Татьяна Пархоменко
Рабочая программа дополнительного образования «Пальчики, здравствуйте»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Пальчики, здравствуйте!»
(развитие мелкой моторики младших дошкольников)
(2-3 года)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Пальчики, здравствуйте“» размещена в разделах
Наименование программы : Рабочая программа дополнительного образования, направленная на развитие мелкой моторики «Пальчики, здравствуйте!»
Заказчик программы : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19»
Исполнитель: Воспитатель Пархоменко Татьяна Васильевна
Целевая группа: Дети 2-3 лет
Приоритетная область: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи
Цель Программы : Развитие мелкой моторики рук дошкольников
Задачи программы :
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
• Содействовать нормализации речевой функции.
• Развить фантазию, воображение, речь, логическое мышление, ориентировку в пространстве, память, произвольное внимание, усидчивость, зрительное и слуховое восприятие.
• Формировать практические умения и навыки продуктивной деятельности.
• Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
• Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
• Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
• Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к сотрудничеству.
Срок реализации Программы : 1 год
Целевой раздел
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
«Рука - это своего рода внешний мозг»
Кант.
Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. С самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Известно, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются не только память и внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, пластиковые крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы активизируем мозговую деятельность, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность ребёнка и взрослого проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Настоящая рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;
• Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
• Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление от 28 сентября 2020 года № 28
Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.;
• Устав ДОУ;
• Образовательная программа ДОУ.
Цели и задачи программы
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
• Содействовать нормализации речевой функции.
• Развить фантазию, воображение, речь, логическое мышление, ориентировку в пространстве, память, произвольное внимание, усидчивость, зрительное и слуховое восприятие.
• Формировать практические умения и навыки продуктивной деятельности.
• Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
• Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
• Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к сотрудничеству.
Содержательный раздел
План работы на 2023/2024 учебный год
Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя с детьми в рамках работы по дополнительному образованию
на 2023-2024 учебный год
Сентябрь: Изучение научно-методической литературы по данной теме.
Октябрь:
• Д/и «Построй пирамидку» Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
• Пальчиковая гимнастика «Капуста» Упражнять в выполнении различных имитационных движений.
• Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленька» Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.
• Конструирование «Поезд» Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.
• Д/и «Оденем куклу на прогулку» Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.
Ноябрь:
• Д/и «Чудесный мешочек» Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.
• «Накорми Мишку фасолькой» Формировать умения действовать по указанию педагога -брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
• Д/и «Найди рыбку в бассейне» Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне» из крышек.
• Д/и «Ежик» Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.
• «Пальчиковая гимнастика «Семья» Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.
Декабрь:
• Подвижная игра «У медведя дом большой» Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.
• Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы» Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.
• Самомассаж «Ручки» Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.
• Игра «Я рисую на песке» Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком на песке.
• Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка» Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.
Январь:
• Д/и «Рисуем на крупе снежинки» Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Настольная игра «Мозаика» Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.
• Подвижная игра «Воробышки и собачка» Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.
• Игра «Веселый карандаш» Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.
• Конструирование из палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.
Февраль:
• Игра «Лепим снежки» Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток
• Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка» Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.
• Д/и «Массажный мячик для пальчиков» Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.
• Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков» Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.
Март :
• Самомассаж «Солим Капусту» Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.
• Конструирование из палочек «Лесенка для зайки» Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.
• Д/и «Кукла хочет спать» Упражнять в закреплении навыков раздевания.
• Пальчиковое рисование «Цветы для мамы» Развивать умения детей рисовать пальчиками, ладошкой.
• Пальчиковая гимнастика «Моя семья.» Формировать умения поочередно разгибать пальчики.
Апрель:
• Самомассаж «Колобок» Развивать умения имитировать скатывание колобков.
• «Одень юбочку на куклу Олечку» Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.
• Рисование «Дорисуй дождь» Развивать умения правильно держать карандаш.
• Игра «Где же, где же наши ручки?» Развивать умения подражать движениям взрослого.
• Игра «Спрячь в ладошке мышку» Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
• Упражнение «Обведи рыбку» Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.
Май:
• Упражнение «Фонарики» Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.
• Игра «Собери бусы из крышек» Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.
• Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь?» Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
• «Покормим поросенка» Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко
• Игра «Шарики - комарики» Упражнять в соединении большого
и указательного пальцев на обеих руках.
Список литературы
• Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
• Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
• Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
• Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
• Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
• Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
• Кольцова М. М «Развитие моторики»
• Елена Данилова «Пальчиковые игры»
• Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»