Папки-передвижки

Психологическая безопасность образовательной среды как необходимое условие успешной адаптации обучающихся

Юлия Князева
Психологическая безопасность образовательной среды как необходимое условие успешной адаптации обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время психологическая безопасность образовательной среды является необходимым условием образовательного процесса и показателем качества образования. Основная задача Образовательного учреждения – охрана жизни и укреплениепсихического и физического здоровья обучающихся. Деятельность образовательного учреждения состоит в создании безопасных и комфортных психологически условий для каждого ребенка.

Публикация «Психологическая безопасность образовательной среды как необходимое условие успешной адаптации обучающихся» размещена в разделах

По словам И. А. Баевой, психологически безопасной средойобразовательного учреждения можно называть среду, которая обеспечивает состояние психологического здоровья всех участников педагогического процесса и высокие показатели удовлетворенности учебным процессом, а так же защищенности от психологического насилия.

Психологически комфортной образовательной средой называется среда, указывающая на чувство радости, удовлетворения и удовольствия, которые испытывают дети, находящиеся в образовательном учреждении. Это условия, создаваемые в школе. при которых они чувствуют себя уверенно и спокойно, когда нет потребности в защите.

Понятие безопасности образовательной среды появилось в связи с необходимостью защиты детей от опасности в экстремальных ситуациях. Помимо физической опасности ребенок в жизни сталкивается с проблемамипсихологическими, с необходимостью противостоять стрессовым ситуациям, уметь реагировать и осуществлять действия в ситуациях риска, принимать важные решения в жизни. Для этого в образовательном учреждении необходимо, с одной стороны, создавать условия психологически комфортные для развития личности, а с другой –готовитьобучающихсяк ситуациям стрессовым, а может быть и экстремальным

Психологическая безопасность является важным и значимым фактором в период адаптации к новым условиям обучения. В новом образовательном учреждении, которое открылось не очень давно, мы провели изучение прихологической безопасности образовательной среды. Цельюявилось психологическое обеспечение образовательного процесса – повышение психологического благополучия обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса.

В период проведения диагностики происходил активный процесс адаптации учащихся к новой школе, к новым условиям обучения. Это требовало знакомства с общими нормами школьной жизни, адаптации к ученическому коллективу и педагогам. Эффективная, оптимальная адаптация – залог дальнейшего развития каждого ученика, предпосылка его активной деятельности и необходимое условие ее эффективности.

Отношение к учению в значительной степени определяется тем, какие потребности обучающихся удовлетворяются в учебной деятельности. Уровень удовлетворенности рассматривается как показатель эффективности учения, ориентированный на будущее. Текущая удовлетворенность повышает мотивацию учения в будущем. Неудовлетворенность учением способствует формированию эмоциональных барьеров, делающих учение очень трудным. Специфика учебной деятельности предполагает необходимость изучения всех существующих видов удовлетворенности. Качественно проведенный анализ позволяет выделить приоритетные задачи развития образовательного процесса и обеспечения психолого-педагогических условий по его совершенствованию.

Изучение особенностей удовлетворенности учебной деятельностью у обучающихся 7-ых и 8-ых классов школы проводилось посредством использования диагностических методик.

Цель:изучение эмоционально-оценочного отношения учащихся к учебной деятельности, ее отдельных характеристик; изучение качества социальных условий, в которых осуществляется обучение, воспитание и развитие учащихся; безопасность образовательной среды школы, изучение ценностных ориентаций и потребностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Объектом изучения явилась образовательная среда воценках участников учебно-воспитательного процесса. Время проведения исследования – февраль-март 2018 года.

В анкетировании приняли участие обучающиеся –ыхи 8–ых классов в количестве 180 человек.

Нами использовались следующие методики:

1. Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности Л. В. МищенкоЦель: удовлетворенность качеством образовательных услуг, исследование эмоционально-оценочного отношения обучающихся к учебной деятельности.

2. Цветовой тест отношенийА. М. Эткинда.

Цель: выявление эмоционального отношения школьников как к определенному лицу (например, учителю, так и к определенной ситуации, изучение безопасности образовательной среды.

3. Методика «Незаконченные предложения».

Цель: определение ценностных ориентаций и потребностей обучающихся в отношении школы.

Обучающиеся определяли безопасность образовательной среды по двум критериям : отношение к школе сейчас и отношение к школе в будущемВ нашем случае преобладает позитивно окрашенное эмоциональное состояние. Данный факт говорит о том, что для обучающихся (в основном количестве) образовательная среда является психологически безопасной и характеризуетсяличностным доверительным общением в школе, межличностным комфортом и безопасностью во взаимоотношениях. Это, несомненно, является важным условием повышения мотивации учения в будущем, сохранением психологического и физического здоровья обучающихся.

Учитывая ситуацию адаптационного периода, можно говорить об оптимальном уровне удовлетворенности учебной деятельностью учащимися,удовлетворенности качеством образовательных услуг, положительном эмоционально-оценочном отношении обучающихся учебной деятельности. Больше всего обучающиеся удовлетворены взаимоотношениями с педагогами, воспитательным процессом и учебной деятельностью, чуть меньше с одноклассниками. На это, вероятно влияет адаптационный период привыкания.

В сферу значимых потребностей обучающихся входят следующие :

1. Активная жизнь (больше общешкольных мероприятий, больше побед для школы в конкурсах, занятия на лыжах зимой) учителей, умеющих заинтересовать своим предметом

2. Наличие хороших взаимоотношений с учителями (чтобы учителя уважали детей, чтобы были в школе лучшие учителя. лучшая школа, чтобы в школу ходил мой ребенок, добрые учителя, учителей, умеющих заинтересовать своим предметом)

3. Познание (новые уроки, чтобы было познавательно, было много умных ребят, лучше закончить школу и многое узнать, больше бесплатных спортивных кружков)

4. Продуктивная жизнь (дальнейший прогресс для школы, развитие своих качеств, интересная система обучения)

5. Развитие – (выделение классов с математическим уклоном; проведение опытов и интересных рассказов; привлечение в учебный процесс ветеранов, служителей церкви;больше физкультуры, больше уроков, тренажерный зал, отличное образование, дисциплина и порядок; устраивать уборку каждую неделю, много кружков для саморазвития).

6. Творчество – (декорации; портреты интересных личностей; проведение уроков-кино; организовывать кружки, которые могут быть единственными на весь город, чтобы в школе было красиво, петь и танцевать).

По результатам проведенной диагностики мы сделали вывод:

1. Обучающиеся МБОУ СОШ показали в целом удовлетворенность учебной деятельностью, включая все параметры. Существуют учащиеся, относящиеся к дезадаптированным. Сними необходима совместная работа родителей, педагога и психолога.

2. Обучающиеся МБОУ СОШ определили образовательную среду школы, как психологически безопасную в настоящий момент и безопасно стабильную в будущем.

3. Ценностные ориентации и потребности, находящиеся в сфере значимости имеют характер развития.

Результаты проведенного исследования обсуждались на педагогическом совете школы. Все пожелания обучающихся приняты к сведению.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Мини-музей «Игры — забавы», как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая безопасность образовательной среды как необходимое условие успешной адаптации обучающихся
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 20:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая безопасность образовательной среды как необходимое условие успешной адаптации обучающихся» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Князева (УИ 377834) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД