Лучший педагог года

Рабочая программа по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования

Лилия Заббарова
Рабочая программа по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

В программе «Волшебные краски» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 5-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изобразительной деятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Публикация «Рабочая программа по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования» размещена в разделах

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а также родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Соответствие программы нормативным документам

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Волшебные краски» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Актуальность программы.

Актуальность программы «Волшебные краски» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

• Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155).

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

• Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий :

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Волшебные краски».

Программа разработана на основе :

- программы «Волшебные краски». Автор: Лыкова И. А. - ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Срок реализации программы 2 год (в объёме 128 часа) для детей 5-7 лет с учётом возрастных и индивидуальных особенности. В группе занимается не более 15 человек возраст 5-7 лет. Уровень реализации: дополнительное образование. Способ освоения содержания образования: репродуктивный. Согласно ФЗ 273 – ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2, п. 4).

Периодичность программа составлена с учетом занятий 2 раз в неделю (занятие длится 30 минут – 5 -7 летки) с октября по май месяц учебного года (всего 128 занятия).

Программа делится на два модуля обучения. Первый модуль -с октября по декабрь и второй модуль – с января по май.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы : развитие художественно – творческих способностей детей 6 – 7 лет.

Задачи:

Обучающие :

• Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности

• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

• Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;

• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

• Развивать мелкую моторику рук;

• Формировать интерес к художественному искусству;

Воспитательные:

• Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

• Воспитывать культуру поведения и общения;

• Воспитывать умение ребенка работать в группах;

• Заложить основы становления эстетически развитой личности;

• Воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.

1.3. Содержание программы

В ходе реализации программы «Волшебные краски» дети знакомятся со следующими техниками рисования :

«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

• монотипия пейзажная;

• монотипия предметная;

рисование свечой;

рисование по мокрой бумаге;

рисование путем разбрызгивание краски;

• оттиски штампов различных видов;

«точечный рисунок»;

• батик (узелковая техника);

• граттаж;

• кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);

рисование жесткой кистью (тычок);

рисование на полиэтиленовой пленке.

• пластилинография.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее и смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети 6-7лет.

Занятия проводятся 2 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут.

Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Формой подведения итогов реализации данной программы являются : участие в художественных конкурсах, тематических выставках.

Расписание занятий кружка «Волшебные краски» :

Содержание разделов программы

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его

окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Оттиск фруктами

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Ниткография

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Тычок жёсткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

Мыльные пузыри

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч. л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Рисование по мокрому

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение.

Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. /

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

1.4. Планируемые результаты

Прогнозируемый результат :

К концу года первого года обучения ребенок может :

различать способы нетрадиционного рисования;

самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);

самостоятельно передавать сюжетную композицию;

давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

В конце учебного года дети в изобразительной деятельности самостоятельно используют нетрадиционные материалы, инструменты;

ребенок овладевает нетрадиционной техникой печатания : пальчиками, ладошкой печатками из различных материалов с разной структурой, понимает изобразительно –выразительные возможности различных материалов.

ребенок овладевает нетрадиционными техниками рисования с использованием нетрадиционных средств изображения : рваная бумага, скатываемая бумага, ткань, нитки, тиснение.

ребенок овладевает нетрадиционной техникой тычка : пальчиком, палочкой, сухой жесткой кистью, осознает ритм, как изобразительно-выразительное средство.

К концу второго года обучения ребенок может :

различать и называть способы нетрадиционного рисования;

знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.

передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту

уметь применять полученные знания на практике;

знать основы цветоведения ;

развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.

ребенок овладевает нетрадиционными техниками с жидкой краской : раздувание краски, набрызг, кляксография.

ребенок овладевает нетрадиционными техниками с очень густой краской: расчесывание краски, витраж.

ребенок овладевает нетрадиционной техникой монотипии.

ребенок овладевает нетрадиционными техниками со смешением материалов: граттаж, фотокопия, проступающий рисунок.

Публикации по теме:

Коллективная работа старших дошкольников «Золотая осень» в нетрадиционной технике рисованияКоллективная работа старших дошкольников «Золотая осень» в нетрадиционной технике рисования "Золотая Осень» – замечательная пора для развития детского творчества. Красота осенней природы завораживает и вдохновляет: «Осень разноцветная.

Мастер-класс «Волшебный космос» в нетрадиционной технике рисования поролоном, ватными палочками, в технике «набрызг»Мастер-класс «Волшебный космос» в нетрадиционной технике рисования поролоном, ватными палочками, в технике «набрызг» Мастер-класс направлен на обучение учащихся умению работать в нетрадиционной технике рисования поролоном и ватными палочками + набрызг,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования
Опубликовано: 28 декабря 2022 в 21:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД