Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» для 1–4 классов

Ольга Яськова
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» для 1–4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработанав соответствии с требованиями:

• Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 13, 48 часть 1 п. 1);

• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373;

• Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

• Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Брянской области на переходный период до 2021 года;

Учебного плана начального общего образования на 2019 - 2020 учебный год;

• Основной образовательной программы начального общего образования МОУ-СОШ С. Найтоповичи

Программа «Русский (родной) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

• Цели изучения курса русского родного языка в 1-4 классах:

• совершенствование коммуникативных умений;

• развитие языковой интуиции;

• включение учащихся в практическую речевую;

• деятельность на русском языке;

• первое знакомство с фактами истории родного языка;

• расширение представлений о различных методах

• познания языка.

Основные задачи реализации содержания предметной области «Родной (русский) язык»: формирование первоначальных представлений

• единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

• Нормативный срок освоения учебного предмета «Русский (родной) язык» на уровне начального общего образования – 4 года – 1,2,3,4 классы. На изучение учебного предметана уровне начального общего образования выделяется 170 часов : в 1 классе - 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2,3,4 классах по 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский (родной) язык»

Личностные результаты

1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»:

• осознавать роль речи в жизни людей;

• оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

• объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.);

• осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

• осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

• оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

• анализировать тактичность речевого поведения в семье;

• объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов;

• оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);

• осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

• осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

• понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

• объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

• осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

• отличать истинную вежливость от показной;

• адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

• учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

• осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

• анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

• поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Содержание учебного предмета «Русский (родной) язык»

Язык и культура.

Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Речевая (коммуникативная) ситуация.

Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т. д.). Разнообразие речевых ситуаций. Важность учета речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное);общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить –

слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации

Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой

задаче. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т. д.) Неподготовленная и подготовленная устная

речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Примы подготовки.

Письменная речь.Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чм нам говорят шрифт, иллюстрации.) Способы

правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т. д.

Редактирование и взаиморедактирование.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

Речь. Речевая деятельность. Текст

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова.

Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Структурно-смысловые части в разных текстах.

Вывеска как информационный текст. Этикетные жанры. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Похвала (комплимент, поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Разнообразие текстов,которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учтом

особенностей этих текстов

Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Вторичные речевые жанры.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на

основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, е роль. Цитата в пересказах, е роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения.

Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т. д.

Основная мысль (тезис) в рассуждении.Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль.Доказательства: факты (научные, житейские, ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.

Рассказ по сюжетным рисункам.

Тематическое планирование

№ 1 класс Всего

часов

Наименование разделов и тем

1 Секреты речи и текста 8

2 Русский язык: прошлое и настоящее 9

Итого 17

2 класс

1.

11 Русский язык: прошлое и настоящее 7

2

Язык в действии 6

3

Секреты речи и текста 4

Итого 17

3 класс

1.

11 Русский язык: прошлое и настоящее 9

2

Язык в действии 5

3

Секреты речи и текста 3

Итого 17

4 класс

1.

11 Русский язык: прошлое и настоящее 5

2

Язык в действии 5

3

Секреты речи и текста 7

Итого

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ урока Тема урока Дата проведения

План Факт

Раздел 1. Секреты речи и текста – 8 часов

1. Как люди общаются друг с другом. Предмет и слово. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки.

2. Связь слов и высказываний. Служебные слова. Общение. Устная и письменная речь.

3. Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Вежливые слова.

4. Вежливые слова.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить)

5. Как люди приветствуют друг друга

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми

6. Зачем людям имена

Имена в малых жанрах фольклора

7. Спрашиваем и отвечаем.

8. Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)

Раздел 2. Язык в действии – 10 часов (начало 8 часов)

9. Выделяем голосом важные слова.

10. Роль логического ударения.

11. Роль логического ударения.

12. Как можно играть звуками

13. Звукопись в стихотворном художественном тексте

14. Где поставить ударение

15. Где поставить ударение

16. Смыслоразличительная роль ударения

17. Как сочетаются слова

2 класс

№ разделов и тем Тема Дата Факт

Русский язык: прошлое и настоящее

1. По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка

2 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

3 Каша – кормилица наша

4 Любишь кататься, люби и саночки возить 24/9

5 Делу время, потехе час.

6 В решете воду не удержишь.

7 Самовар кипит, уходить не велит.

Язык в действии

8. Помогает ли ударение различать слова?

9. Для чего нужны синонимы?

10. Для чего нужны антонимы?

11. Как появились пословицы и фразеологизмы?

12. Как можно объяснить значение слова?

13. Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Секреты речи и текста

14. Учимся вести диалог.

15. Составляем развёрнутое толкование значения слова

16. Устанавливаем связь предложений в тексте.

17. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.

Итого: 17 ч

3 класс

№ п/п Тема План Факт

Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч)

1 Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения.

2 Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

3 Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя.

4 Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.

5 Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.

6 Какой лес без чудес. Образные названия растений.

7 Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

8 Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»

9 Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

Язык в действии (4 ч)

14 Как правильно произносить слова.

15 Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка

16 Изложение по рассказу Л. Толстого «Котенок»

17 Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.

4 класс

№ разделов и тем Тема Дата Факт

Русский язык: прошлое и настоящее

1. Не стыдно не знать, стыдно не учиться

2. Вся семья вместе, так и душа на месте

3. Красна сказка складом, а песня – ладом 18/9

4. Красное словцо не ложь 24/9

5. Язык языку весть подаёт

Язык в действии

6. Трудно ли образовывать формы глагола?

7. Трудно ли образовывать формы глагола?

8. Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

9. Как и когда появились знаки препинания?

10. Как и когда появились знаки препинания?

Секреты речи и текста

11. Задаём вопросы в диалоге

12. Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль.

13. Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль.

14. Учимся составлять план текста

15. Учимся пересказывать текст

16. Учимся оценивать и редактировать тексты.

17. Учимся оценивать и редактировать тексты.

Итого: 17 ч

Публикации по теме:

Кроссворд «Удивительный русский язык!»Кроссворд «Удивительный русский язык!» Кроссворд «Удивительный русский язык!»Кроссворд «Удивительный русский язык!» составлен для школьников 6-9 классов с целью проверки их умения.

Математика в старшей школе в условиях ФГОС. Рабочая программа для 10–11 классовМатематика в старшей школе в условиях ФГОС. Рабочая программа для 10–11 классов Рабочая программа учебного предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» разработана на основе следующих документов:.

Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе «Русский язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка». Л. Н. Толстой. Цель проекта: найти в тексте «Сказка о рыбаке.

Рабочая программа по математике для 10–11 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Содержание курса 3. Требования к уровню подготовки учащихся планирование 5. Календарно-тематическое.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Родной язык в ДОУ Республика Северная Осетия - Алания – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Северная Осетия - Алания.

Русский язык. 3 класс. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже Урок русского языка в 3 классе. Составила: учитель начальных классов, высшей квалификационной категории Якушева С. В. Тема: Правописание.

Сценарий логопедического досуга в детском саду «Русский язык — кладезь мудрости» Сценарий беседы о русском языке в детском саду с элементами театральной деятельности. Приурочено к празднованию дня рождения А. С. Пушкина.

Отчет о работе в рамках тематической недели с детьми младшей группы по теме «Русский язык» Цель тематической недели: Формирование интереса у детей к русским народным сказкам, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.

Внеклассное занятие «Люби, цени и знай русский язык» Подготовила учитель Меретукова Сулета Касимовна, государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Школа- интернат.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» для 1–4 классов
Опубликовано: 28 сентября 2019 в 07:48
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Творческий проект детского объединения «Вперед, к звездам!»
Творческий проект детского объединения «Растишки» «Вперед, к звездам ! » Космос всегда был и остается одной из наиболее волнующих человечество загадок....
Картотека хороводных игр
Картотека хороводных Цели: развитие координации, ориентации в пространстве, координации слов с движениями; обогащение двигательного опыта детей;...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме»
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме». Цель: создать коллективную работу «Рыбки в аквариуме» • Продолжать...