Получи документы

Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста

Анна Дмитриева
Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста

В настоящее время по данным практикующих психологов и педагогов увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных страхам.

В дошкольном возрасте проявления страха – это подтверждение нормального, своевременного развития ребенка, но если страхи ярко выражены, то ребенку тяжело справиться с ними и страхи начинают «взрослеть» вместе с ребенком.

Публикация «Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Если у ребенка большее количество страхов, чем в норме, то у ребенка-дошкольника возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, из-бегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость.

Детские страхи, если к ним правильно относиться,понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи - эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

В большинстве случаев страхи возникают по вине родителей, поэтому необходимо предупредить возможность проявления страхов и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Одну из важных ролей в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования, почти у 50 % - 60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и школьного возраста.

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Причинами страха чаще всего выступают какой-то конкретный случай (собака укусила, застрял в лифте, внушённые страхи, детская фантазия, внутрисемейные конфликты, взаимоотношения со сверстниками, невроз.

Вопрос о причинах остается открытым и сегодня так:

З. Фрейд выделяет 2 источника:

1) автоматические (в ситуациях опасности);

2) продуцированные – события, которые способствуют неудачам.

Э. Фромм выделяет 4 ситуации, вызывающие страх и тревожность: подражание, травма, система наказаний, вина.

В отечественной психологии (Данилова, Гарбузов, Кришакова) причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания: гиперсоциализированное (сверхориентация на окружающих); непринятие матерью ребёнка; тревожно – мнительное воспитание; эгоцентрическое воспитание (ребенок – звезда).

И. Романц - российский психолог причины страха связывает с определенным возрастным периодом в жизни ребенка.

1. В период внутриутробного развития - плод реагирует на состояние беспокойства матери.

2. В первые месяцы – причины страха – это отсутствие контакта, яркий свет, резкие звуки.

3. В возрасте 1-4 года – ночные кошмары (волк, баба-яга).

4. В возрасте 4 –7 лет – страх смерти, страх войны, стихийного бедствия.

5. В возрасте 7 - 11 лет – социальные страхи, например, страх двойки.

6. 11 - 15 лет – повышенная тревожность по поводу изменения внешности, навязчивые страхи, например, страх не быть самым луч-шим, страх отвержения.

Задачи психолого – педагогическая коррекции страхов у детей.

• снижение тревожности;

• усиление самооценки ребёнка;

• актуализация чувства страха;

• повышение психического тонуса ребёнка;

• осуществление контроля над объектом страха;

• повышение уверенности в себе.

Выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

1 блок – развлекательные (контактные) – включает объединение детей, задания направленны на создание доброй и безопасной обстановки.

2 блок – коррекционно – направленные +обучающие – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе, обучение.

3 блок – развлекательные + обучающие +контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных.

Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

1 этап – диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

Диагностика: тест «Страхи в домиках», тест «Кактус», тест «Тревож-ности» (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен) для дошкольников, методика Ч. Спилбергера, проективные методики.

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей.

3 этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Основные направления в коррекции страхов у детей:

1. Повышение самооценки (упражнение "Похвалилки", "За что меня любит мама").

2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж).

3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ро-левые игры: страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолева-ющих трудности).

4. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

5. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

6. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая му-зыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

7. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

8. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

9. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

Публикации по теме:

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2020 в 13:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД