Получи документы

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды

Ларина Галина
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды

Любить детей — этого мало,

надо знать их, а этому надо учиться.

Проф. М. Н. Гернет

В последние годы в системе образования сложилась особая культура помощи ребенку и его поддержки в учебно-воспитательном процессе – это психолого-педагогическое сопровождение. Своеобразием системы сопровождения сегодня является потребность в поддержке ребенка в условиях модернизации процесса образования, изменений в его содержании и структуре. Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка – это определение и обеспечение социально-психологических условий для поддержания успешности обучения и психологического развития ребенка в процессе школьного взаимодействия [5].

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды» размещена в разделах

Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия [5].

Проблема адаптационного периода учащихся в школе, приобретает масштабное значение в кругу родителей, педагогов, психологов. В этой связи особое значение приобретает создание таких педагогических условий, которые позволили бы детям лучше адаптироваться к новой социальной и образовательной среде и успешно осуществлять учебную деятельность.

Феномен адаптация связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Адаптация рассматривается как особый момент, от которого в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.

С приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, и как пройдет период адаптации, привыкание, приспособление к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующих классах.

Школьная адаптация - особый и сложнейший период в жизни ребенка. Психика ребенка испытывает определенную нагрузку, т. к. резко изменяется образ жизни. Он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Увеличиваются и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителей и родителей. В связи с этим могут возникнуть определенные адаптационные затруднения, которые отрицательно сказываются на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся. Поступив в школу, ребенок становится школьником не сразу. Это становление происходит на всем протяжении обучения в начальной школе. Все дети сталкиваются с теми или иными сложностями, но трудности одних преходящие, проблемы других же настолько серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и трудно обучаемыми.

Такие дети из начальной школы переходят в подростковый возраст, нередко создавая основу для девиантного (отклоняющегося) поведения. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали). Создавая определенные объективные трудности, новая социальная ситуация требует от ребенка сложной психологической перестройки. Ребенку, жившему преимущественно эмоциями, спонтанными желаниями, игрой, приходится учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителей. На протяжении 4 уроков он должен концентрировать внимание на учебном материале, а это очень трудно для детей данного возраста.

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер и сформированность коммуникативных навыков. Неразвитость или незрелость любой из выше перечисленных сфер, может непосредственно привести к дезадаптации.

Учащиеся вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

• состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);

• резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);

• истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

Школьная дезадаптация - это образование у ребенка неадекватного отношения к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышение тревожности и т. д.

Дезадаптация может быть вызвана следующими причинами:

- Особенностями нового школьного режима (режимные трудности).

-Необходимостью установления взаимоотношений с новыми людьми, одноклассниками, учителями (коммуникативные трудности).

- Изменением положения ребенка в семье (семейная обстановка).

- Особенностями семейного воспитания.

- Содержанием учебного материала (не вызывающего достаточного интереса у детей).

Данные причины приводят к несформированиости навыков и приемов учебной деятельности, к снижению успеваемости, мотивации учения, негативному эмоциональному отношению к школе, высокой тревожности, низкой работоспособности, двигательной расторможенности, трудностям в общении с окружающими, невозможности контролировать и управлять своим поведением, вниманием. Учащиеся становятся недисциплинированными, невнимательными, безответственными, т. е. не могут приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей своего темперамента. Все это осложняет сам учебный процесс.

В переходный, адаптационный период вступают не только первоклассники, но и учащиеся 5-х и 10-х классов, при переходе на основную ступень обучения. Ведь эти дети оказываются в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется их место в системе социальных отношений: они впервые начинают заниматься общественно значимой деятельностью, получают новые права и обязанности, попадают в другую систему взаимоотношений с окружающими.

Показателями дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе являются: снижение успеваемости ученика; отсутствие интереса к учению, т. е. снижение мотивации, появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками, высокая тревожность, низкая работоспособность. Учащиеся становятся недисциплинированными, невнимательными, безответственными, не могут приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей своего темперамента. Все это осложняет сам учебный процесс.

Изменившиеся условия обучения предъявляют высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию. Высокая планка требований в основной школе, может угрожать эмоциональному благополучию учащихся, если не учитывать возрастные особенности младших школьников. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей. Однако не стоит забывать о кризисе переходного возраста (10-11-летний возраст). В этот период происходят изменения в психике ребенка. Усвоения новых знаний способствуют развитию теоретического мышления, вследствие чего происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. «память становится мыслящей, а восприятие думающим», замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают, раздражительны, капризны, их настроение часто меняется. К концу младшего школьного возраста у детей сформированы новообразования: произвольность, способность к самореализации.

К началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое значение, но продолжает оставаться основной деятельностью школьников, и влияет на содержание и степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер обучения и познавательной активности учащихся. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы. Поэтому само понятие «учение», выходит за рамки учебных программ, за пределы не только класса, но и школы (особенно в век компьютеризации) может осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Рубеж 4-5 классов, характеризуется значительным снижением интереса к учебе в школе, к самому процессу обучения,отрицательное отношение к школе; нежелание её посещать, выполнять какие-либо требования; конфликты с учителями и одноклассниками и т. д.). Но за снижением интереса к учебе лежат и другие причины, вызванные именно спецификой развития детей в этот период. У детей меняется взгляд на окружающий мир, они вырабатывают собственные взгляды, собственное мнение.

Переход в 5 класс, стимулирует процесс формирования отношения к учению, но далеко не все дети оказываются готовыми к нему.

Каждый переходный период характеризуется изменениями во внутренней позиции жизнедеятельности школьника, которые вызывают сильные эмоциональные переживания (как положительные, так и отрицательные, дискомфорт. Наибольшие изменения связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего с одноклассниками. В начале года класс проходит через стадию ориентации (знакомства). Даже если дети уже не первый год вместе в таком составе, все равно они меняются. За лето они повзрослели, выросли, поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка влияют складывающиеся отношения с одноклассниками, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется отношение к себе как члену общества. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми. Резко возрастает количество негативных самооценок, появляется потребность в необходимости положительной оценке себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов. Однако в этом возрасте эта потребность выражена сильнее. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учебы — все это может стать стимулом к развитию самовоспитания, а может негативно отразиться на самоуважении, стать препятствием на пути формирования личности.

«Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика актуальность и привлекательность.

5 класс - это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Учитель в начальной школе требовал одинаково успешного овладения всеми предметами. Он был заинтересован в успешном овладении детьми знаниями по всем основным школьным предметам в равной степени. Обычно он выделяет в классе сильных, средних и слабых учеников: сильные ученики хорошо усваивают по всем предметам, средние — средне по всем предметам, слабые - слабо, опять же по всем предметам.

Иная картина в средней школе. Каждый учитель преподает один предмет и представляет, какими качествами должен обладать ученик, чтобы успешно усвоить материал по данному предмету. Он видит специфику своего предмета и пытается сформировать у учеников специфические качества, необходимые для успешного овладения материалом по данному предмету. Учитель стремится определить, выделить способных к своему предмету детей и пробудить у них любовь к нему. Если раньше ученики делились на сильных, средних и слабых, то теперь ученик, сильный по одному предмету, оказывается часто слабее по другому предмету. Если ученик один, другой, третий раз за ответ по данному предмету получил одобрение учителя и прочитал уважение в глазах товарищей, то он задумывается, почему такого не бывает с ним на других уроках. Этот процесс самопознания происходит постепенно, часто неосознанно. В зависимости от характера самооценки способностей у ребенка складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка может быть либо стимулом, либо тормозом развития. Дети, не нашедшие подтверждения своим способностям к учению хотя бы по одному или нескольким учебным предметам, уже навсегда теряют интерес к школе и учению вообще.

Иными словами, в данный период ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верumь в свои возможности.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе из начальной школы в основную, является адаптация детей к новым учителям (сопровождаются конфликтами и недовольством учителей и учеников друг другом). Иногда появляются конфликтные ситуации с родителями. Родители, привыкшие получать информацию о своих детях от одного учителя, теперь получают от разных и могут сравнивать успехи в учебе, в поведении на разных уроках. Они сравнивают удачи и неудачи с теми, которые были ранее, и замечают изменения в худшую сторону. Объясняют недостаточной квалификацией, предвзятостью к детям и т. д. Это, естественно, отражается на отношениях между учителем и родителями, и характере отношения детей к школе, учебе, учителям и усложняют трудности переходного возраста.

Возникшая школьная дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые позже становятся не лучшими чертами характера ребенка.

Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимо помнить, что адаптационный период в школе предназначен для обеспечения доброжелательной атмосферы и возможности учителю и ученику принять друг друга в новой для них социальной ситуации. Необходимо проводить:

- работу с родителями (проведение родительских собраний по ознакомлению с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказать о первых трудностях и успехах детей, о возможной помощи, как детям, так и родителям со стороны учителей и психологов школы);

- работу с учителями (разработать программы адаптационного периода с учетом индивидуальных особенностей детей, обеспечение условий для проведения адаптационного периода — создание атмосферы доброжелательности; привлечение других специалистов, проведение психолого-педагогического совещания с целью осмысления результатов адаптационного периода);

- работу с детьми:

1 класс (познакомить детей друг с другом; создать доброжелательную атмосферу в классе; дать почувствовать детям, себя членами нового общества; настроить на сотрудничество - обучение навыкам сотрудничества; освоение правил, норм поведения в школе, приемы работы)

5 класс (познакомить детей друг с другом; разработка собственных правил - интеллектуальных, творческих, трудовых иих применение; сплочение коллектива; созданиепортрета настоящего школьника)

10 класс (знакомство детей; определение мотивации учения; полоролевые взаимоотношения; сотрудничество с целью достижения определенного результата)

С первых дней пребывания в школе необходимо создать для учащегося благоприятную атмосферу, так, как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети не боялись делать ошибки. Используя оценку для развития мотивационной сферы учащегося, нельзя допускать хронических неуспехов и неудач, чтобы не отбить интерес к учебе. Оценка должна использоваться таким образом, чтобы ребенок то выигрывал, то проигрывал. В случае проигрыша, то есть плохой оценки, необходимо подбодрить проигравшего, выразить уверенность, что следующий раз у него наверняка все получится, и вместе с ним проанализировать его ошибки. Это также поможет ему адекватно воспринимать оценку учителя.

В начальной школе закладываются основы дальнейшего благополучия школьника, а именно: умения учиться, отношение к учебе вообще и к школе в частности, общение со сверстниками. Поэтому отношение к детям, должно быть доброжелательным, дружелюбным, недопустимы порицания за неуспех. Большое внимание должно уделяться развитию у детей способности к самооценке своей работы. Самооценка позволяет спокойно относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослого.

В качестве основного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей в период адаптации выделяется личностно-ориентированный подход, который позволяет ребенку при помощи взрослых (учителей, родителей) успешно его пройти. Сейчас много внимания уделяется личностно-ориентированному подходу в школе.

Личностно-ориентированное обучение предполагает:

1. Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующих свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект - субъективных и субъект -объективных образовательных воздействий.

2. Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.

3. Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

4. Приоритет внутриличностного содержания образования, формирующего в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторией

Личностно-ориентированный подход к учебной деятельности, нацеленный на обеспечение комфортности ребенка, снижает риск дезадаптации, сокращает срок «врастания» в школьную бытность, настраивает внутренний мир ребенка на активную познавательную деятельность в будущем. Состояние комфорта несет в себе чувство удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к ее продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники - учителя и родители. Создание общего положительного эмоционального фона, сотрудничество между родителями и учителями, ребенком и родителями, учеником и учителем обеспечивает снижение уровня тревожности. Что позволяет сделать период адаптации недолгим, а его результат — высоким. Все это становится движущей силой поведения ученика и благоприятно влияет на учебную среду.

Эффективность работы с младшими подростками определяется, прежде всего, тем, насколько учитель может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся. В качестве основных условий можно назвать следующие моменты:

максимальная реализация в работе с учащимися возрастных возможностей и резервов развития;

развитие в учебном процессе индивидуальных особенностей (интересов, склонностей, способностей, самосознания, направленности, ценностных ориентации, жизненных планов и т. д.);

создание благоприятного для развития детей психологического климата.

Для обеспечения успешной адаптации школьников при переходе из начальной школы в основную школу грамотно построенное психолого-педагогическое сопровождение класса, позволит добиться динамики развития класса - как коллектива, формирования класса - как команды. Учитель должен помнить, для успешного педагогического руководства он должен обладать рядом качеств: общительностью, доброжелательностью, склонностью к сотрудничеству, тактичностью и т. д. Задача учителей, администрации школы, родителей, психологов совместно сделать адаптационный период спокойным, нормализованным. Создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, для активного взаимодействия с родителями, педагогами. Необходимо основываться на общепринятые социально-психологические закономерности :

1. каждый ребенок индивидуален, имеет неповторимое своеобразие психики, проходит свой, присущий только ему путь развития;

2. развитие ребенка происходит в непосредственном общении с окружающими людьми, которые помогают ему усвоить накопленный опыт и войти полноправным членом в социальную среду;

3. важнейшей задачей образования является передача детям знаний, умений, навыков с учетом всех особенностей детского возраста и каждой личности.

«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды» - это важнейшее направление работы школьных психологов. При этом без сотрудничества педагогов, психологов и родителей не обойтись. Мы должны следовать цели: «Изучи, пойми, помоги». В результате можно выдвинуть предположения, которые способствуют успешной адаптации :

1. наличие положительной мотивации к обучению в школе

2. диагностика уровня сформированности у детей учебных умений и навыков (ЗУН)

3. определение готовности учащихся к усвоению учебной деятельности

4. выявление наиболее типичных учебных затруднений

5. организация психолого-педагогического сопровождения детей в адаптационный период, формы и методы которого подбираются на основании результатов диагностирования с учетом индивидуальных особенностей

6. оказанием помощи учителями, психологами школы

Применяя в нашей работе подходы, по реализации успешности адаптации, повысив уровень мотивации к обучению, мы тем самым обеспечим положительный процесс протекания всей учебной деятельности.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М. : Просвещение, 2000. – 624 с.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

3. Дубровина М. В. Индивидуальные особенности школьников. – М., 1975 – 365 с.

4. Лусканова Н. Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. – //Школьный психолог, № 9, 2001 – 8-9 с.

5. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды. URL : https://nsportal.ru.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение социальной адаптации детей раннего возраста Устройство малыша в дошкольное образовательное учреждение – это процесс сложный и для самого ребёнка, и для его родителей. Для малыша это.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Психолого -педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Коршикова Елена Григорьевна г. Санкт.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ Тюрина Н. Н., Баркунова О. В. Шуйский.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выпускная квалификационная работа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников» ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРОФЕССИОНАЛ РЕСУРС» Оценка результатов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды
Опубликовано: 13 апреля 2018 в 05:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД