НАДЕЖДА ВЫШЕГОРОДЦЕВА
Рабочая программа по ФЭМП в пришкольной группе 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ФЭМП у дошкольников____
(указать предмет, курс, модуль)
Степень обучения (группа)___младшая 3-5 лет___
(дошкольное, начальное общее, основное общее)
Количество часов ___33-34 ____ Уровень базовый_____
(базовый, профильный)
Воспитатель Вышегородцева Надежда Антоновна___
Программа разработана на основе примерной программы Т. С. Комаровой,___
Публикация «Рабочая программа по ФЭМП в пришкольной группе 3–5 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
М. А. Васильевай, Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»_Мозаика –синтез, 2014 г___ Положения о рабочей программе МБОУ «Комсомольская СОШ», Образовательной___ программы МБОУ «Комсомольская СОШ»___
Пояснительная записка
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений.
Программа образовательной области «Познание» ФЭМП разработана в соответствии с -основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 год издания)
-положением о рабочей программе МБОУ «Комсомольская СОШ»,
- учебником В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий»
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в дошкольных группах.
По программе на занятия по ФЭМП отводится 1 час в неделю. Это 33-34 занятия в год.
Диагностика уровней освоения программы проводится два раза в год: в начале и конце года. Диагностика проводится с помощью дидактических игр, дидактических упражнений, бесед, наблюдений за ребенком, предметного рисования, упражнений, моделирования и выполнения заданий. Степень освоения ребенком образовательной программы оценивается по специальной шкале:
3 балла – показатель проявляется ярко, это достижение ребенка;
2 балла – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво;
1 балл – показатель почти не проявляется.
Цель программы: Формирование элементарных математических представлений (первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
Развитие элементарных математических способностей и познавательных интересов детей.
Задачи по темам:
Количество. (17 занятий)
• Развивать умение видеть общий признак предметов группах (все мячи - круглые, эти - все красные, эти - все большие и т. д.).
• Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
• Учить различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
• Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
• Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».
• Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина. (5 занятий)
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения;
• Обозначать результат сравнения словами (длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. (7 занятий)
• Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником.
• Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. (3 занятия)
• Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади (позади, справа - слева.
• Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. (2 занятия)
• Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.
Планируемые результаты освоения программы:
Формирование элементарных математических представлений. (ФЭМП)
• Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.).
• Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
• Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов;
• Понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
• Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и другую форму.
• Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
• Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
Содержание программы:
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет
Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих—меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» пли: «Елочек больше (3, а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало гоже 2, Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2).
Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предмете в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длинне. ширине, высоте, а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, лире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по :.шне, ширине, высоте, толщине.
Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).
Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Форма
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрата, треугольнике, а также шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.
Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве
Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени
Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь).
Календарно-тематическое планирование занятий в младшей дошкольной группе 3-5 года
№
п/п Тема занятия Кол –во часов 1 занятие 15 минут-20 минут.
1. Сравнение предметов по размеру – большой, маленький.
2. Большие и маленькие красные шары и зеленые кубы (кубики).
3. Закрепление умения называть шар (шарик, куб (кубик).
4. Много, мало, один.
5. Много, один, ни одного.
6. Один, много, ни одного, «сколько?». Круг.
7. Один, много, ни одного. Большой и маленький круг.
8. Длинный – короткий, длиннее – короче.
9. «Сколько?» - один, много. Длинный – короткий, длиннее – короче.
10. Круг и квадрат.
11. Круг и квадрат. Один, много.
12. Длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковый по длине.
13. Круг и квадрат. Один, много. Длинный – короткий, длиннее – короче.
14. Сравнение предметов «по многу», «поровну». Правая и левая рука.
15. По многу, поровну, столько – сколько. Длинный – короткий, длиннее – короче.
16. По многу, поровну, столько – сколько. Длинный – короткий, длиннее – короче.
17. Широкий – узкий, шире – уже. Столько – сколько.
18. Широкий – узкий, шире – уже. Столько – сколько. Круг и квадрат.
19. Треугольник. По многу, поровну, столько – сколько.
20. Круг, квадрат и треугольник. Ориентация в пространстве – вверху – внизу.
21. Высокий – низкий, выше – ниже. Круг, квадрат и треугольник.
22. Больше – меньше, столько – сколько, выше – ниже.
23. Больше – меньше, столько – сколько, поровну. Круг, квадрат и треугольник.
24. Сравнение предметов больше – меньше, столько – сколько, поровну; по длине (закрепление).
25. День – ночь. Части суток.
26. Сравнение предметов по длине. Много – мало. Круг, квадрат и треугольник (закрепление).
27. Утро, вечер, день, ночь. Круг, квадрат и треугольник.
28. Ориентировка в пространстве – впереди – сзади, слева – справа. Большой – маленький.
29. Один – много. Впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.
30. Много – один. Части суток (закрепление).
31. Сравнение двух групп предметов (равное – неравное количество).
32. Больше – меньше, столько – сколько. Большой, маленький. Расположение предметов – на, под, в, за, над и т. д.
33. Круг, квадрат, треугольник, шар, куб (закрепление).
34. Большой, маленький. Расположение предметов – на, под, в, за, над и т. д.