Папки-передвижки

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности «Волшебная лаборатория» в средней группе

Елена Пустовалова
Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности «Волшебная лаборатория» в средней группе

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Золотой ключик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Волшебная лаборатория»

по экспериментальной

деятельности детей

средней группы (4-5лет)

на 2020 – 2021 учебный год

СОСТАВИЛ:

Пустовалова Е. А. воспитатель

г. Чехов - 2, 2020г.

Содержание

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности „Волшебная лаборатория“ в средней группе» размещена в разделах

1.2 Цели и задачи

1.3 Принципы организации образовательного процесса

1.4 Планируемые результаты освоения программы

II. Содержательный раздел

2.1 Форма организации кружковой деятельности

2.2. Календарно - тематическое планирование

III. Организационный раздел

3.1. Организация предметно – пространственной среды для реализации программы

3.2. Приборы и оборудование

Список литературы

1. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.

Актуальность программы заключается в том, что детское

экспериментирование как форма деятельности используется в практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

• Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.

• Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

• Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

• Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи

• Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).

Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

• Формировать интерес к поисковой деятельности.

Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

• Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

• Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

• Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

1.3. Принципы организации образовательного процесса

В основу программы положены принципы :

• Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;

• Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;

• Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;

• Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;

• Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;

• креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого- педагогических условий организаций учебного процесса:

• Материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;

• В ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;

• Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

• Материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;

• Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая предложенный материал.

1. 4 Планируемые результаты освоения программы

• умение проводить элементарные исследования и эксперименты с водой, с песком;

• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;

• расширение знаний об увеличительных приборах;

• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

• имеет представление о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;

• имеет представление о приспосабливании растений к условиям жизни;

• умение спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;

• умение выслушивать инструкции и запоминать их;

• формулировать выводы, делать небольшие заключения;

• знает правила личной безопасности на занятиях.

Содержательный раздел

2.1. Форма организации кружковой деятельности

Программа «Волшебная лаборатория» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста. Диагностика детей для выявления уровня развития исследовательской деятельности проводится ежегодно с 7 по 20 сентября и с 24 по 30 мая. (приложение 1)

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах по 10-11 человек в соответствии с СанПиНом - 20 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

Год обучения Количество занятий Кол-во детей в группе

В месяц В год

1 средняя группа 4 35 22 чел.

Направления работы

• Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

1. Метод наблюдения

• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

• за изменением и преобразованием объектов;

2. Игровой метод

3. Словесные методы

Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

• Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

• Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

• Художественное слово

• Загадки

• Напоминание о последовательности работы

• Совет

• Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

4. Информационно-коммуникативные технологии:

• Компьютер

• мультимедийный проектор

Формы работы с детьми :

• фронтальные;

групповые;

• индивидуальные.

Формы реализации программы :

• целевые экскурсии;

• тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

• чтение художественной литературы;

• конкурсы и викторины;

• сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями.

2.2. Календарно - тематическое планирование

Сентябрь

2 неделя Диагностика Узнать отношение детей к экспериментальной деятельности; узнать уровни сформированности экспериментальной деятельностью. 1

3 неделя Диагностика Уровень развития любознательности, познавательной активности; уровень представлений о предметах и объектах неживой природы 1

4 неделя Правила поведения в «Волшебной лаборатории» Развивать познавательную активность у детей; воспитывать умение соблюдать правила поведения в группе во время эксперимента 1

Итого за месяц 3

Октябрь

1 неделя Вводное.

Знакомство с лабораторией Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку. 1

2

неделя Вода.

Свойства воды Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес) 1

3 неделя Вода принимает форму

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. 1

4 неделя Вода для растений Понаблюдать движение жидкости по стеблю и листьям. 1

Итого за месяц 4

Ноябрь

1 неделя Какие предметы могут плавать

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. 1

2 неделя Что растворяется в воде Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. 1

3 неделя Воздух.

Поиск воздуха Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. 1

4 неделя Воздух работает

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.). 1

Итого за месяц 4

Декабрь

1 неделя Магниты. Волшебная рукавичка Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита. 1

2 неделя Испытание магнита

ознакомить детей с магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими 1

3 неделя Удивительные фокусы магнита Продолжать формировать представления детей о магните и его свойствах; 1

4 неделя Мы - фокусники Продолжать формировать представления детей о магните. 1

Итого за месяц 4

ЯНВАРЬ

2 неделя Лёд.

Замершая вода Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. 1

3 неделя Взаимодействие воды и снега

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 1

4 неделя Цветные льдинки Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре); познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); 1

Итого за месяц 4

ФЕВРАЛЬ

1 неделя Материалы

Бумажный вихрь Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная);формировать умение сравнивать характеристики и свойства бумаги. 1

2 неделя Ткань. Сминаем-разминаем Познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей. 1

3 неделя В мире стекла Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое);воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. 1

4 неделя Знакомство с пластмассой и резиной Учить узнавать вещи, изготовленные из резины и пластика, определять их качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). 1

Итого за месяц 4

МАРТ

1 неделя Лаборатория огородных наук.

В маленьком семени прячется растение. Познакомить со способами проращивания семян. 1

2 неделя Хитрые семена Познакомить со способами проращивания семян.

3 неделя Что нужно растениям для жизни? Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. 1

4 неделя Игровой лабиринт "В мире растений" Знакомство с разнообразием растений, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира; развитие творческих способностей детей.

1

Итого за месяц 4

АПРЕЛЬ

1 неделя «Свет повсюду» Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные -изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча) 1

2 неделя «Свет и тень» Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы 1

3 неделя Здравствуй,солнечный зайчик!

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

1

4 неделя Радуга-дуга Показать фокус, как можно увидеть радугу в комнате. 1

Итого за месяц 4

МАЙ

1 неделя Волшебное сито

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

1

2 неделя Свойства песка и глины

Закрепить представления детей о свойствах песка и глины, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

1

3 неделя Цветной песок

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

1

4 неделя Диагностика Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 4-5 лет; анализ деятельности за год 1

Итого за месяц 4

Итого за учебный год

Организационный раздел

3.1. Организация предметно – пространственной среды для реализации программы

В центре экспериментирования представлены материалы для наблюдений и экспериментирования : весы, микроскопы, лупы, емкости с сыпучим, жидким, твердыми веществами, мерными ложечками, сосудами для опытов, природные наполнители.

Дидактические игры: «Когда это бывает», «Из чего мы сделаны», «Береги живое», «В саду, в поле, в огороде», «Почемучки», «Парочки», «Тайны живой природы», «Где растет огурчик», «Что в моей корзинке», «Времена года», «В саду, на поле, в огороде», «Что где находится», «Кто и что (живое и неживое)» и др. энциклопедическая литература. Весь материл находится в доступном для детей месте.

3. 2. Приборы и оборудование:

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, щетки, губки, пищевые красители, песочные часы, ножницы, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. д.

2. Емкости: пластиковые пробирки; пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

5. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов

Список литературы:

1. Волшебный мир открытий : методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л. А. Маслова.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

5. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012 г.

6. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

7. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная страна мыльных пузырей»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная страна мыльных пузырей» Тема: «Волшебная страна мыльных пузырей» Цель: Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды:.

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности «Волшебная лаборатория» в средней группе
Опубликовано: 10 марта 2021 в 20:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД