Лучший педагог года

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической группы

Юлия Слободенюк
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической группы

Рабочая программа

психолого-педагогического сопровождения детей

логопедической группы

Составлена на основе:

Коррекцонно-развивающая программа психологических занятий с детьми, имеющими нарушения развития речи (для детей 4-7 лет) Составитель-Слободенюк Ю. В.

Публикация «Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической группы» размещена в разделах

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/Крюкова С. В., Слободяник Н. П. – М. : Генезис, 2002. – 208с.

Программа рассчитана на 1 год обучения

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее Программа) разработана педагогом-психологом для коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5 – 7 лет ГДОУ ЛНР «Ясеновский ясли-сад комбинированного вида “Изюминка»

1.2. Нормативно-правовое обеспечение.

Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения ГДОУ ЛНР «Ясеновский ясли-сад комбинированного вида «Изюминка»»

Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

«Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014.

1.3. Принципы построения работы с детьми с ОНР.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

1. Развитие динамичности восприятия.

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2. Продуктивность обработки информации.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т. е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

3. Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4. Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

5. Концентрический.

В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

1.4. Психологические особенности развития детей с ОНР.

Все психические процессы у реб нка – память, внимание, воображение,мышление, целенаправленное поведение – развиваются принепосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.)

1.6. Цель и задачи программы

Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (со ІІ и ІІІ уровнем общего недоразвития речи, принятых в дошкольное учреждение на два года. Программа является коррекционно-развивающей.

Цель программы : осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми с ОНР для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений (своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ОНР);

2. Определять особые образовательные потребности детей с ОНР;

3. Определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

4. Подбирать, совершенствовать и систематизировать методы работы педагога-психолога и учителя – логопеда с программным содержанием.

5. Способствовать развитию всех психически познавательных процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

6. Укреплять физическое и психическое здоровье детей с ОНР, в том числе их эмоциональное благополучие;

7. Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

8. Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.

9. Консультировать и поддерживать семью, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Контингент воспитанников.

Возрастная категория детей - от 5 до 7 лет. Группы формируется в результате заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по направлению комиссии по комплектованию дошкольных образовательных логопедических групп. Логопедические группы составляют дети с нарушением речевого развития (дети с ФФНР, ОНР II и III уровня речевого развития).

Приложение №1

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2. Содержание программы.

Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, педагогами, взрослыми.

Периодичность занятий с детьми – 1 раз в неделю.

Приложение №2

Взаимосвязь с педагогами (консультации, беседы и т. п.) – по запросам

Родители (родительские собрания, беседы, консультации) – по запросам

Длительность занятий с детьми определяется в соответствии с СанПиН в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, а так же цели занятия.

При осуществлении всех направлений психологической деятельности используются индивидуальная и групповая формы организации образовательной деятельности.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Диагностическое направление в группе детей осуществляется 2 раза в год. В начале учебного года (сентябрь) – с целью выявления уровня развития психических процессов и в конце года (май) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития у детей 5-6 лет и уровня школьной зрелости у детей 6-7 лет

Диагностический инструментарий для детей 5-7 лет.

Экспресс-диагностика Павлов Н. Н., Руденко Л. -М. : Генезис, 2008

Методика «Лесенка» (Щур В. Г.)

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В Амен, М. Дорки)

Тест «Катус» М. А. Панфилова

«Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

В логопедической работе традиционно большое внимание (кроме речи, разумеется) направлено на активизацию процессов мышления и улучшение моторики пальцев рук. Но недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов.

Помощь педагога-психолога поможет восполнить пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-личностной сферы детей. Если есть заметные результаты в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это благотворно скажется и на речи.

В связи с этим работа в группе детей 5-7 лет с направлена на развитие эмоционально-волевой сферы.

Методические приемы

Психогимнастика

Релаксационные методы

Коммуникативные упражнения

Мимические и пантомимические этюды

Психомышечная тренировка

Элементы тренинга

Ролевые игры

Коммуникативные игры

Игры - драматизации

Рисунок

2.2. Календарно-тематическое планирование

в логопедической группе №5 «Русалочка».

Методическое оснащение: Коррекцонно-развивающая программа психологических занятий с детьми, имеющими нарушения развития речи (для детей 4-7 лет)

Слободенюк Ю. В.

Количество занятий: общее 18 – 1 раз в неделю.

Длительность одного занятия – 25-35 мин.

Цель программы для детей ОВЗ :

- создание у дошкольников позитивного настроения, психокоррекция эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности у детей-логопатов)

- развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения;

- эффективная стимуляция всего психического развития;

- социальная адаптация с приобретением социальных навыков и умения верить в свои силы.

Дата (месяц) Тема занятия Цель занятия Количество часов

Октябрь Занятие №1 Создать благоприятную атмосферу в группе, удовлетворить потребность в признании, развивать групповую сплоченность, креативное мышление, эмпатию, научить понимать свои чувства, снизить эмоциональное напряжение. 1

Октябрь Занятие №2 Развитие эмоционально выразительных движений, способности к эмпатии, произвольного внимания, креативного мышления, совершенствование коммуникативных навыков, снижение эмоционального напряжения. 1

Октябрь

Занятие №3 Создание благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения, развивать умение правильно оценивать себя, регулировать собственные чувства, эмоции, понимать их, развитие внимания, креативного мышления, воспитание самоуважения, повышение самооценки. 1

Октябрь

Занятие №4 Создать благоприятную атмосферу в группе, совершенствовать фонематический слух, учить регулировать свои чувства, эмоции, развивать внимание, творческое воображение, корректировать негативные личностные черты. 1

Ноябрь

Занятие №5 Снятие мышечного напряжения, создание благоприятной атмосферы в группе, коррекция негативных черт характера, развитие сообразительности и наблюдательности, мышления, произвольного внимания, дыхания, совершенствование коммуникативных навыков. 1

Ноябрь

Занятие №6 Снятие телесных барьеров, создание благоприятной атмосферы в группе, коррекция негативных черт, агрессивности, развитие дыхания, внимания, самоконтроля, эмоциональности и выразительности движений детей-логопатами. 1

Ноябрь

Занятие №7 Создать благоприятную атмосферу в группе, развивать произвольное внимание, мышление, активный и пассивный словарь, снять эмоциональное напряжение, улучшить коммуникативные навыки, корректировать агрессивность. 1

Ноябрь

Занятие №8 Создание благоприятной атмосферы в группе, коррекция импульсивности и невнимательности, тренировка волевых качеств, развитие внимания, тактильных ощущений. 1

Декакбрь Занятие №9 Создание благоприятной атмосферы в группе, совершенствование фонематического слуха, эмоционально выразительных движений, тренировка волевых качеств, развитие тактильных ощущений, координации движений, коррекция агрессивности. 1

Декабрь Занятие №10 Создать благоприятную атмосферу в группе, тренировать волевые усилия, обогащать пассивный и активный словарь, артикуляционный аппарат, создавать позитивный настрой, развивать внимание, тактильные ощущения, креативное мышление, воображение. 1

Декабрь Занятие №11 Создание благоприятной атмосферы в группе, обогащение активного и пассивного словаря, развитие умения находить противоположности, совершенствование коммуникативных навыков, снижение тревожности, активизация двигательной деятельности. 1

Декабрь Занятие №12 Создание благоприятной атмосферы в группе, обогащение активного и пассивного словаря, развитие умения находить похожее, развитие памяти, мышления, внимания, коммуникативных навыков, активизация двигательной деятельности. 1

Январь Занятие №13 Развивать внимание, мышление, моторно-слуховую память, активный и пассивный словарь, эмоционально выразительные движения, снять эмоциональное напряжение, корректировать импульсивность, формировать готовность понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых. 1

Январь Занятие №14 Создать благоприятную атмосферу в группе, развивать произвольное внимание, мышление, память, активный и пассивный словарь, совершенствовать коммуникативные навыки, снять эмоциональное напряжение, обогащать словарный запас. 1

Январь Занятие №15 Создать благоприятную атмосферу в группе, обогащать активный и пассивный словарь, совершенствовать коммуникативные навыки, снизить эмоциональное напряжение, скорректировать страхи, снизить тревожность, преодолеть замкнутость и пассивность. 1

Январь Занятие №16 Создать благоприятную атмосферу в группе, обогащать активный и пассивный словарь, совершенствовать коммуникативные навыки, снизить эмоциональное напряжение, тревожность, корректировать страхи, преодолеть застенчивость и пассивность 1

Февраль Занятие №17 Создать благоприятную атмосферу в группе, обогащать активный и пассивный словарь, развивать внимание, память, мышление, совершенствовать коммуникативные навыки, снизить эмоциональное напряжение, тревожность, корректировать страхи, повышать самооценку. 1

Февраль Занятие №18 Создать благоприятную атмосферу в группе, обогащать активный и пассивный словарь, развивать внимание, память, креативность мышления, совершенствовать коммуникативные навыки, снизить эмоциональное напряжение, тревожность. 1

ИТОГО 18 занятий 18

Календарно-тематическое планирование

по программе С. В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

Цель программы : Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Количество занятий: общее 15: (декабрь – март) 1 раз в неделю.

Продолжительность: Занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут. Оптимальное количество детей в группе 5-7человек.

Дата (месяц) № Тема занятия Цель занятия Количество часов

декабрь 1 Робость 1. Повышение у детей уверенности в себе.

2. Сплочение группы

3. Знакомство с чувством робости. 1

2 Радость-1 1. Первичное знакомство с чувством радости.

2. Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

3. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. 1

3 Радость-2 Продолжение знакомства с чувством радости. 1

4 Радость-3 1. Продолжение знакомства с чувством радости.

2. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого. 1

январь 5 Радость-4 Закрепление и обобщение знаний о чувстве радости. 1

6 Страх-1 1. Знакомство с чувством страха.

2. Изучение выражений эмоциональных состояний в мимике. 1

7 Страх-2 1. Продолжение знакомства с чувством страха.

2. Поиск путей преодоления страха.

3. Развитие эмпатии, умения сопереживать другим. 1

8 Страх-3 1. Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям.

2. Развивать умение справляться с чувством страха.

3. Учить детей выражать чувство страха в рисунке. 1

февраль 9 Страх-4 Продолжение знакомства с чувством страха. 1

10 Удивление 1. Знакомство с чувством удивления.

2. Закрепление мимических навыков. 1

11 Самодовольство Знакомство с чувством самодовольства. 1

март 12 Закрепление знаний о чувствах Закрепление умения различать чувства 1

13 Злость 1. Знакомство с чувством злости

2. Тренировка различать эмоции. 1

14 Стыд, вина Знакомство с чувством вины 1

15 Отвращение, брезгливость Знакомство с чувством отвращения 1

ИТОГО 15

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

субъектов образовательного процесса предусматривает, что педагог-психолог :

- знакомит педагогов, родителей и администрацию образовательной организации с современными исследованиями в области психологии раннего и дошкольного возраста;

- просвещает педагогов, администрацию образовательной организации и родителей (законных представителей) с основными условиями благоприятного психического развития обучающихся в ходе консультирования, посредством психолого-педагогических рекомендаций, родительских собраний;

- ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) по учету возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, его интересов и склонностей, особенностей поведения, миропонимания, в том числе одаренности;

- способствует формированию психологической культуры субъектов образовательного процесса, сохранению и укреплению их психологического здоровья;

- информирует о факторах, препятствующих развитию личности воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической группы
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 15:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД