Наталия Стивкина
Рабочая программа «Обучение рисованию, живописи, графике, скульптуре и народным промыслам»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
Публикация «Рабочая программа „Обучение рисованию, живописи, графике, скульптуре и народным промыслам“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы.
Программа «Разноцветные фантазии» имеет художественно-эстетическую направленность, так как реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
Дошкольный возраст является своеобразным фундаментом в общем развитии ребенка, в котором закладываются основы всестороннего, гармонического развития. А изобразительное искусство – особая детская активность и наиболее доступный вид познания мира детьми, благодаря которым они могут жить в единстве с природой, создавать - не нанося вреда, преумножать - не разрушая.
Новизна программы заключается в использовании традиционных и нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, направленных не только на формирование нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры, но и на интеллектуальное развитие, а также коммуникативные навыки обучающихся в процессе рисования.
Актуальность программы
Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие восприятия, образного мышления и мелкой моторики ребенка. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир информационных технологий давит на еще неокрепшую психику ребенка. В процессе рисования у обучающихся формируются художественно-творческие способности. В силу того, что во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественно-творческих способностей дошкольников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Педагогическая целесообразность
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции.
Содержательная часть программы
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей обучающихся, способного к творческому самовыражению посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Создать условия для пробуждения и реализации творческой активности;
Обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных, конструктивных видах творчества.
Формировать яркие, положительные эмоции в процессе творческого общения; чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;
Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
Обучить элементарным навыкам и умениям изобразительной деятельности:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);знать и использовать в работе основы цветоведения;
рисовать предмет с натуры и по представлению, изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Познакомить с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
Развивать мелкую моторику, творческую активность, художественный вкус.
Воспитывать культуру поведения
Отличительная особенность программы - заключается в совместном творчестве педагога с обучающимися. Педагог должен не столько передать определенную совокупность знаний, сколько помочь детям сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, педагог своими вопросами подводит обучающегося к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установления однозначных оценок «правильно» и «неправильно», эталонов и идеальных ответов. Обучающиеся могут обсуждать друг с другом разные варианты ответов, деятельности и оценивать их. Для достижения цели программы активно используются нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью; тычок мятой бумагой; оттиск поролоном; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошек; волшебные веревочки; кляксография; монотопия; печать по трафарету и др.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии.
Принципы построения программы:
1. Личностно-ориентированный подхода к каждому ребёнку;
2. Интеграция разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной деятельности;
3. Обогащение сенсорно-чувственного опыта;
4. Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность, сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
5. Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;
6. Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения
Программа включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 20 минут
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства, произойдет развитие интереса к свободной творческой деятельности, детской фантазии, воображения. Воспитанник приобретет умения и навыки рисования нетрадиционными способами и средствами.
К концу обучения по программе дети должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому);
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
- рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
-владеть нетрадиционными способами и средствами рисования
-использовать тестопластику в скульптуре.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
-дымковскую, филимоновскую, гжельскую, хохломскую росписи.
2. Методическая часть программы
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование на каждый месяц. Темы внутри каждого блока переставлены, педагог сам определяет порядок их прохождения.
Основные блоки программы:
1.1 «Необыкновенное рисование»
Знакомить детей с нетрадиционными приёмами и техниками работы на бумаге (граттаж, солью, жидким тестом, печатками) Развивать способности, цветовосприятие.
1.2 «Волшебные картинки»
Продолжать знакомить детей с оригинальными способами рисования (оттиск, тычок, нитки, пластилинография). Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование с художественными материалами (наждачная бумага, перламутровые, масляные карандаши, угольки). Формировать творческое мышление, образное восприятие.
1.3 «Сказки Лесовичка»-(экопластика)
Деликатно и ненавязчиво учить детей всматриваться в окружающий мир, любоваться им, чувствовать особенности природного материала во всём его богатстве (форма, цвет, фактура). Воспитывать тонкое восприятие и наблюдательность («глаз художника»). Учить видеть интересный образ, создавать задуманный. Учить работать с природным и бросовым материалом. Знакомить с важнейшим принципом: «Не навреди!»
1.4 «Бабушкин сундучок» (народное прикладное творчество)
Знакомить детей с народно-прикладным творчеством. Научить выделять элементы дымковской, хохломской, городецкой, гжель. Владеть элементами росписей.
1.5 «Бумажные выкрутасы» (бумагопластика)
Осваивать техники работы с разнофактурной бумагой, фольгой, способы наклеивания. Развивать у детей способности к созданию декоративных композиций. Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем. Воспитывать терпение, аккуратность, осторожность. Формировать художественный вкус.
1.6 «Мозаика»
Знакомить детей с техниками мозаичного изображения, лоскутной техникой. Совершенствовать умения в аппликации из ткани. Знакомить детей разнофактурной тканью, её свойствами. Развивать художественный вкус при подборе расцветок, их сочетание в узоре. Обратить внимание на многообразие и декоративность материала. Учить создавать декоративные панно, композиции с использованием бытового материала (пуговицы, бусины, тесьма, кружево, пряжа). Формировать чувство симметрии, формы. Учить создавать узор, картинку из однородных или различных по материалу частей. Стимулировать воображение, фантазию, творческий подход. Развивать мелкие тактильные мышцы. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей.
1.7 «Тили-тили-тесто» (тестопластика)
Совершенствовать технику лепки из солёного теста- натурального и окрашенного (свободно сочетать разные способы и приёмы). Воспитывать интерес к декоративно-оформительской деятельности, экспериментированию с формой. Разнообразить приёмы декоративного оформления. Учить пользоваться инструментами (скалка, формочки, печатки). Развивать глазомер, чувство формы, пропорции, художественный вкус.
1.8 «Разноцветные фантазии» (смешанные техники)
Показать варианты сочетания художественных материалов по цвету, фактуре. Знакомить с техникой коллажирования, витража, творческого конструирования.
Дать понятие о дизайн-творчестве. Развивать творческие способности, эстетический вкус.
Структура ООД:
- Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве, позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину, без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи-Акварелька, Вредина, Клякса,
которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего
труда
Режим ООД
Всего : 32 занятия в год
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов
и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги, ткани.
- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Инструментов для художественного творчества.
К концу года умения детей во всех видах изобразительной и декоративной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, поделок является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Блочно-тематический план
№ п/п тема Программное содержание
октябрь
1 «Тили-тили-тесто»
Овощные заготовки (тестопластика) Познакомить детей с тестопластикой, получением цветного солёного теста и вылепливать из него овощи.
2 «Сказки Лесовичка»
Лоскутная сказка «Теремок»
(экопластика) Познакомить с понятием экопластики. Научить выполнять аппликацию из засушенных листьев по сказке «Теремок»
3 «Сказки Лесовичка»
«Зверушки»(поделки из природного материала) Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
4 «Волшебные картинки»
«Пластилиновая тарелка» (пластилинография) • Знакомство с пластилиновой живописью. Учить украшать пластилиновым рисунком (пейзаж, натюрморт, декоративный рисунок) одноразовую бумажную тарелку.
• Развивать мелкую моторику, воображение.
• Воспитывать интерес к работе дизайнера.
ноябрь
5 «Тили-тили-тесто»
«Рамка для фото» • Знакомство с тестопластикой. Учить лепить из соленого теста при помощи формочек для печенья.
• Развивать мелкую моторику, воображение.
• Воспитывать интерес и желание заниматься тестопластикой.
6 «Сказки Лесовичка»
«Цветная изолента» • Знакомство с аппликацией из изоленты. Учить выполнять аппликацию из цветных полосок изоленты, разрезать их.
• Развивать мелкую моторику, воображение, глазомер.
• Воспитывать интерес к искусству.
7 «Бумажные выкрутасы»
«Овечка» Объемная фигурка и бумаги
Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
8 «Разноцветные фантазии»
«Денежное дерево» (коллаж)
• Учить рисовать дерево и наклеивать монеты в виде листьев.
• Развивать мелкую моторику, воображение.
• Воспитывать интерес к сказкам.
декабрь
9 «Необыкновенное
рисование»
Зима, снег. (печатки) Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снег с помощью печатания или рисования пальцами.
10 «Волшебные картинки»
Новогодняя ёлочка (оттиск) Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить рисовать ёлочку более пушистую.
11 «Волшебные картинки»
Зима Познакомить детей с зимними явлениями, расширять знания о зиме. Упражнять в рисовании зимы разными способами: тычком, нитками. Развивать моторику рук, интерес к изодеятельности.
12 «Бабушкин сундучок»
Узоры на окне: основы декоративной росписи
Дать представления о различных народных промыслах (Дымковские игрушки, хохлома, Городец). Понятия: «орнамент», «ритм», «симметрия», «композиция». Основные правила композиции: объединение по однородным признакам, соблюдение закона ограничения.
январь
13 «Бабушкин сундучок»
Теплая шаль для бабушки Научить расписывать ткань, наклеенную на картон, различными видами росписи: гжель, хохлома, городецкой, дымковской росписями
14 «Тили-тили-тесто»
Свистулька (тестопластика) Научить лепить свистульку из цветного солёного теста. Развивать глазомер, творческие фантазии.
15 «Разноцветные фантазии»
«Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы».
Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка.
16 «Необыкновенное
рисование»
«Дед Мороз». (рисование солью)
Осуществлять социально-эмоциональное развитие детей путём введения в ситуацию, в разрешении которой они принимают непосредственное участие, развивать эмоциональную отзывчивость детей, готовность к взаимопомощи с использованием накопленного личного опыта. Познакомить с новым приёмом оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Закрепить навыки рисования гуашью. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.
февраль
17 «Сказки Лесовичка»
«Морозный узор». Фототипия – рисование свечой. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Способствовать развитию зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Способствовать развитию воображения, творчества.
18 «Мозайка»
«Бабочка» Мозаичная аппликация из бросового материала
Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.
19 «Бумажные выкрутасы»
«Валентинки» Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.
20 «Мозайка»
«Берёзка».Батик. формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке. Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Продолжать развивать детское изобразительное творчество.
март
21 «Необыкновенное
рисование»
«Чудесная выпечка» • Знакомство с техникой рисования жидким тестом. Учить украшать силуэт торта жидким тестом, выдавливая его.
• Развивать мелкую моторику, воображение, внимание.
• Воспитывать интерес к искусству.
22 «Бабушкин сундучок»
Поднос для мамы • Знакомство с хохломской росписью. Роспись подноса пластилинографией для мамы элементами хохломской росписи.
23 «Тили-тили-тесто»
«Гжельская сказка»
Формировать потребность в прекрасном; воспитывать чувство гордости за талант своего народа; уважение к мастерам и желание создавать своими руками чайную посуду из соленого теста
24 «Бабушкин сундучок»
«Гжельская сказка» (прикладное творчество) Познакомить с детей с росписью гжель. Расписать посуду, изготовленную из солёного теста.
апрель
25 «Необыкновенное
рисование»
Звёздное небо. Закрепить умение процарапывать рисунок, развивать творчество, воображение.
(техника граттаж)
26 «Волшебные картинки»
Ракеты в космосе Продолжать смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки.
27 «Мозайка»
«Золотая рыбка» Учить детей аппликации при помощи круп (горох) в мозаичной технике, учить рисовать ватной палочкой.
28 «Бумажные выкрутасы»
Розы. Учить скатывать розочки из салфеток, развивать мелкую мускулатуру рук.
май
29 «Бумажные выкрутасы»
«Вазочка» Поделка из папье-маше
Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (баночка.)
Разукрашивание готового изделия
Учить аккуратно, раскрашивать подсохшее изделие гуашью.
30 «Разноцветные фантазии»
На весеннем лугу (коллективная работа, коллаж) Использование различных техник рисования для изображения цветов и бабочек на весеннем лугу (пластилинография, бумагопластика, экопластика и др.)
31 «Разноцветные фантазии»
На весеннем лугу (коллективная работа, коллаж) Использование различных техник рисования для изображения цветов и бабочек на весеннем лугу (пластилинография, бумагопластика, экопластика и др.)
32 «Мозайка»
Декоративное панно Учить создавать декоративные панно, композиции с использованием бытового материала (пуговицы, бусины, тесьма, кружево, пряжа). Формировать чувство симметрии, формы. Учить создавать узор, картинку из однородных или различных по материалу частей. Стимулировать воображение, фантазию, творческий подход. Развивать мелкие тактильные мышцы. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей.