Получи документы

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе музыкального воспитания дошкольников

люция гаптулхаева
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе музыкального воспитания дошкольников

К началу дошкольного возраста ребенок приходит в детский сад уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они проявляются в его мимике, словах и движениях. Значительное, но не всегда доступно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка педагогом его поступков. У большинства детей положительные оценки педагога повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. Для понимания детских эмоций педагогу необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. Исходя из всего выше сказанного, я поставила себе задачу ознакомить педагогов дошкольного учреждения с теоретическими основами артпедагогики.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах

Музыкальные занятия, слушание сказок, знакомство с природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Если у преддошкольников мы можем наблюдать лишь зачатки моральных переживаний, то в дошкольном возрасте при надлежащих условиях воспитания они достигают высокой степени развития. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении каких-либо своих обязанностей и огорчения, если что-то не получается. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

Музыка может стать одним из наиболее ярких языков общения ребенка в раннем и дошкольном детстве. Она имеет свой, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний и отношений. В результате общения с музыкой, ребенку передаются ее чувства: радость, грусть, сожаление, тревога, нежность и т. д. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря этому развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка, по мнению Батчаевой Н. А., может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга – основы для нормального развития речи.

В последнее время многие авторы говорят об актуальности использования в учебно-воспитательном процессе элементов арттерапии. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библиотерапия; танец, движения – кинезатерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды.

Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является психоккорекционным направлением (в медицине и психологии, имеющие в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтические процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Положительный эффект в коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта: коррекция психоэмоционального состояния и лечебно-оздоровительная направленность пения. Коррекция эмоционального состояния ребенка средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение, так и групповой (хор) формах. Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме танцетерапии, коррекционной ритмике, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления – кинезитерапии. Формы движений, применяющихся в коррекции, могут быть разными. Танец – это особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Через пластику тела передаются определенные чувства и переживания. В качестве главного средства выражения различных состояний человека в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.

Коррекционная ритмика – это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Музыка регулирует движение и дает четкие представления между временем, пространством и движением. Именно эта широта проявлений ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Особенностью коррекционно-ритмической терапии является наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением, как лечебный фактор. Её действие будет более эффективным, если ритм, как организующий элемент музыки, положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика помогает развивать у ребенка внимание и память. Именно поэтому коррекционная ритмика очень широко используется в специальных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.

Одной из современных методик, относящихся к кинезитиропии, является психогимнастика (Чистякова М. И.). Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии : этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка. Психогимнастика по задачам и содержанию близка к программе рационально-эмоционального воспитания. Основная ее цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и в процессе занятий психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, учатся ими управлять.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психоккорекционным методикам, задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003. – 87 с.

2. Башаева Т. В. Развитие чувств у детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

3. Чистякова М. С. Психогимнастика / Под ред. Буянова М. И. – 2-е изд. – М. : Просвящение: Владос. – 1995. – 160 с.

4. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками : Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Вместе с детьми).

Публикации по теме:

Анкета для родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет нам выявить проблемы музыкального воспитания.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе музыкального воспитания дошкольников
Опубликовано: 12 марта 2020 в 12:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД