Папки-передвижки

Рабочая программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Логическая азбука»

Ольга Шипилова
Рабочая программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Логическая азбука»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Краснощёковский детский сад «Малыш»

Рабочая программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

«Логическая азбука»

Автор-составитель воспитатель:

Шипилова Ольга Геннадьевна

с. Краснощёково

2018 г.

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста „Логическая азбука“» размещена в разделах

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л. С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому.

Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника – принятие позиции школьника, овладение умениями учиться.

Ребенок, приходя в школу, этих качеств не имеет. В благоприятных условиях он приобретает их в самом ходе школьного обучения.

Шестилетним детям характерно:

• преобладание игры как основного, ведущего вида деятельности;

• образный характер познавательных процессов;

• практическое отношение ребенка к поставленным задачам (старается достичь конечного результата, а не понять его суть, для чего делается);

В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Остановимся на этом подробнее. Особое внимание при обучении детей уделяется развитию произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок может находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.

Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.

Отличительной особенностью программы является организация образовательной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетными среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Анализ - это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.

Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.

Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.

Основные цели программы:

Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

Задачи программы:

1. Развитие умственных способностей детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

2. Развитие умения составлять группу из отдельных предметов, разделяя их по характерным признакам и назначению.

3. Развитие умения классифицировать предметы по различным основаниям.

4. Учить детей сравнивать предметы и образы.

5. Развитие умения соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

6. Побуждать детей делать самостоятельные выводы.

7. Учить детей развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения.

8. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Возрастной и количественный состав группы.

Данная программа рассчитана для реализации с детьми 6-7 лет.

Содержание программы реализуется в целостном воспитательно-образовательном процессе: специально организованной образовательной деятельности (во второй половине дня).

Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 36 учебных часов. В детском саду оптимально проводить подгрупповые занятия по 8-10 детей, 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия – 35 минут. Занятия проводятся в помещении группы.

Содержание программы.

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которую будем развивать на занятии):

Анализ-синтез. Цель – развивать у детей умение делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка-котенок, собака-? (щенок). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий-тяжелый, холодный-горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

Сравнение. Цель - развивать у детей умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т. д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

Ограничение. Цель - развивать у детей умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвертого лишнего.

Обобщение. Цель - развивать у детей умение мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т. п.

Систематизация. Цель - развивать у детей умение выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить составлять рассказ по картинке, пересказывать.

Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Классификация. Цель - развивать у детей умение распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Умозаключения. Цель - развивать у детей умение при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно). Решение логических задач.

Основные формы работы.

• подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.

• Игры;

• Упражнения;

• Самостоятельная деятельность детей;

• Игра-путешествие;

• Рассматривание

• Чтение художественной литературы.

• Интеллектуальные викторины…

Структура занятия.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий:

• Разминка.

• Основное содержание занятия – изучение нового материала.

• Динамическая пауза.

• Закрепление нового материала.

• Развивающая игра.

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.

Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Планируемые результаты освоения детьми программы.

1. Ребенок владеет основными логическими операциями.

2. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

3. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

4. Расширяется словарный запас, может при помощи суждений делать умозаключения.

5. Развиваются психические процессы: внимания, памяти, логического мышления.

6. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

7. Развиваются индивидуальные способности ребенка.

8. Способен доказывать свою точку зрения.

Календарно-тематическое планирование

(подготовительная группа)

Раздел, тема занятия, срок проведения. Кол-во занятий Задачи

1. Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

• «Помоги Незнайке» - сентябрь,

• «Вышел Ёжик погулять» - октябрь,

• «Рыбка, где ты спишь?» - ноябрь,

• «Наши друзья – Смешарики»- декабрь,

• «Роботы» - январь,

• «Наши защитники» - февраль,

• «Конкурс знаек» - март,

• «Солнечный зайчик у нас в гостях» - ноябрь,

• «Осьминоги» - сентябрь,

• «Хитрая ворона» - октябрь. 10

- учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

- развивать внимание, восприятие, воображение,

- совершенствовать ориентировку в пространстве.

2. Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри-снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости);

• «Муха – чистюха» - сентябрь,

• «Кошкины задачки» - октябрь. 2 - учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам;

- способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания,

- закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими.

- учить детей выявлять закономерности;

- совершенствовать ориентировку в пространстве.

3. Упражнения на развитие характерных качеств мышления: гибкость. Причинность, системность, пространственная подвижность.

• «Разминка юных моряков» - февраль,

• «Мы- мультяшки» - ноябрь,

• «Собачья радость» - октябрь,

• «Мозговой штурм» - март,

• «Отважные путешественники» - март,

• «Приключения мышонка Пика» - декабрь,

• «В поисках клада» - апрель,

• «Пуговкомания» - апрель,

• «Про вредного мальчика и звезды» - ноябрь,

• «Маленькой ёлочке весело зимой» - декабрь 10 - учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

- развивать наблюдательность детей.

4. Упражнения на выделение признаков объекта, предмета:

цвет, его оттенки;

величина, форма.

• «Умные кубики» - январь,

• «Снеговик и дети» - январь. 2 - развивать способность к овладению сенсорными эталонами, их взаимо комбинациями.

- учить детей при помощи суждений делать умозаключения,

- способствовать расширению словарного запаса детей.

- развивать воображение.

5. Упражнения на формирование приемов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

• «Дед Мороз и Санта-Клаус» - декабрь,

• «Приключения Лунтика» - сентябрь,

• «Снежинка на ладошке» - январь,

• «Идет бычок, качается…» - май,

• «Русские богатыри» - февраль.

• «Сегодня мы – спасатели» - февраль,

• «Бабочки бывают разные…» - май,

• «Нам, платочек, помоги, дорогу к знаниям укажи…» - апрель.

• Конкурс «Логические лабиринты» - март,

• «Космические превращения» - апрель. 10 - учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;

- учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

- учить детей выявлять закономерности;

- способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания,

- учить детей мысленно распределять предметы в группы по их свойствам;

- закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими

6. Упражненя на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств).

• «Раз-цветочек, два-цветочек» - май,

• «Волшебные палочки – счётные» - май. 2 - развивать логико-математические способности; умение доказывать свою точку зрения.

Изучение результативности реализации программы.

Для изучения результативности реализации программы проводится исследование уровня развития логического мышления и его операций, для

чего применяются следующие методики:

1. «Невербальная классификация».

2. «Последовательные картинки».

3. «Исключение лишнего».

4. «Размести фигуры».

5. «Обобщающее слово».

Итоговые формы учёта и контроля.

• Итоговые открытые занятия;

• Мониторинг (промежуточный (январь) и итоговый (май) уровня усвоения операций логического мышления.

Критерии Шифр ребенка

(Ф. И. или символ)

Сентябрь январь май

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Выполняет инструкции педагога.

-Умеет устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

-Умеет объединять и распределять предметы по группам.

-Свободно оперирует обобщающими понятиями.

-Умеет делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

-Может находить закономерности в явлениях, умеет их описывать.

-Ориентируется в пространстве и на листе бумаги.

-Может при помощи суждений делать умозаключения.

-Имеет достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний.

-Умеет работать в паре и микрогруппе.

-Умеет запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

-Заинтересован в результатах своей работы.

Критерии оценки:

3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.

2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.

1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.

Публикации по теме:

Конспект игры по развитию логического мышления для старшего дошкольного возраста «Умники и умницы» Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Программное содержание. Задачи: Развивающие: • Развивать потребность в интеллектуальной активности.

Игровой занимательный материал как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху активной информатизации и компьютеризации и уже наравне со взрослыми владеют различными гаджетами, планшетами,.

Консультация для родителей. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста .

Опыт работы воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Обобщение передового педагогического опыта. Содержание. №пп Содержание № страницы 1 Условия возникновения и становления опыта 3 2 Актуальность.

Рабочая программа «Бумажные чудеса» на летний период для детей старшего дошкольного возраста Целевой раздел Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период.

Рабочая программа кружка «Веселый светофорик» для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) .

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений».

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Аннотация. В дошкольном возврате игра – основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка.

Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Тема самообразования «Развитие логического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Логическая азбука»
Опубликовано: 28 октября 2019 в 12:05
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД