Папки-передвижки

Рабочая программа в средней группе

Раабе Нина Яковлевна
Рабочая программа в средней группе

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа средней группы (далее Программа) разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подсосновская средняя общеобразовательная школа», с учётом основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей, запросов воспитанников и родителей (законных представителей). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса.

Публикация «Рабочая программа в средней группе» размещена в разделах

Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учё том их возрастных индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическому социально- коммуникативному, познавательному, речевому, физическому и художественно-эстетическому развитию, которые включают в себя регламентированные виды деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, конструктивная, музыкальная)

Нормативно-правовое обеспечение

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-

13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подсосновская средняя общеобразовательная школа»;

Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подсосновская средняя общеобразовательная школа» в части дошкольного образования;

Положение о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подсосновская средняя общеобразовательная школа» в части дошкольного образования.

Обязательная часть Программы разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А---4-е изд., перераб. - М. : Мозаика –СИНТЕЗ, 2018, 352 с. и реализуется в течение всего периода и времени пребывания ребенка в ОУ. Она предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», Новоскольцева И., Каплунова И. ,

Образовательная область «Речевое развитие» Программа по развитию речи в детском саду. Ушакова О. С.

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО

Целью реализации Программы является : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: познавательно-исследовательской, коммуникативной, восприятие художественной литературы, изобразительной, двигательной, конструктивной, музыкальной.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: (п. 1.6 ФГОС)

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности целей, задачи содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

На основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а так же взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

В Программе учитываются :

• индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

• возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Цели и задачи по реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

1. Развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи.

2. Развитие лексической стороны речи

3. Формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы.

4. Развитие звуковой стороны речи

5. Развитие образной речи.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы и подходы к формированию обязательной части Программы отражены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018 (с 11-13).

Основные принципы:

1. Принцип развивающего образования (в Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства).

2. Принцип культуро сообразности (реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

3. Принцип научной обоснованности и практической применимости.

4. Принцип полноты, необходимости и достаточности.

5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.

6. Принцип системности и непрерывности:

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,

- наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий,

- взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования,

7. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.

Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка в основе которой заложены следующие международные принципы:

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников и детей).

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Особая роль в Программе уделяется :

- игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве;

- развивающему обучению и научному положению Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие (воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»).

Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Так же программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Основные подходы:

1. Личностно-ориентированные подход:

Приоритет Программы – воспитание свободного содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников. Целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации, развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,

креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,

овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Принципы и подходы к формированию части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Принципы и подходы формирования программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», Новоскольцева И., Каплунова И.

В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, лежат следующие принципы:

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению, нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами.

• Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.

• Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.

• Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:

• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.

• Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей – 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что.», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Образовательная область «Речевое развитие». Принципы и подходы формирования Программы по развитию речи в детском саду. Ушакова О. С.

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»);

-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

-строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;

-реализует принцип индивидуализации образования.

Образовательная область «Познавательное развитие» ФЦКМ «Наша Родина - Алтайский край»

В основу реализации программы положены следующие принципы:

- принцип историчности предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

– принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;

– принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

– принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

– принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Подходы:

- личностно-ориентированный – направлен на развитие всех качеств личности.

Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.

- культурологический – подчеркивает ценность уникальности пути развития

– своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

– диалектический – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимо переходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.

- -компетентностный – выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей

Основными участниками реализации программы являются : дети средней группы (4-5 лет, родители (законные представители, педагоги.

В основу организации образовательного процесса определён комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

В Программе определены виды деятельности в соответствии с возрастом детей.

В среднем дошкольном возрасте выделены следующие виды деятельности:

-игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а так же игру с правилами и другие виды игры);

-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

-восприятие художественной литературы и фольклора (беседа по художественному произведению, драматизация, заучивание и др.)

-познавательно – исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

-изобразительная ;

- музыкальная ;

- двигательная.

В группе целенаправленно ведётся работа по формированию у детей здорового образа жизни, созданы условия для развития двигательной активности детей.

Физкультурно-оздоровительная работа ведётся в тесном контакте с медицинским персоналом. Ежемесячно и ежеквартально в детском саду осуществляется анализ заболеваемости.

Педагогами используются разнообразные формы физической активности детей.

Образовательный процесс осуществляется по двум режимам с учетом теплого и холодного периодов года.

Обучение ведется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа в средней группе
Опубликовано: 18 февраля 2022 в 05:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД