Торокова Татьяна
Рабочая программа кружка для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ЧЫЛТЫЗАХ»
СОГЛАСОВАНО:
Старший воспитатель
ДОО МБУ «Детский сад Чылтызах»
___ Н. В. Ермак
«___» ___ 2023 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий ДОО МБУ
«Детский сад Чылтызах»
___ М. Г. Сагалакова
Приказ № ___ от «___» ___ 2023 г.
РАССМОТРЕНО:
На заседании педагогического совета
ДОО МБУ «Детский сад Чылтызах»
Протокол № ___ от «___» ___2023 г.
Публикация «Рабочая программа кружка для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Рабочая Программа кружка
«Озорные ладошки»
для детей 3 - 4 лет.
Группа «Ромашка»,
срок реализации программы 1 год
Воспитатель: Торокова Т. А.
2023 г.
Содержание программы
наименование страница
1. Целевой раздел 2
1.1. Пояснительная записка 2
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 4
1.2. Описание планируемых результатов освоения Программы 4
2. Содержательный раздел 5
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка 6
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 7
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы 8
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 9
3. Организационный раздел 10
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы 10
3.2 Описание Обеспеченности методическими материалами и средствами обучения 11
3.3 Распорядок 12
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Занятия с детьми продуктивными видами деятельности являются необходимой частью развивающего обучения.
Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник, на мой взгляд, работают на решение сразу нескольких развивающих задач:
• развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия,
• развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики,
• формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами,
• знакомство с новыми техниками и технологиями.
Новизна
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы
1Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Техники, применяемые в кружковой работе, доступны детям дошкольного возраста и при необходимости проходят адаптацию.
Задачи:
• Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
• учить рисовать с помощью поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки на ограниченной поверхности;
• учить делать отпечатки ладонью и доводить их до определённого образа;
• развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
• развивать мелкую моторику, речь и мышление;
• воспитывать отзывчивость и доброту;
• Развивать творчество, фантазию.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2. Личностно– ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной продуктивно – творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться.
3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
1.2. Описание планируемых результатов освоения Программы
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы дети познакомятся со следующими техниками:
• «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
• рисование жесткой кистью (тычок);
• рисование по мокрой бумаге;
• оттиски штампов различных видов;
• «точечный рисунок».
Формы проведения итогов реализации программы :
- выставки работ детей в детском саду;
-дни презентации детских работ родителям.
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Программа кружка разработана для детей 3 (и старше) лет, занятия проводятся 1 раз в неделю в вечерний отрезок времени. Длительность занятий не превышает 30 минут.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения- физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или совершенствование ранее изученных приемов.
Учебно-тематический план
Месяц Тема Цель
Сентябрь «Веселый горох» Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».
Учить детей набирать краску на палец.
«Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну» Вызвать у детей желание нарисовать рыбок ладошкой
«Мухоморчики - грибы» Использовать ватные палочки для нанесения горошинок на шляпку гриба
Октябрь «Осеннее дерево» Побуждать детей к самостоятельности. Показать детям прием изображения дерева, передавая его характерные особенности: длинный прямой ствол, ветви в виде длинных наклонных линий. Рисование ладошкой и пальчиками (листва).
«Листопад» Познакомить детей с художественной техникой печатания.
«Гусеница» Познакомить детей с художественной техникой печатания пробкой. Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу
«Грибная полянка» Познакомить детей с художественной техникой обрывной аппликации - наклеить лесную полянку из кусочков рваной и мятой бумаги.
«Божья коровка» Познакомить с техникой печатания картофелем. Показать приём получения отпечатка.
Ноябрь «Как белочка к зиме грибы сушила» Оттиск пробкой, печаткой из картофеля. Вызвать у детей эмоциональное отношение к обитателям леса. Продолжать формировать представления о том, что животные делают заготовки на зиму. Учить штамповать грибы.
«Птички клюют ягоды» Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками.
«Облака» Продолжать знакомить с техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску.
«Пушистый кот» Продолжать знакомить со способом рисования «тычок». Закрепить умение передавать образ кота, насыщать объект деталями, добиваться выразительного образа.
Декабрь «Выпал беленький снежок» Рисование пальчиками. Учить наносить мазки на бумагу контрастного цвета, обращать внимание на сочетание белого и синего цветов.
«Снежинка» Познакомить с новой техникой художественного творчества – аппликация манкой.
«Маленькой елочке холодно зимой» Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки). Учить рисовать елочку пальчиками.
«Я слепил снеговика» Закрепить технику — сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт.
«Дед Мороз» (коллективная работа) Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками на цветной бумаге
Январь «Деревья в сугробах» Печать поролоном. Учить рисовать сугробы лёгкими прикосновениями к бумаге. Упражнять в рисовании дерева.
«Мои рукавички» Упражнять детей в технике печатания. Учить дополнять рисунок, используя отпечатки пальчиков и штампики
«Наряды для наших кукол» Продолжать рисование пальчиками. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол.
«Пушистый зайка» Учить рисовать зайку, дорисовывая кистью к круглой голове удлинённое тело, изображая шерсть в технике «набивка» щетинистой кистью.
Февраль «Кот – Матроскин» Учить дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватной палочки, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию.
«Золотая рыбка» Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки.
«Самолёт» Учить изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись», для облаков – вату, клей пва.
«Кораблик для папы» Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение.
Март «Мимоза для мамы» Совершенствовать технику рисования пальцами.
Развивать чувство ритма и цвета.
Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.
«Цветы для мамы» Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.
«В гостях у жирафа» Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость
«Нарядные матрешки» Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.
Апрель «Солнышко» (коллективная работа) Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.
«Бусы для куклы» Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.
«Белые барашки» Познакомить детей с новой техникой художественного творчества «рисование ватой по бархатной бумаге».
«Весенняя веточка» Учить смешивать светло- зелёный цвет и изображать листочки к веточкам в технике «примакивание».
Май «Радуга» Учить рисовать радугу из цветных полосок.
«Вот такой у нас салют» Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для изображения салюта.
«Одуванчик» Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками
«Красивые цветы для пчелки» Продолжать рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно, так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и деятельности.
Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Формы работы Способы Методы Средства
Художественно – эстетическое развитие
Индивидуальная
Подгрупповая
Групповая
Совместная игра со сверстниками
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Самостоятельная деятельность Изготовление украшений для групповых помещений к праздникам, предметов для игры, сувениров
Рассматривание предметов, узоров в работах народных мастеров и произведениях, в произведениях книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи
Игра
Организация выставок работ
Праздники Чтение
Беседа
Показ
Диалог
Повторение
Рассматривание
Выполнение Предметы материальной культуры
Натуральные объекты растительного и животного мира
Реальные предметы
Игровые пособия
Макеты
Альбомы
Дидактический материал
ТСО
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
Определяется несколько принципов, на основе которых реализуется данное направление
педагогического воздействия и взаимодействия, а именно:
- содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в различных видах деятельности;
- создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения чувств и мыслей, помощь детям.
Для развития инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
2. Организационный раздел
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
Для кружковой работы необходимы следующие материалы:
1. Гуашь
2. Кисти мягкие и жесткие
3. Ватные палочки
4. Пробки
5. Картофель
6. Вата
7. Цветная бумага
8. Клей ПВА
9. Поролон
10. Бархатная бумага
11. Стаканчики для воды
12. Альбомные листы
13. Клеенки
14. Салфетки
3.2 Описание Обеспеченности методическими материалами и средствами обучения
Интернет ресурс
3.3 Распорядок
Занятия проводятся в 15.40, одной группой в количестве 24 человека.