Папки-передвижки

Пути формирования изобразительной деятельности у младших дошкольников с ДЦП

Клавдия Бычкова
Пути формирования изобразительной деятельности у младших дошкольников с ДЦП

Сложность формирования изобразительной деятельности у дошкольников с детским церебральным параличом обусловлена несформированностью психологичсеского базиса и необходимого для этого внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Использование изобразительной деятельности как средства коррекции позволяет, с одной стороны, сформировать психологическую базу, необходимую для ее развития, а с другой – совершенствовать саму изобразительную деятельность. Формирование изобразительной деятельности у дошкольников с ДЦП станет эффективным только в результате целенаправленной коррекционно-развивающей работы, включающей развитие не только графических навыков и продуктивного воображения, но и психологического базиса изобразительной деятельности.

Публикация «Пути формирования изобразительной деятельности у младших дошкольников с ДЦП» размещена в разделах

Источниками диагностического инструментария служат научно-практические разработки И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, Н. Г. Салминой, А. В. Семенович.

Цель коррекционно-развивающей программы– коррекция недостатков развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ДЦП путем формирования необходимой для этого психологической базы и развития мелкой моторики. Программа реализуется поэтапно. На основном этапе необходимо запланировать следующие направления: развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия; формирование мыслительных операций анализа и синтеза, а также предметного рисунка, продуктивного воображения и совершенствования графомоторных навыков.

Формирование зрительного восприятия - основа становления образных форм познания в школьном возрасте. Зрительно-пространственная ориентировка, как один из основных видов ориентировочной деятельности, является фундаментом для решения многих практических задач.

В этом направлении в коррекционную программу вводятся следующие упражнения.

• Соотнесение предметов по размеру (длине, ширине); ранжирование предметов (от самого короткого до самого длинного).

• Нахождение на рисунке двух одинаковых предметов (по форме, размеру, узору).

• Соотнесение предметов с геометрической формой.

• Узнавание предмета по его тени.

• Узнавание перечеркнутых предметов и букв, изображений реальных предметов и их контуров.

Формирование зрительного слежения в различных направлениях (сверху вниз, слева направо, по часовой стрелке и против нее, "распутывание" клубочков (сначала с помощью пальца, затем только зрительным слежением);

задачи-лабиринты (простые и сложные).

• Узнавание наложенных друг на друга изображений (сначала узнают предметы по цветным контурам, затем по черным) от простого к сложному (от двух до пяти рисунков, от предметов к буквам.

• Узнавание незавершенных изображений.

• Нахождение ошибок в черно-белых рисунках и различий в двух похожих рисунках.

• Нахождение "спрятанных" в рисунках изображений предметов (выделение фигуры из "зашумленного" фона). Эти задания требуют умения переключаться с одного ряда элементов на другой, что очень важно при обучении письму, работе с любыми графическими изображениями.

• Нахождение в большом массиве символов заданной комбинации цифр, букв, геометрических фигур, предметов в их последовательности.

Формирование зрительно-моторной координации.

• Проведение прямых линий (вертикальных, горизонтальных) в направлении, указанном стрелкой, от простого к сложному (сначала по частому и редкому пунктиру, затем без пунктира с помощью зрительного слежения).

• Проведение линий внутри лабиринта, спиралеобразных линий, не отрывая руки, внутри дорожки, не выходя за ее границу.

• Обведение контуров сложных фигур в заданном направлении, не отрывая руки.

Эти упражнения направлены на зрительное прослеживание в схематическом рисунке и зрительно-моторные координации согласно принципу "глаз учит руку".

Формирование пространственного восприятия.

В психологической литературе подчеркивается тесная взаимосвязь восприятия пространства с познавательной деятельностью человека. Многие авторы отмечают особое место методик формирования восприятия пространства и навыков ориентировки в нем в системе перцептивного обучения.

Овладение навыками ориентации в пространстве и пространственных отношений между предметами невозможно без обучающей помощи взрослого. Ребенок в условиях нормального развития испытывает значительные трудности в пространственной ориентировке, а формирование пространственных представлений складывается у него значительно позднее других представлений и умений в силу отсутствия конкретного анализатора, ответственного за восприятие пространства. Именно поэтому для детей с ДЦП особенно актуально целенаправленное обучение пространственному восприятию, умению ориентироваться в пространстве, правильно употреблять в речи пространственные отношения, формировать навыки замещения и моделирования.

Коррекционно-развивающие упражнения этого блока программы вводятся с учетом последовательности усвоения знаний о пространстве в онтогенезе.

1. Ориентировка в схеме тела и в направлениях пространства.

2. Ориентировка в пространстве листа и отражение пространственных отношений между объектами с использованием знаковых систем.

3. Мысленное преобразование пространства с использованием знаковых систем.

Освоение телесной схемы позволяет ребенку в дальнейшем свободно оперировать абстрактными пространственными представлениями с опорой на речь (использование предлогов, логико-грамматических конструкций, символами-стрелками, математическими знаками, схемами. Несформированность представлений о сторонах тела приводит к нарушениям письма, ориентации в пространстве листа и в условных обозначениях.

Результаты диагностики показали, что не только дети с ДЦП путают левую и правую сторону и с большой долей неуверенности ориентируются в схеме своего тела. Именно поэтому в каждое занятие нужно включать разминки и игровые упражнения сначала на закрепление знания схемы своего тела, затем на умение ориентироваться в схеме тела другого ребенка и правильно показывать стороны его тела, затем на умение от зрительно-пространственного восприятия (карточки с изображением различных поз) переходить к правильному изображению этих поз.

• Анализ строения предметов. Задания этой группы направлены на формирование способности восстанавливать пространственную структуру целого предметного изображения и соотносить его элементы в пространстве.

Упражнения "Сложи разрезанную картинку!", "Раскрась необходимые детали!", "Сложи из геометрических фигур картинку по образцу!", "Заполни контур пирамидки кольцами нужной формы и размера!", "Найди и посчитай все геометрические фигуры, из которых состоит данный предмет!", "Дорисуй недостающие элементы!", "Найди нужную рамку – последовательность элементов из большого массива разных элементов", "Нарисуй человека!".

Мысленное преобразование пространства с использованием знаковых систем.

Если ребенок хорошо владеет внешними формами замещения и наглядного моделирования (с помощью чертежей, схем, условных обозначений, то он может перевести эти наглядные модели во внутренний план (план представлений, "увидеть" и представить то, о чем ему рассказывают, или представить желаемые результаты собственных действий.

А использование предметов-заместителей в изобразительной деятельности позволяет развивать внутренние формы замещения и наглядного моделирования. Однако если этот процесс оставить без руководства со стороны педагогов, то интеллектуальный потенциал ребенка будет раскрыт далеко не полностью.

• Задания на ориентировку в схематичном изображении пространства представлены упражнением "Поиск предмета в реальном пространстве с помощью плана".

Основная цель всех упражнений – научить выделять признаки предмета с учетом изменения его положения в пространстве.

Источники

1. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М., 2008.

2. Салмина Н. Г. Учимся думать: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. М., 2006.

3. Салмина Н. Г., Филимонова О. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. М., 2006.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском саду. М., 2002.

5. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. М., 2009.

6. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2005.

Публикации по теме:

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольниковФон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Фотоотчет о продуктивной деятельности младших дошкольников «Секретная улыбка» ко Дню улыбокФотоотчет о продуктивной деятельности младших дошкольников «Секретная улыбка» ко Дню улыбок В первую пятницу октября, отмечается Всемирный день улыбок. Как поётся в известной детской песенке от улыбки, и погода улучшается,.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности младших дошкольников ко Дню синички 12 ноябряФотоотчёт о продуктивной деятельности младших дошкольников ко Дню синички 12 ноября 12 ноября в России празднуется экологический праздник –Синичкин день или день охраны птиц России. Синичкиным днём назвали этот праздник,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУОрганизация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути формирования изобразительной деятельности у младших дошкольников с ДЦП
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 11:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД