Маргарита Филина
Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки» для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
БДОУ г. Омска «Детский сад № 219 общеразвивающего вида»
Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки»
для детей младшей группы (3-4 года)
срок реализации: 1 год
Составитель: Филина Маргарита Владимировна
г. Омск 2021г.
Пояснительная записка
«Основная задача взрослых –
открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „В гостях у сказки“ для детей младшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Всем давно известно, что сказка – это волшебный и увлекательный мир, который очень интересен как детям, так и взрослым.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:
- Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2018 гг. ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (2015);
- Основная образовательная программа дошкольного образования БДОУ г. Омска «Детский сад №219 общеразвивающего вида».
Актуальность. Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скорректировать негативные качества характера. Творческая деятельность развивает эмоции детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию психических чувств: памяти, мышления, внимания, восприятия. В. А. Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Новизна. К использованию книжного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание произведения, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить необычные ситуации, соединять несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и рисование и лепка) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, новых открытий и знаний.
Отличительной особенностью программы кружка является то, что она предусматривает темы занятий, с помощью которых изучаются литературные произведения, осуществляется формирование интереса к книге, но и развиваются творческие способности, фантазия при выполнении рисунков, раскрасок, фигурок из пластилина. Происходит интеллектуальное развитие дошкольников в процессе чтения, рассказывания и обсуждения сказок.
Работа кружка организуется в младшей группе во второй половине дня, во внеурочное время. Срок реализации программы: 1 год. Количество и периодичность ОД: 2 ОД в неделю, 68 ОД в год. Количество детей: 10-12 человек (2 подгруппы). Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – младшая группа (3-4 года). Длительность одного периода ООД в младшей группе - 15 минут.
Цель программы: повысить интерес детей к работе с книгой, развивать познавательные и речевые умения, творческие способности.
Задачи программы:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, восприятия, творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы и приемы.
По источнику получения знаний:
- словесные (чтение, беседа, объяснение, вопросы);
- наглядные (иллюстрация, схема, образец, показ);
- практические (игра-драматизация; творческие работы).
Формы организации занятий:
- чтение сказок, фольклора;
- рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
- игры-драматизации к сказкам;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация): обследование образца, показ выполнения работы, продуктивная деятельность, анализ результата работы;
- двигательные упражнения (физкультминутки).
Принципы организации:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- учёт возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- игровая форма подачи материала;
- приобщение детей младшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Основные этапы реализации кружка:
Подготовительный:
- опрос родителей и детей, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Практический:
- чтение сказок, просмотр мультфильмов;
- игры-драматизации к сказкам;
- заучивание отрывков из сказок;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация).
Заключительный:
- оформление папки-передвижки «По дорогам сказок»;
- подведение итогов кружковой работы.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Учебно-тематический план в младшей группе
Сентябрь Тема Программные задачи
1неделя. Театр настольных игрушек по сказке «Курочка Ряба». Лепка яйца из пластилина. Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание.
2неделя. Фланелеграф по сказке «Репка»
Лепка или рисование (по желанию детей) по сказке. Продолжать знакомить детей со сказкой «Репка». Разучивать с детьми слова к сказке. Показать сказку для детей 1й младшей группы.
3неделя. «Петушок с семьей» К. Ушинский
рисование по сказке. Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке.
4неделя. «Петушок с семьей» К. Ушинский
Лепка по сказке.
Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать театр на палочках по сказке.
Октябрь Тема Программные задачи
1неделя. Мультфильм «Колобок».
Разучивание песенки колобка Продолжать знакомить детей со сказкой «Колобок». Разучивать с детьми слова к сказке.
2 неделя. Сказка «Колобок».
Лепка колобка из пластилина. Продолжать разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание. Украшение колобка: глаза, рот, нос.
3неделя. «Медвежонок Бурик» Т. Александрова
Работа с раскраской Познакомить детей со сказкой «Медвежонок Бурик». Раскрашивание медвежонка Бурика.
4неделя. «Медвежонок Бурик» Т. Александрова
Работа с раскраской Продолжать знакомить детей со сказкой «Медвежонок Бурик». Помочь детям запомнить и рассказать отрывок из сказки. Развивать связную речь.
Ноябрь Тема Программные задачи
1неделя. Мультфильм «Теремок».
Лепим «бревнышки» для теремка Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
2неделя. Конструирование теремка.
Работа с раскраской Учить складывать теремок из разных видов конструктора. Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику.
3неделя. «Рукавичка» Украинская сказка.
Работа с раскраской Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать театр настольных игрушек по сказке.
4неделя. «Рукавичка» Украинская сказка.
Работа с раскраской Формировать умение рассказывать сказку. Раскрашивание героя из сказки.
Декабрь Тема Программные задачи
1неделя. Сказка «Снегурушка и лиса»
Играем в сказку Продолжать знакомить детей со сказкой.
2неделя. Сказка «Снегурушка и лиса»
Работа с раскраской Продолжать прививать детям любовь к русским народным сказкам.
Раскрашивание иллюстрации к сказке.
3неделя. «Храбрый еж». Д. Хармс
Лепим ёжика Познакомить детей со сказкой «Храбрый еж». Воспитывать интерес к диким животным.
4неделя. «Храбрый еж». Д. Хармс
Играем в сказку Формировать умение рассказывать отрывок из сказки. Раскрашивание иллюстрации к сказке.
Январь Тема Программные задачи
1неделя. Сказка «Гуси-лебеди».
Играем в сказку Продолжать знакомить детей со сказкой.
2неделя. Фланелеграф по сказке «Гуси-лебеди».
Работа с раскраской Разучивать с детьми слова к сказке (отрывок, добиваться выразительности. Раскрашивание иллюстрации к сказке.
Февраль Тема Программные задачи
1неделя. Мультфильм «Заюшкина избушка»
Лепим лубяную избушку Продолжать знакомить детей со сказкой.
2неделя. Сказка «Заюшкина избушка»
Играем в сказку Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Игра-конструирование «Избушка для зайчика».
3неделя. «Лиса – нянька» Финская сказка (пер. Е. Сойни)
Работа с раскраской Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
4неделя. «Лиса – нянька» Финская сказка (пер. Е. Сойни)
Играем в сказку Закреплять у детей умение самостоятельно рассказывать сказку, правильно составлять предложения. Развивать связную речь, словарный запас.
Март Тема Программные задачи
1неделя. Сказка «У страха глаза велики» Продолжать знакомить детей со сказкой.
2неделя. Мультфильм «У страха глаза велики» Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
3неделя. «Маша и медведь».
Работа с раскраской Познакомить детей со сказкой.
4неделя. «Маша и медведь».
Играем в сказку Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Показать театр настольных игрушек по сказке.
Апрель Тема Программные задачи
1неделя. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки) С. Прокофьева
Работа с раскрасками Познакомить детей со сказкой. Раскрашивание мышонка восковыми мелками.
2неделя. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки) С. Прокофьева Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
3неделя. «Земляничка» Н. Павлова.
Играем в сказку Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
4неделя. «Земляничка» Н. Павлова.
Аппликация по сказке Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке. В технике обрывания цветной бумаги выполнить аппликацию «Земляничка».
Май Тема Программные задачи
1неделя. «Бычок – черный бочок, белые копытца».
Играем в сказку Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
2неделя. «Бычок – черный бочок, белые копытца».
Работа с раскраской Продолжать знакомить детей со сказкой. Раскрашивание иллюстрации к сказке.
3неделя. Литературная викторина. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях кружка.
4неделя. Подведение итогов кружковой работы за учебный год: папка-передвижка «По дорогам сказок» Подготовить отчет о работе кружка: оформить папку-передвижку «По дорогам сказок»
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.- 368 с.
2. Развитие речи в детском саду. В. В. Гербова, Младшая группа. / - М. : Мозаика-Синтез, 2016.- 80 с.
3. Большая книга пословиц, поговорок, потешек и загадок. - СПБ: Детство-Пресс,2003.
4. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Лучшая книга сказок /сост. А. С. Давыдов – М. : Эксмо-Пресс, 2004.
6. Праздники в детском саду. Игры, фокусы, забавы. М. А. Михайлова – М. : Академия-Пресс, 1999.
7. Кукольный театр - дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко – М. : Просвещение, 1982.
8. Развитие воображения у детей - метод. пособие /Л. Ю. Субботина– М. : Просвещение, 2005.
9. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам. /Л. Б. Фесюкова. - М. : Сфера, 2014.
10. Читаем по слогам. Маша и медведь. М. : «Фламинго», 2002; и другие русские народные сказки.
11. Обучающие мультфильмы.