Приложение МААМ

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников

Людмила Ваганова
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Публикация в сборнике статей территориальной педагогической научно-практической конференции (г. Красноуфимск, Свердловская обл)

Ваганова Л. Л., воспитатель, ВКК

МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал

«Уфимский детский сад «Радуга», п. Уфимский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Публикация «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников» размещена в разделах

Аннотация. В данной статье описываются элементы здоровье сберегающих технологий в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста. Поставлены цели и задачи речевого развития в соответствии с ФГОС ДО, особенности и условия их реализации в современной педагогической деятельности.

Ключевые слова: качество образования, здоровьесберегающие технологии, сензитивный период, младший дошкольный возраст, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, массаж.

Одним из условий качества образования детей по ФГОС ДО и по профессиональному стандарту педагога является самообразование. В своей работе приоритетным направлением я выбрала применение элементов здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании имеет огромную ценность для здоровья детей, т. к. от рождения до семи лет идёт процесс становления всех функций и систем организма, закладываются основы физического, умственного, психического, нравственного, духовного здоровья человека, формируется фундамент будущего здоровья, человеческой жизни во всех её сферах.

Цель: применение элементов здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами использования элементов здоровьесберегающих технологий, оказывающих положительное воздействие на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность. Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи.

Часто данная проблема возникает уже с самого рождения, т. к. отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.

Возраст от 1 до 3 лет, который принято называть «ранним возрастом», в жизни детей имеет особое значение: обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее речевое развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни.

Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, речи, высокой умственной активности.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка.

Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи.

При планировании работы над развитием речи малышей я придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят:

- пальчиковые игры и упражнения,

- элементы су – джок терапии,

- дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Планируемый результат: Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит :

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

Пальчиковые игры и упражнения

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

1. Импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

2. Ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

В своей работе я использую следующие пальчиковые игры:

"Скворечник", "Тюлень", "Сороконожки", "Капуста", "Платочки", "Пирожки", "Гусь", "Огурцы" и т. д.

Элементы СУ-ДЖОК терапии

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе я применяю некоторые элементы су-джок терапии.

Использование су-джок шаров в комплекте с металлическими кольцами способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец и шаров:

1. Массаж су-жок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

1). Этот шарик непростой, - любуемся шариком на левой ладошке

Он колючий, вот какой - накрываем правой ладонью

Будем с шариком играть - катаем шарик горизонтально

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем - катаем шарик вертикально

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,- катаем шарик в центре ладошки

Сильней на шарик нажимаем.

2). В руку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

В руку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

«Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

«Дорожка»

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

"Я мячом круги катаю…", "На поляне, на лужайке", "Черепаха" и др.

Дыхательная гимнастика

Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Артикуляционная гимнастика

Главная цель артикуляционной гимнастики - дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

«Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.

«Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.

«Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.

«Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Таким образом, применение элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяют своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически, т. к. это оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

Литература и источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Екатеринбург, ИД "Астра", 2015г

2. А. И. Максаков, Г. А. Тумакова "Учите, играя". Игры и упражнения со звучащим словом. М., "Мозаика-Синтез", 2006 г.

3. Т. Ю. Бардышева. "Вышли пальчики гулять". Расскажи стихи руками. М., ИД "Карапуз", 2012 г.

4. В. Буйко. "Чудо-обучайка".Речевая моторика. Речевое дыхание. Дикция., Екатеринбург, "ЛИТУР", 2006 г.

5. В. Буйко. "Чудо-обучайка". Артикуляция. Екатеринбург, "ЛИТУР", 2008 г.

6. www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-netradicionoe-sredstvo-razvitija-rechi-su-dzhok-terapija-chudo-palchiki.html

7. nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/12/13/kartoteka-artikulyatsionnyh-uprazhneniya-dlya-raznyh-grupp-dou

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий «Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий. Цель Сохранять и укреплять здоровье детей, создавать положительный.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников
Опубликовано: 31 марта 2020 в 10:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ваганова (УИ 1366921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД