемые.

На основе сформулированных целей создаются вариантные адаптированные образовательные программы, в которых отражается содержание основных направлений коррекционной работы:

- диагностическое;

- коррекционно - развивающее;

- информационно - просветительское.

Программно - целевой подход предполагает систему целереализующих действий, мероприятий и установление ресурсов. Для этого в содержательном разделе Программ мною планируется содержание образовательной деятельности на основе следующих коррекционно - развивающих технологий:

- Т. П. Трясорукова Речедвигательный тренинг: коррекционно - развивающие занятия для детей дошкольного возраста;

- И. В. Ганичева Телесно - ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет);

- Е. А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии;

- Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»;

- Э. Шоплер Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0–6 лет): Сб. упр. для специалистов и родителей по программе TEACCH;

Е. А. Янушко Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.

Практический опыт убедил меня, что в ходе контрольного наблюдения за развитием ребенка достигнутые результаты необходимо соотносить с ведущей целью Программы. При их несоответствии стремлюсь выяснить причины, предпринимаю меры по коррекции Программы.

На каждой ступени применения программно - целевого подхода происходит увязка задач и приоритетных направлений их решения с имеющимися ресурсами. В свете современных требованиях к образовательным организациям такими источниками являются кадровые, материально - технические и информационно - методические ресурсы.

В связи с этим особое внимание уделяю повышению уровня профессионализма через самообразование по изучению передового опыта коррекционо – развивающей работы с детьми с ОВЗ, обучению на курсах повышения квалификации, участию в работе семинаров, конференций, вебинаров.

Использую в работе по реализации адаптированной образовательной программы современные средства коррекционной помощи: сенсорный центр психологической разгрузки, уголок воды и песка, мультимедийное оборудование.

Информационно методическое обеспечение деятельности

педагога психолога в целях компетентного и эффективного решения

поставленных целей, включает подбор методических средств, обеспечивающих психологическую деятельность, систематизацию

психологического инструментария, обновление библиотеки практического психолога (литература по детской и педагогической психологии, коррекционно - развивающая литература, методические рекомендации по организации психологической службы).

Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста может продуктивно развиваться только в условиях благополучного взаимодействия с близкими взрослыми, и коррекция нарушений развития может быть обеспечена только в контексте развивающего взаимодействия специалистов и семьи со своим ребенком, поэтому родители должны стать полноценным субъектом инклюзивного образования.

Требуется активно включать специалистов психолого - педагогической работы в продуктивное взаимодействие семьи со своим ребенком с учетом ограничений его здоровья и специфики психического развития. В связи с этим в Программе предусмотрен раздел «Характеристика взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников» где описаны принципы, на которых строится взаимодействие с родителями, конкретизированы темы психолого - педагогического просвещения родителей, представлены методы и организационные формы совместной деятельности.

В заключение можно отметить, что моя практическая деятельность по организации коррекционно – развивающей работы свидетельствует о том, что эффективность её в рамках реализации вариативных адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в значительной мере зависит от грамотного реалистического проектирования системы психолого - педагогического сопровождения на основе программно – целевого подхода.

Проблема использования программно – целевого подхода в инклюзивном образовании остается актуальной, так как тема формирования и реализация вариативных адаптированных образовательных программ недостаточно разработана, как в нормативном, так научно - методическом и технологическом аспектах.

Литература

1. О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. А. Карабанова Альманах института коррекционной педагогики №36 «Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты»

2. Голубков Е. В. Программно-целевой метод планирования : Учеб. пособие. - Москва : МИНХ, 1979. - 80 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программно-целевой подход педагога-психолога по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 12:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД